Взаимоотношения в Новом Свете

С момента образования США (Северо-Американских Штатов) американское правительство поставило перед собой задачу установления дипломатических отношений с Россией. Оно искало помощи России в борьбе против Англии, не желавшей мириться с потерей своих бывших колоний. В начале XIX в. русско-американские отношения развивались в дружественном направлении. В1804 г. началась переписка между Александром I и президентом Т. Джефферсоном. В1809 г. были установлены дипломатические отношения между Россией и США, что повлекло за собой значительное расширение экономических связей. В годы континентальной блокады американские суда стали частыми гостями на санкт-петербургском рейде.

Интересы двух стран непосредственно не сталкивались на мировой арене. В то же время зачастую у них оказывался общий противник — Англия. Поэтому в первой половине XIX в. Северо-Американские Штаты делали все возможное для укрепления связей с Россией.

В период англо-американской войны 1812—1814 гг. русское правительство, несмотря на союз с Англией, заняло доброжелательную позицию по отношению к США.

В конце XVIII в. была организована Российско-американская компания, осуществлявшая торговлю на Аляске и северо-западном побережье Америки. С 1812 по 1841 г. Россия владела также крепостью Росс в Калифорнии.

До 1823 г. русское правительство в целом поддерживало деятельность Российско-американской компании на Аляске. Однако оно противодействовало стремлению руководства компании к расширению территории и активизации торговой деятельности. Правительство понимало, что малочисленность русской колонии (около 800 человек) и ее удаленность от метрополии создают сложности по ее дальнейшему освоению и защите. Россия не хотела также осложнений со Северо-Американскими Штатами. В1821 г. указом Александра I была четко определена сфера интересов России на северо-западном побережье Америки: от Берингова пролива до 51 градуса северной широты. Согласно указу иностранным судам воспрещалось не только приставать к подвластным России берегам и островам, но и приближаться к ним на расстояние 100 миль. Несмотря на свою умеренность, указ вызвал противодействие США.

В декабре 1823 г. была провозглашена доктрина президента США Д.Монро — "Америка для американцев". Доктрина Монро, направленная прежде всего против Англии, которая обладала наиболее крупными колониальными владениями в Северной Америке, затрагивала также интересы России на Аляске. В апреле 1824 г. между Россией и США была подписана конвенция о торговле, мореплавании и территориальном разграничении на северо-западе Америки. Соглашение было достигнуто путем взаимных уступок, но со стороны России они были более значительными. Русские обязывались не селиться к югу, а американцы — к северу от 54 градуса северной широты.

Таким образом, зона русского влияния сокращалась по сравнению с указом Александра I от 1821 г. По ст. 4 американские суда и торговцы допускались на территории, принадлежавшие России на Аляске и прилегавших островах. По сути, это означало ослабление деятельности Российско-американской компании. Американские купцы начали беззастенчивый грабеж местного населения и бесконтрольный вывоз пушнины из российских владений.

В отношениях двух стран заметное место занял также торговый договор 1832 г., основанный на принципе наибольшего благоприятствования и ожививший российско-американские связи. (Договор действовал вплоть до начала Первой мировой войны 1914—1918 гг.)

7. Внутренняя политика Николая I (Ерошкин, Фроленко)

Царствование Николая I (1825 – 1855) расценивается как «апогей самодержавия». Восстание декабристов произвело сильнейшее впечатление на Николае и породило главную задачу во внутренней политике Николая – укрепление самодержавной власти.Николай I понимал необходимость проведения если не реформ, то мер, которые смогли бы предотвратить вероятность социального потрясения. Отсюда противоречивость в политике Николая. С одной стороны постоянная борьба с революционным движением, с другой – попытка решения острых социальных проблем.

Личность Николая.Достаточно образованный, мыслящий монарх, любил архитектуру, разбирался в литературе и искусстве, имел ясный и холодный ум, действовал прямо и открыто. Образцом для Николая I была военная служба. Он твердо защищал самодержавную власть от любых посягательств. При нем самодержавие достигло своего апогея: весь ход государственных дел определялся лично императором. Самодержавную власть Николай I понимал как безграничное самовластное вмешательство в ход даже самых мелких государственных дел, как право распоряжаться судьбами подданных.

Преобразования: 6 декабря 1826 г. был учрежден Секретный комитет для выработки программы преобразований. Во главе председатель Государственного совета, граф Кочубей. Но фактическим управляющим был М.М. Сперанский, который в начале правления Николая выдвинулся на политическую арену. Первоначальная задача – рассмотреть бумаги Александра I, чтобы понять, что нужно изменить. à Разработка проектов преобразования высшего и местного управления, закона «о состояниях», т.е. правах сословий, реформ местной администрации, НО суть этих проектов не в изменении существующего порядка, а в усовершенствовании частных перемен. Реально практических результатов работа Комитета не имела. За 4 года Комитет провел 173 заседания, к апрелю 1830 г. его занятия фактически приостановились.В 1832 г. его работа прекратилась, хотя формально не закрыт.

Центральное управление.Одна из первоначальных задач внутриполитического курса Николая – укрепление аппарата управления. Это укрепление управление – укрепление самодержавия. В основе управление – принцип строгой исполнительности и повиновения.

Императорская канцелярия – учреждена еще Павлом, при Александре функции личной канцелярии императора, Николай же расширил ее состав, размеры и функции, теперь это высший орган управления государством. Отделения:

- I отделение– общие дела, повышали оперативность ведомств и местной администрации, с 30-х годов надзор за службой гражданских чиновников

- II отделение (4 апреля 1826 г.) –кодификация законов, составление сборников законов, первым был профессор Балугьянский М.А., но фактическим главой был Сперанский.

