Определение понятия административного права в научной и учебной литературе
Наука административного права — это система научных представлений, знаний и теоретических положений о закономерностях, действующих в сфере административного права.Предмет науки административного права включает в себя административно-правовые категории, практику органов исполнительной власти, историю развития административного права. Основной задачей науки административного права является подготовка новых и изменение действующих нормативных актов, направленных на укрепление государственности, создание условий для интенсивного экономического развития, политической и социальной стабильности.
Административное право является отдельной самостоятельной отраслью права. Это управленческое право, представляющее собой совокупность норм о государственном управлении. Действие норм административного права распространено там, где присутствует государственное управление.
Предмет административного права - это совокупность общественных отношений.
В зависимости от субъектов административных правоотношений выделяют следующие виды таких отношений:
- между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления (например, между Советом Министров и министерством);
- между органами государственного управления, обладающими одинаковой компетенцией, т.е. не связанными отношениями подчиненности (между двумя министерствами);
- между органами государственного управления и подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями (Министерство промышленности и концерн Беллегпром);
- между органами государственного управления и не подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями (например, исполком и предприятие, осуществляющее свою деятельность на соответствующей административно-территориальной единице);
- между органами государственного управления и гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Предмет правового воздействия определяет специфику метода регулирования. Человек - существо общественное. Совместная деятельность предполагает управление. Управленческие отношения существуют постольку, поскольку существует человеческое общество. Управление предполагает доминирование, преобладание одной воли над другой, а часто и подчинение одного лица другому, юридически оформляется неравенство, этим объясняются особенности административно-правового метода.
Главные признаки метода административного права:
- юридическое положение сторон: юридическое неравенство, асимметрия субъектов управленческих отношений, что связано с подчинением одной стороны другой, которое может быть а) линейным («начальник - подчиненный»), б) функциональным («инспектор - контролируемый»);
- юридические факты: административно-правовые отношения чаще всего возникают в связи с событиями, односторонними волеизъявлениями;
- права и обязанности субъектов административных правоотношений: нормами точно определяются права и обязанности сторон;
- защита прав и интересов субъектов правоотношений: в основном права участников, споры между ними решаются: в административном порядке (управляющим субъектом) или в судебном порядке.
Итак, под методом административно-правового регулирования понимают совокупность приемов и способов, посредством которых административное право воздействует на общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, с целью их регуляции и охраны.
Особенности. В отличие от гражданского права, где характерно применение методов диспозитивности, автономии воли сторон, уравновешивающих субъектов имущественных отношений, предоставляющих им возможность самостоятельно устанавливать права и обязанности, административно-правовому регулированию свойствен в основном имперaтивный метод. Он закрепляет юридическое неравенство сторон, субъектов административно-правовых отношений, что обусловлено необходимостью подчинения одной стороны другой. Однако использование императивного метода в административном праве не является исключительным, поскольку динамичное развитие данной отрасли позволяет также использовать в регулировании общественных отношений и другие методы, например рекомендаций, согласования, взаимной ответственности.