Режим охраны гос. и служебной тайны в соответствии с Законом РБ «О государственных секретах» 1994 г.

Настоящий Закон определяет правовые основы отнесения сведений к государственным секретам, их засекречивания, рассекречивания и защиты, а также регулирует отношения, возникающие при обращении с государственными секретами, в целях обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь. Государственные секреты - сведения, защищаемые государством в целях предотвращения их несанкционированного распространения и создания угрозы национальной безопасности Республики Беларусь, а также конституционным правам и свободам граждан. Допуск к государственным секретам - право на доступ к государственным секретам физического лица или на осуществление деятельности юридического лица с использованием сведений, составляющих государственные секреты, санкционированное в порядке, установленном актами законодательства Республики Беларусь. Доступ к государственным секретам - полномочие на ознакомление и (или) работу физического лица со сведениями, составляющими государственные секреты, предоставленное в порядке, установленном актами законодательства Республики Беларусь. Защита государственных секретов - принятие предусмотренных настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь правовых, организационных, технических, программных и иных мер по предотвращению несанкционированного распространения сведений, составляющих государственные секреты. Сведения, составляющие государственные секреты, - информация, которая в соответствии с законодательством Республики Беларусь отнесена к государственным секретам, закреплена на их носителях и представлена в виде, позволяющем ее распознавать и идентифицировать. Средства защиты государственных секретов - технические, криптографические, программные и другие средства, используемые для защиты государственных секретов, а также средства контроля эффективности защиты государственных секретов. Статья 6.Органы защиты государственных секретов. К органам защиты государственных секретов относятся: Межведомственная комиссия по защите государственных секретов; уполномоченный государственный орган по защите государственных секретов; органы государственной безопасности Республики Беларусь; Государственный центр безопасности информации при Президенте Республики Беларусь; республиканские органы государственного управления; иные государственные органы и организации, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственным секретам и их защите.

Сведения, несанкционированное распространение которых создает или может создать угрозу национальной безопасности Республики Беларусь, а также конституционным правам и свободам граждан, подлежат отнесению к государственным секретам. Статья 22. Организация защиты государственных секретов. Юридические и физические лица, имеющие допуск к государственным секретам, осуществляют их защиту в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь. Руководители юридических лиц, имеющих допуск к государственным секретам, обязаны организовать защиту государственных секретов. Статья 36. Надзор за обеспечением защиты государственных секретов. Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства Республики Беларусь о государственных секретах осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры в пределах их компетенции.

Понятие должностного лица.

В зависимости от характера полномочий, определяющих роль государственных служащих в осуществлении государственно-властных функций.

Они делятся на:

1. должностных лиц;

2. оперативный состав (еще его называют функциональный состав);

3. вспомогательный персонал.

Должностными лицами называются государственные служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (например, издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы, совершать регистрационные действия). К ним относятся также служащие, которые не совершают таких действий, но руководят деятельностью подчиненных им работников и уполномочены предъявлять к ним обязательные к исполнению требования (например, руководители многих структурных подразделений органов - начальники управлений, отделов в системе органов управления МВД Республики Беларусь).

Должностные лица совершают юридические действия властного характера, связанные с управлением людьми, но наделяются для этого разными по объему и характеру полномочиями. Наиболее широкими властными полномочиями обладают руководители государственных органов, предприятий, учреждений и организаций Руководители принимают решения по различным вопросам; являются распорядителями кредитов, принимают на работу, применяют к подчиненным меры поощрения и дисциплинарной ответственности.

Среди должностных лиц особый статус занимают представители административной власти - это должностные лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования (давать предписания, указания) и применять меры административного воздействия к лицам, не находящимся в их подчинении (санитарные врачи, работники милиции, работники налоговой инспекции и др.).


БИЛЕТ 14

Наши рекомендации