- III отделение (3 июля 1826 г.) – орган политического сыска и следствия, создан по записке Бенкендорфа («проект об устройстве высшей полиции»). До этого было несколько самостоятельных учреждений, отделение их объединило. Все 5 экспедиций: 1 – наиболее важная (секретная) – политический сыск.

2 – дела, связанные с расколом и сектантством + должностные и уголовные преступления, принимались прошения и жалобы + контроль над отдельными политическими тюрьмами (Шлиссельбургская, Петропавловская и др. крепости).

3 – следила за проживавшими в России иностранцами (типа контрразведки).

4 – крестьянские дела, борьба с крестьянскими движениями.

5 (1842) – общее наблюдение за периодическими изданиями.

Исполнительным органомIII отделения – были органы и воинские соединения корпуса жандармов (1827), 1 июля 1836 г. был создан отдельный корпус жандармов, начальник отделения был и шефом корпуса. Начальники отделения: Бенкендорф, Орлов, Долгоруков. Помощник – управляющий.

- IV отделение (1828) – создано из канцелярии императрицы Марии Федоровны, ведало благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями.

- V отделение (1835) – разработка реформ о государственных крестьянах, + поручено в виде опыта управления государственными крестьянами и имуществом Петербургской губернии (во главе Киселев).

- VI отделение (1843) – «для водворения в Закавказье прочного устройства», т.е. разработка административной реформы на Кавказе.

Кодификация законов. Главная цель – упорядочить российское законодательство и обеспечить четкую законодательную основу абсолютизма. Для этого II отделение было создано. По плану Сперанского кодификация должна была пройти три этапа: 1 – сбор и издание в хронологическом порядке всех законов, начиная с «Уложения» Алексея Михайловича и до Александра. 2 – издать Свод действующих законов, расположенных в предметно-систематическом порядке. 3 – составление и издание «Уложения» - нового систематического свода действующего законодательства с дополнениями и исправлениями.

В течение 1828 – 1830 гг. – издано 45 томов и 3 тома указателей и приложений – это «Первое собрание» - 31 тыс. законодательных актов за 1649 – 1825 гг. С конца 1825 по 1830 гг. еще 6 томов законов, изданные в царствование при Николае – с них начиналось «Второе собрание», туда же позже и законы Александра II. «Третье собрание» - Александр III и Николай II. Одновременно на основе «Полного собрания законов» готовился «Свод законов Российской империи» - изымались устаревшие законы. В 1832 г. «Свод» был издан в 14 томах – 40 тыс. статей. 19 января 1833 г. Государственный совет одобрил «Свод». Однако план Сперанского не был выполнен на последнем третьем этапе и «Уложение» не было издано, Николай отверг этот этап, предполагавший внесение новшеств. В целом большое значение – упорядочено российское законодательство.

Просвещение и печать.

1) Устав гимназий и училищ 28 декабря 1828 г.В основе народного просвещения – принцип строгой сословности и бюрократической централизации. Согласно уставу начальное и среднее образования подразделялось на три категории: 1) для детей низших сословий – однокласснные приходские училища 2) для детей купцов и мещан – трехклассные училища с более широкой программой 3) для детей дворян и чиновников – семиклассные гимназии, там готовили к университету.

2) Университетский устав 26 июля 1835 г. Раньше университету были центрами учебных округов, т.е. влияли на низшее и среднее образование, теперь они сами попали в зависимость от учебного округа. Была существенно ограничена автономия университетов. Хотя ректор выбирался Избранным советом университета, он должен был подтверждаться императором. Второе лицо за ректором назначался попечителем учебного округа из военных или гражданских инспекторов, раньше из университетской среды. Упразднялся университетский суд, устанавливался строгий надзор за студентами, назначались инспектора, исполнявшие полицейские функции.Положительные моменты:срок обучения увеличен с 3 до 4 лет, в Московском университете главное – исторические дисциплины и законодательство, Петербургский – восточные языки и история стран Востока, Казанский – физико-математика. Вводились обязательные стажировки, при университетах подготовительные курсы, было поднято значение университетского образования.

3) Учреждение специальных высших учебных заведений.В основном это положительная мера. Так как были нужны специалисты в разных отраслях народного хозяйства, были учреждены специальные учебные заведения. 1828 – в Петербурге Технологический институт, 1830 – Архитектурное училище, 1832 г. – Училище гражданских инженеров. 1835 – Межевой институт + Императорское училище правоведения.

4) Цензурные уставы 1826 – 1828 гг. и печать.Особое внимание правительства на печать. Первый устав 10 июня 1826 г. называли чугунным, такой жесткий, учреждался главный цензурный комитет, входил в министерство народного просвещения. Следили не только за политическими направлениями, но и литературными вкусами. В 22 апреля 1828 г. новый устав, предписывал цензорам быть справедливыми. + Комитет иностранной цензуры. Каждый новый журнал только с позволения императора. 1831 г. – прекращено издание «Литературной газеты» Дельвига, «Телескоп» Надеждина 1836, «Европеец» Кириевского 1832.

В основе политики просвещения – министр народного просвещения Уваров С.С.Возглавлял с 1833 по 1849 гг., в его подчинении были многие научные и культурные учреждения. В молодости был «либералом», был основателем кружка «Арзамас», но потом занял откровенно охранительные позиции. Им были сформулированы основные принципы теории официальной народности – «православие, самодержавие, народность».

Наши рекомендации