Принцип разделения властей
Когда-то Людовик ХIV – Король-Солнце, как называли его придворные, мог утверждать: «Государство – это Я». И, видимо, был прав. Как абсолютный монарх, он совмещал в своей деятельности все власти: исполнительную (был главой государства), законодательную – выше его был только Бог, судебную – король был и прокурором, и судьей.
Следствием буржуазных революций было разделение властей на судебную, исполнительную, законодательную. Например, отцы-основатели заокеанской республики, опасаясь сосредоточения власти в одних руках, создали более или менее стройную систему, где законодательную власть осуществлял Конгресс, Президент со своим аппаратом управления – исполнительную власть и независимая от них судебная – на вершине которой – Верховный суд, не сменяемая высшая судебная инстанция. Каждый штат, по – существу, повторяет федеральную систему.
Президент может кого-либо помиловать, но не может осудить. Кроме того, каждый «начальник» от местного шерифа до Президента, должен обращаться к избирателям за подтверждением своих полномочий, а Президент может править страной не более двух сроков, т.е. всего 8 лет. Сенатор или конгрессмен могут избираться, если повезет, сколько угодно раз. Члены Верховного суда рекомендуются Президентом Конгрессу для утверждения и пребывают в своих должностях пожизненно.
На основе американской Конституции и нескольких томов поправок к ней сложилась американская государственность, существующая уже более чем два с четвертью столетия. Пока ни одной из ветвей власти не удавалось узурпировать всю власть, впрочем откровенных попыток не было.
Франция президентская республика, но таковой она стала по настоянию генерала де Голля. Это пятая по счету республика с сильной президентской властью. После свержения абсолютной монархии во Франции принималось более двадцати различных Конституций, где шлифовался опыт отношений государства и гражданского общества. Но Франция дала краткий опыт возврата к прошлому.
Парижская Коммуна в1871 году совместила всю полноту власти в одном коллегиальном органе: законодательную, исполнительную и судебную. Опыт ее деятельности был краток, но как попытка переустройства государственного управления в критической ситуации – передать власть восставшему народу, не остался не замеченным. Творчество революционных масс воспроизвело этот опыт в новых Российских условиях. Уже в начале января 1918 года была опубликована "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа", где было провозглашено: "Россия объявляется республикой Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов. Вся власть в центре на местах принадлежит этим Советам".
Совет издавал акты и указы, необходимые для его деятельности, т.е. был законодательным органом; назначал исполнителей, которые отчитывались перед Советом, т.е. был исполнительным органом. Прокуроры и судьи – от местных до высших инстанций –избирались в соответствующие Советы, т.е. судебная власть также принадлежала Советам. Это была попытка дать народу власть, которой он был лишен в течение веков. Революции совершаются романтиками, ее плодами пользуются прагматики.
Революция шла под лозунгами «Земля – крестьянам, фабрики и заводы – рабочим, мир – народам, власть – трудящимся». Как попытка она оказалась привлекательной. Возникли Советские республики в Баварии, Венгрии. Революция в России стимулировала падении монархий в Германии и Австрии.
Однако в период государственного строительства вся полнота власти от Советов постепенно перешла в партийные органы, именно они осуществляли кадровую политику, как в местных органах власти, так и центральных. Не случайно еще Н. Бухарин – сподвижник В.И.Ленина, шутил: «У нас не диктатура пролетариата, а диктатура секретариата»,имея ввиду секретариат ЦК партии. Он знал, что говорил, будучи сам одним из секретарей ЦК.
Партийный аппарат, получив всю полноту власти, а вместе с ней и несменяемость, по существу , монополизировал власть. А монополия, какая угодно- экономическая, производственная, финансовая, идеологическая и монополия на власть ведет к застою и загниванию. О чем писал еще В.И.Ульянов (Ленин). История подтвердила его выводы.
В подавляющем большинстве стран принцип разделения властей в управлении государством – как на общегосударственном уровне, так и на местном – себя оправдывает. Россия пошла по этому пути.