Восточные славяне и образование Древнерусского государства
Середина 2го тыс лет до нэ – формир праславянского языка, серед 1го тыс лет до нэ – окончательное формир славян, 6-8 век – великое переселение народов. Западные славяне, балканские, восточно-европейские. Три стихии объединили жизнь человека – лес, река, степь. Земледелие (подсечно-огневая (север), переложная), охота, рыболовство, животноводство, бортничество, кузнечное дело, обработка дерева, гончарное дело, ювелирное дело. Выращивали зерновые культуры (пшеница, рожь, ячмень, овес, гречиха), ткань (лен, конопля, шерсть), овощи (репа, капуста), напитки (вода, квас, пиво, медовуха).
Образов гос-ва: признаки: 1) территория 2) население язык(+/-) 3) власть 4) суверенитет 5) наличие аппарата принуждения 6) общественный строй 7) сбор дани
862-879 – призвание Рюрика 879-912 – Олег. Гос-во начинает расти (Ладога, Изборск, Новгород), укрепление связей с Византией. 882 – присоединение Киева 907 – поход на Византию – подписание торгового соглашения, беспошлинная торговля , признание Руси как партнера. 912-945 – Игорь неудачные походы, перезаключение договоров. 945-969 – Ольга – первый русский реформатор, упорядочила сбор дани – полюдья путем введения уроков – определения точных размеров дани и погостов- места сбора дани. 964-972 – Святослав 980-1015 – Владимир 1 Святой –принятие Христианства. ПРИЧИНЫ: 1) укрепление верховной власти –один Бог, один князь. 2) экономические 3) социальные – равенство перед Богом, давало надежду и веру, оправдание соц нерав 4) Улучшало положение женщин 5) появление живописи ( иконопись, мозаика, фреска) 6) развитие разных жанров литературы 7) нормы поведения. Брак – основа, морально-этические нормы. ЗНАЧЕНИЕ: 1)укрепило гос-во и власть князя 2) повысило междунар авторитет Руси 3) способствовало приобщению Руси к византийской культуре.1019-1045 – Ярослав Мудрый –русская правда – первый прописанный закон (18 статей), закон о престолонаследии, способств возвыш междунар авторит Руси – династические связи с евр и визант1053-1125 – Владимир 2 Мономах –1097 съезд в Любече, «устав Вл Мон», династические браки межлу Рюриковичами – подавление киевск восстан, прекращение половецких набегов на Русь, централизация власти, прекращение усобиц временное. – феодальная раздробленность
2 Киевская Русь в Х – первой трети XII в.
Главным источником изучения социального и политического строя Древней Руси является «Русская Правда». Правда Ярослава допускает кровную месть. Был четко ограничен круг родственников, имевших право мстить. Это отец, сын, брат и племянник. В Правде Ярославичей кровная месть уже запрещена, а взамен её введен денежный штраф за убийство, размер которого зависел от социального положения убитого.
Свидетельством сохранения первобытно-общинных институтов в древнерусском обществе является существование соседской общины. Она обладала определенной территорией и в ней выделились самостоятельные крестьянские хозяйства. Феодального землевладения еще не было. Существовали лишь отдельные княжеские села, хозяйство которых носило скотоводческий характер. Закупы, рядовичи, холопы.
Во главе государства стоял князь. Его власть была наследственной. Киевскому князю подчинялись владетели других княжеств. Князь был военным предводителем, законодателем и верховным судьей. Князья и дружинники полностью обеспечивали себя всем необходимым за счет сбора дани с зависимого населения. Собранную дань князь делил между дружинниками.
Дружинники вместе с князем участвовали в походах, делили с ним собранную дань, жили на княжеском дворе. Князь советовался с дружиной по всем вопросам государственного управления. Несколько наиболее уважаемых, приближенных к князю дружинников составляли так называемую «думу» и назывались боярами.
Первый русский князь - Олег (879-912гг.), правивший в Новгороде. Он захватил Киев, объединил крупные русские земли. Подчинил власти Киева другие восточнославянские племена: древлян, северян, радимичей. Успешно воевал с Византией.
Князь Игорь (912-945гг.) подчинил Киеву уличей и тиверцев, воевал с Византией и заключил с ней ряд крупных военно-политических договоров.
Княгиня Ольга (945-964гг.). Она окончательно подчинила древлянские земли, провела реформу взимания дани. Первой из русских князей приняла христианскую веру.
Князь Святослав (964-972 гг.). Основное внимание он уделял укреплению внешнеполитического положения Руси. Святослав подчинил Киеву вятичей, мордовские племена, разгромил Волжскую Болгарию, отразил набеги печенегов.
Князь Владимир Святославович («Красное солнышко») (980-1015) в отличие от своего отца сосредоточил основные усилия на внутренней политике. Главным государственным мероприятием князя Владимира является крещение Руси.
Ярослав Мудрый (1019-1054 г.г.) пришел к власти в результате междуусобной борьбы с братьями. Его правление считается периодом наивысшего расцвета Киевской Руси. В 1036 году он разгромил печенегов и они перестали нападать на Русь, присоединил Южную Финляндию. Был воздвигнут Софийский собор в Киеве. Стали практиковаться династические браки членов княжеской семьи с представителями монархических родов Европы. В 1051 году Ярослав сам выдвинул кандидатуру митрополита (священник Илларион). Этот шаг Ярослава способствовал приобретению независимости от Византии. В 1015 году Ярослав ввел первый свод законов - «Русская Правда».
Причина крещения Руси (988 г.) заключается в том, что языческая религия не отвечала потребностям государства. С усложнением соц. структуры общества и образованием государства язычество оказалось неспособным обосновать произошедшие перемены. Языческая религия настолько укоренилась в народном сознании, что христианство соединило в себе некоторые его черты. Культ богов сменился культом святых. Перешли в христианство многие языческие праздники. Укрепились международные связи с Византией и Западной Европой. Христианство ускорило изживание племенных различий, что способствовало объединению общества на базе единой религии.