Крестьянский вопрос в царствование Николая I.
(лекции + уч.Фёдорова)
Чернов связывает этот вопрос с проблемой сословий, поэтому будет неплохо затронуть политику предыдущих правителей в отношении крестьянского вопроса.
Сословия есть результат гос. политики. Они появляются не просто так — они служат гос-ву. В основе любого сословия лежит собственность. С крестьянством всё сложно — должна решиться проблема собственности. Она есть только у черносошных крестьян. Их как раз-таки можно объединить в сословие (это как раз и хочет сделать Екатерина II: в проекте сущ-ла жалованная грамота крестьянам, в основе кот.были черносошные). При Николае I появл. мин-во уделов.
Для дворян сущ. 2е главные проблемы: земля и рабочие руки. Стремление получить больше прав над своими крестьянами появилось именно в XVIII в. Поэтому крепостнический режим формировался более в XVIII, нежели в XVII. Начиная с 1730 г. дворяне, получающее всё больше прав, отнимают таковые у крестьян. Завершается это к концу 60х XVIII в. - помещичьи крестьяне лишились остатков своих прав — осталось лишь право на жизнь.
В связи с этим сословие выстроить нельзя. Кроме того, во 2/2 XVIII в. увеличивается кол-во помещичьих крестьян (раздача Екатериной и Павлом). Без выстраивания крестьянского сословия мы не получим целостного сословного строя, что мы и имеем в к. XVIII в. Нерешённая проблема переходит в ½ XIX в.
В 1765 г. Екатерина II создаёт «Вольное экономическое общ-во» - здесь собираются интеллигенты, кот.должны решать проблему земледелия. Она решает провести конкурс: на повестке дня вопрос - «Стоит ли давать крестьянам собственность?». Сначала она делает это анонимно — большинство членов общ-вавозмущены самим вопросом. Тогда она открывает завесу анонимности — из уважения начинается обсуждение вопроса. Т.о. Вопрос об отмене крепостного права исходит от самого правительства. Это объясняется тем, что лишь через отмену креп.права гос-ву можно создать крестьянское сословие. Гос-ву это нужно для того, чтобы укрепить себя и монархию. При Екатерине этот вопрос, в принципе, и не мог быть решён, т.к. Поэтому в этом «конкурсе» победили те, кто отрицал необходимость отмены креп.права. Поэтому она отступает.
К этому вопросу вернулся Павел I — знаменитый указ о 3хдневной барщине. Но он носит рекомендательный хар-р и решение опять уходит.
1803 — указ о вольных хлебопашцах — выкупаться на волю крестьяне должны с землёй. Александр I идёт на нарушение жалованной грамоты: наступление на права дворянства. Какая-то часть дворян станет выполнять этот указ. Однако, за время действия этого указа было отпущено лишь 47 тыс. крестьян — 0,5 %. Однако, глав.задачей Александра было построение администрации, поэтому крест. вопрос уходит на 2ой план и становится основным при Николае I.
Уже перед 1ым Секретным комитетом он ставит след.задачи: разработать программу царствования и предоставить программу решения крестьянского вопроса. Николай, в отличие от предшественников, придерживается идеи безземельного освобождения крестьян. Также придерживается принципа двуединой реформы: сущ. 2е деревни — гос-венная и помещичья; необходимо показать пример помещикам и реформировать гос. деревню.
Секретный комитет будет работать до 30х гг., после чего выдаст Николаю готовую программу. В 1835 Николай созывает 2ой Секретный комитет. Здесь появляется П.Д. Киселёв, кот.в дальнейшем станет опорой Николая в решении крестьянского вопроса.
2ой Секретный комитет предлагает 3 этапа:
1. Необходимо реализовать указ Павла 1797 г. Крестьянин будет оставаться зависимым, но повинность будет регламентирована;
2. необходимо ввести инвентари (документы, кот.прописывают все повинности крестьян). Будет уничтожена личная зависимость крестьян.
3. Дать личную свободу. Появится лично свободный, но безземельный крестьянин, кот.в дальнейшем будет сделан арендатором.
Этот план утопичен, но Николаю он понравился. В 1836 г. он создаёт 5ое отделение, во главе кот.стоит Киселёв. Это отделение получит губернию, в кот.должны быть проведены реформы, на основе кот. будут реформированы гос. деревни. В 1837 г. появляется Министерство, занимающееся этой реформой.
В результате работы над реформами гос. деревни, их положение улучшается, доходы, поступающие в казну, увеличиваются. К 40м гг. Николай уверен в успехе реформ. Он отказывает от 1го пункта и переходит ко 2ому. Он созывает 3ий Секретный комитет в 1839, кот.в полной мере отразил неготовность помещиков к этим реформам. В 1842 выходит указ об обязанных крестьянах — его стали придерживаться лишь 2 помещика (оба поляки).
Ещё меньшее применение имел указ 8 ноября 1847 о праве крестьян, продававшихся за неуплату долгов, выкупаться на волю.
