Определение понятия идеологии в отечественной научной литературе

Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в докладе «О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию» на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов 27 марта 2003 г. дал следующее определение идеологии: «Идеология – это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых действиях, побуждающих людей стремиться к поставленным целям»[27].

Определение понятия идеологии в отечественной научной литературе - student2.ru

ЛУКАШЕНКО

АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ

(30.08.1954 г..

г.п. Копысь Оршанского р-на Витебской обл.)

ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

( избран 10.07.1994г.,

повторно избран на всенародных выборах 09.09.2001г. и 19.03.2006г.)



А.Г. Лукашенко в апреле 1996 г. избран Председателем Высшего Совета Сообщества Бела- руси и России.

С апреля 1997 г. – Председатель Высшего Совета Союза Беларуси и России.

Почетный академик Российской академии со- циальных наук. Лауреат Международной премии имени М. Шолохова «За мужественную политиче- скую публицистику и самоотверженную пози- цию в защите народных интересов».

27 сентября 1998 г. Белоруской православ- ной церковью награжден Орденом Креста Святой Евфрасиньи Полоцкой за большой вклад в духов- ное возрождение народа.

Окончил два высших учебных заведения Моги- левский государственный университет им. А.А. Кулешова (1975) и Бело- русскую сельскохозяйст- венную академию (1985). Историк, экономист.

В 1975 – 1977 гг., а затем в 1980 – 1982 гг. А.Г. Лукашенко служил в пограничных войсках и в Советской Армии.

В 1990г. А.Г. Лукашенко избирается народным депутатом Ве- рховного Совета Респу- блики Беларусь.

А.Г. Лукашенко объе- динил усилия граждан страны по проведению экономической реформы, совершенствованию ра- боты государственных органов, реформе образо- вания и здравоохранения, развитию национальной культуры.

Референдумы 1995 г. и 1996 г. определили конституционное уст- ройство страны, решили языковые проблемы, утвердили государствен- ные символы, недву- смысленно высказались за союз с Россией.

По инициативе Главы государства был создан мощный демократиче- ский институт активи- зации общественного мнения страны – в октябре 1996 г. впервые было проведено Всебело- русское народное собра- ние, определившее на- правление развития стра- ны до 2000 года Второе Всебелорусское народное собрание в мае 2001г. утвердило программу развития страны на сле- дующие пять лет.

Выступая на втором Всебелорусском народ- ном собрании, А.Г. Лукашенко так охаракте- ризовал сущность пере- мен с 1994 года:

«Мы впервые в истории Белорусского народа создали незави- симое суверенное бело- русское государство.

Мы создали эффек- тивную действующую систему государствен- ного управления, то что в народе называют «верти- каль власти»…

Мы сохранили и укрепили структуры обеспечения националь- ной безопасности и обороноспособности страны.

Мы уберегли страну от мафиозных кланов, не дали криминалу стать политической силой и прорваться во власть. В стране нет разрухи, коррупции, разбоя, бес-порядка и беззакония.

Мы остановили гало- пирующую инфляцию, сократили дефицит госу- дарственного бюджета. И это без всякой помощи извне.

Мы не разбазарили народное достояние, не нахватались иностран- ных займов, не влезли в долги , отдавать которые пришлось бы детям и внукам.

Мы отстояли и раз- вили социальные гаран- тии для людей – жилье, пенсии, бесплатные за счет бюджета образо- вание и лечение.

Мы закрепили разви- ли позитивные тенден- ции к устойчивому эко- номическому росту.»

Был дан импульс раз- витию гражданского об- щества как системы общественных организа- ций, способных спло- ченно выражать и отста- ивать национальные ин- тересы и традиции. В стране прошли съезды Белорусского союза жен- щин Белорусского пат- риотического союза мо- лодежи, учителей, судей, представителей других социальных слоев об- щества. В рамках повышения уровня рабо- ты местных органов вла- сти и с целью уско- ренного развития регио- нов был проведен Съезд депутатов Советов депу- татов Республики Бела- русь.

Много времени и сил отдает Президент укре- плению и развитию твор- ческих организаций, ра- боте с молодежью, науч- ным и педагогическим корпусам, положению в области здравоохранения и образования, пенсион- ного обеспечения, меж- конфессиональных отно- шений, связям с Право- славной церковью, объе- диняющей 80% верую- щих в стране, а также с белорусской диаспорой за рубежом.

Деятельность Главы государства неотделима от жизни страны, жизни трудовых коллективов и простых людей. Нет ни одного примечательного события в жизни Бела- руси последних 5-7 лет, на которые бы не оказали влияние энергия и воля первого Президента стра- ны, работающего во имя своего Отечества и своих сограждан.

А.Г. Лукашенко сфор- мулировал новые подхо- ды к организации идео- логической работы, спра- ведливо отмечая, что «идеология для государ- ства то же самое, что иммунная система для живого организма», это та сфера, где надо не приказывать, а разъя- снять, убеждать, пони- мать и верить». Кроме того «идеологию госу- дарства надо выстраивать на своем родном фунда- менте», «каждая нация растет и развивается на своей родной идеоло- гической почве. Также будем поступать и мы».

Третье Всебелорус- ское собрание в марте 2006 года утвердило про- грамму социально-эконо- мического развития Рес- публики Беларусь на 2006-2010 гг.

Академик Национальной академии наук Беларуси Е.М. Бабосов предложил структурную дифференциацию идеологии в ее «горизонтальном и вертикальном разрезах» [28].

Профессор А.С. Майхрович , позитивно определяя основные функции идеологии в обществе как функции «духовной регуляции», подчеркивал, что идеология является «одной из форм внутренней духовной регуляции различных социальных общностей и государственных образований», раскрывая механизм «духовно-идеологической регуляции социальной жизни» и «регулятивно-организационной и консолидирующей роли идеологии», определяя, что «в целом идеология является своеобразной формой сознания, специфическим мировоззренческим порождением, которое существует в системе других объемных духовных явлений наряду с правом, наукой, нравственностью, философией, искусством, религией»[29]. Она тесно взаимодействует с ними, не смешиваясь, однако, в выполнении своей специфической регулятивно-организационной и консолидирующей роли относительно того сообщества …внутри которого она рождается, и потребность которого она выражает и отстаивает, выполняя тем самым функцию его самоутверждения и укрепления».

Свое видение понятия идеологии определяет профессор БГУ П.П. Украинец. По ее мнению, «под идеологией понимается логически связанная система идей, ценностей, теоретико-философских концепций, отражающих цель деятельности той или иной социальной общности, личности, и обоснование путей ее осуществления»[30]. При этом она подчеркивает, что «идеология всегда ориентирована на практические человеческие интересы и потребности», ссылаясь на то, что в западных системах идеологической компоненте придается исключительное значение, и цитируя утверждение зарубежных специалистов о том, что «организация, лишенная идеологии, сначала теряет опору, а затем и рынок».

Определение идеологии содержится в работе белорусских ученых В.В. Шинкарева и Л.В. Вартановой [31]. Идеология трактуется ими как «социально значимая, теоретически оформленная система идей и взглядов, представляющих собой определенный способ общественного социально-группового мышления, защищающих в обязательной для всего общества форме интересы и ценности государства, отдельных социальных групп, определяющих цели, пути и средства их реализации с помощью государства»[32].

Профессор Я.С. Яскевич определяет идеологию как «систему исторически сложившихся концептуально-теоретических взглядов и идей, а также эмоционально-психологических средств, выражающих основные социальные программы и приоритеты, интересы и цели, идеалы и ценности определенных социальных общностей и организаций, наций и государств, политических партий и общественных движений, направляющих их деятельность на сохранение или преобразование существующего общественного устройства»[33].

По-новому структурирует определение идеологии и профессор В.А. Мельник. Он считает, что идеология состоит из четырех составляющих (культурно-исторической, политической, экономической и социогуманной) и трех уровней (верхнего, включающего концепции; среднего – государственные документы и конституции; нижнего – СМИ, книги и т. д.)[34]

Профессор С.В. Решетников определяет идеологию белорусского государства как «…учение о нормах жизни, идеалах и ценностях белорусского народа, об идеологической политике государственных институтов, об идеологических процессах, характеризующих цели и особенности белорусского пути общественного развития»[35]

Доктор юридических наук, профессор С.Н. Князев и доктор философских наук профессор В.М. Чуешов считают, что «идеология государства является совокупностью исторических, экономических, политико-правовых мировоззренческих принципов, целей, ценностей, идеалов и убеждений, которые обеспечивают самосознание, воспитание и коммуникацию людей внутри государства, а также между государствами в современном взаимосвязанном и глобализирующемся мире».[36]

Авторы и разработчики общественно-инициативного инновационного проекта П.Г. Никитенко, В.А. Гребень, Е.П. Сапелкин[37] рассматривают сущность и значение идеологии в содержательном тезаурусе, понятийной системе знаний гуманитарных и естественных наук. Исходным основанием авторской концепции является философское миропонимание. Теоретической и методологической основой является применение методов диалектики, системного анализа, социального проектирования и прогнозирования исследуемой проблемы, методов исторической реконструкции, компаративного анализа трудов отечественных и зарубежных ученых по идеологии. Идеология рассматривается как система идеалов, ценностей, интересов, убеждений, верований и норм той или иной общности (личности, группы, общества в целом), на основе которых формулируются интегративные политико-экономические, правовые, социальные программы и проекты, определяющие цель деятельности, пути и средства ее достижения. Идеология – селекционный механизм познания социальной действительности, определяющий выбор путей, форм, методов и средств устойчивого социально-экономического инновационного развития общества. Такая точка зрения позволяет определить главное: в эпицентре государственной идеологии находится человек с его интересами и потребностями, идеалами и ценностями, жизненными планами. Автор данного издания концентрирует внимание на нормативно-правовых аспектах идеологии белорусского общества и государства, прежде всего, Конституции Республики Беларусь, других важнейших источниках права, выступлениях Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. Практически рассмотрение всех проблем базируется на конституционных принципах и нормах. Среди них можно выделить следующие группы социально-правовых принципов: нравственно-правовые (социальная справедливость, свобода, юридическое равенство всех перед законом, безопасность, гласность, гуманизм (человек – высшая ценность), веротерпимость, защита социально слабых, гармоничное сочетание личных и общественных интересов, стимулирование социально-полезной активности субъектов правоотношений; политико-правовые (народовластие, подконтрольность государственной власти народу, разделение властей, сочетание национального и интернационального, интересов региона и центра); экономико-правовые (экономический плюрализм, многообразие форм собственности, безопасность труда, социальное партнерство и др.); эколого-правовые (охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и др.).

Ядро идеологии социальной гармонии и взаимной ответственности («Государство – для народа, человек – во благо своего Отечества») определяется согласием в обществе относительно общеприемлемых ценностей, касающихся устройства страны и общезначимых целей развития. Ключевые факторы этого ценностного пространства – Отечество, социальная справедливость, достоинство человека и страны.Это все то, что определяет патриотически ориентированное содержание мировоззрения гражданина современного государства.

Наши рекомендации