3 марта 1848 г. был издан закон, предоставлявший крестьянам право покупать землю (до этого лишь на имя помещика). Крестьянин мог купить землю лишь с позволения помещика. Но приобретённая земля не была защищена законом — помещик мог завладеть этой землёй, т.к. закон запрещал крестьянам возбуждать иск против своего владельца.
Николай I, хотя и относился к крепостному праву отрицательно, указывал на несвоевременность проведения этой меры в данный момент. Опасность освобождения крестьян он видел в том, что упразднение власти помещиков над ними неизбежно затронет и самодержавие. Поэтому проводимые меры в крестьянском вопросе носили паллиативныйхар-р: они были направлены на отмену наиболее одиозных и вопиющих сторон крепостничества.
То, что делают Екатерина II, Павел I, Александр I, Николай I, пусть и неудачно, НО — аккумулирует деятельность Александра II.
Восточный кризис
Внешняя политика России определялась ее национальными и геополитическими интересами» На ней сказывался и ход общего исторического развития, связанный с расширением национальных и освободительных движений, а так же усилением колониальной экспансии капиталистических европейских государств. Огромное влияние на внешнюю политику России оказывали бурные революционные процессы в Западной Европе, направленные на окончательное уничтожение абсолютистских режимов.
Политика Николая I в Европе была направлена на сохранение приобретенных ранее территорий, укрепление новых границ, подчинение Польши, Прибалтики и Финляндии интересам Российского государства. Борьба с революционной опасностью была вызвана не только идеологическими соображениями, но и необходимостью обеспечения европейской стабильности и сохранения неприкосновенности западной границы империи.
Если в силу исторических факторов (в первую очередь затянувшихся наполеоновских войн) европейское направление в первой четверти XIX в. было основным для России, то в период царствования Николая I центральное место занял восточный вопрос — взаимоотношения с Османской империей и решение международных проблем, связанных со все большим ее ослаблением.Для России чрезвычайно важными задачами были укрепление своих позиций на черноморском побережье и защита границ на юге страны. В экономическом и стратегическом отношениях Черное море приобретало для России все большее значение. В связи с этим важнейшей проблемой ее внешней политики было обеспечение наиболее благоприятного режима черноморских проливов — Босфора и Дарданелл. Свободный проход через них русских торговых судов способствовал экономическому развитию и процветанию огромных южных районов государства. Недопущение в Черное море иностранных военных судов также было одной из задач российской дипломатии.
Во взаимоотношениях России с Османской империей большую роль играл тот факт, что в составе последней находились многие христианские и славянские народы Балканского полуострова, которые видели в России своего единственного защитника и спасителя, а русская общественность глубоко сопереживала своим братьям по вере и крови.
1820-30-е - под вопрос встает само существование Османской империи. Греция становится самостоятельной, чему способствует русско-турецкая война 1828-29гг.
Война - Дунайская армия под командованием Витгештейна, а потом Дибича и Кавказская армия под командованием Паскевича. Турок численно больше (где-то в два раза), но у них слабее флот. Осада Браилова - взяли 7 июня 1828, взяли Варну и другие турецкие города в этом районе.
Русский военно-морской флот успешными действиями обеспечивал господство в Черном море, а со стороны Средиземного моря блокировал Дарданеллы.
После затяжных и упорных боев, продолжавшихся с апреля 1828 до весны 1829 г., России наконец удалось овладеть стратегической инициативой. Были захвачены крепости Шумла и Силистрия. Летом 1829 г. русские войска перешли через Балканы. 8 (20) августа турки без боя сдали Адрианополь (Эдирне), что означало приближение конца войны.
На Кавказском театре военных действий также были достигнуты значительные успехи: в июле 1828 г. русские войска овладели Анапой — оплотом турок на Западном Кавказе; одновременно пала мощная турецкая крепость Каре в Западной Армении; в течение лета 1828 г. Кавказская армия заняла Карский, Ахалцихский и Баязетский пашалыки.
Таким образом, летом 1829 г. Турция потерпела поражение на Балканах и на Кавказе. Пытаясь предотвратить взятие русскими войсками столицы Османской империи, султан Махмуд II санкционировал начало двусторонних переговоров о мире.
Адрианопольский мир был подписан 2 (14) сентября 1829 г. в Адрианополе со стороны России А. Ф. Орловым и Ф. П. Паленом, со стороны Турции — МехмедСадыкэфенди и Абдул Кадырбеем. Договор завершил русско-турецкую войну 1828—1829 гг., закрепил успехи русского оружия на Балканах и Кавказе. Россия приобрела следующие территории: дельту Дуная, черноморское побережье Кавказа от Анапы до Поти, крепости Ахалцих и Ахалкалаки, Восточную Армению. Порта отказалась от претензий на ранее отошедшие к России земли в Закавказье. Фактически был завершен длительный процесс присоединения к России большей части территории Закавказья и формирования границы в этом регионе. Договор предусматривал ряд политических условий: гарантировалась широкая автономия для Греции (в 1830 г. она провозгласила свою независимость); подтверждались автономные права Сербии и Дунайских княжеств; провозглашалась свобода торговой навигации в проливах. Турция обязывалась выплатить контрибуцию за нанесенные русским подданным убытки.