Восточные славяне. образование древнерусского государства

Первые свидетельства о славянах.Славяне, как считает боль­шинство историков, обособились из индоевропейской общности в се­редине II тысячелетия до н. э. Прародиной ранних славян (праславян). по археологическим данным, была территория к востоку от германцев — от реки Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Ряд исследователей считает, что праславянский язык начал склады­ваться позднее, в середине I тысячелетия до н. э.

Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу I тысячелетия н. э. О славянах сообщают греческие, римские, араб­ские, византийские источники. Античные авторы упоминают славян под именем венедов (римский писатель Плиний Старший, историк Тацит, I в. н. э.; географ Птолемей Клавдий, II в. н. э.).

В эпоху Великого переселения народов (III—VI вв. н. э.), совпав­шего с кризисом рабовладельческой цивилизации, славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Они жили в лесной и лесостепной зонах, где в результате распростране­ния орудий труда из железа стало возможно вести оседлое земле­дельческое хозяйство. Заселив Балканы, славяне сыграли значитель­ную роль в разрушении дунайской границы Византии.

Первые сведения о политической истории славян относятся к IV в. н. э. С Балтийского побережья германские племена готов проби­лись в Северное Причерноморье. Готский вождь Германарих был разбит славянами. Его преемник Винитар обманом заманил к себе 70 славянских старейшин во главе с Божем (Бусом) и распял их. Спус­тя восемь столетий неизвестный нам автор «Слова о полку Игореве» упомянул «время Бусово».

Особое место в жизни славянского мира занимали отношения с кочевыми народами степи. По этому степному океану, протянувше­муся от Причерноморья до Центральной Азии, волна за волной коче­вые племена вторгались в Восточную Европу. В конце IV в. готский племенной союз был разбит тюркоязычными племенами гуннов, при­шедшими из Центральной Азии. В 375 г. орды гуннов заняли свои­ми кочевьями территорию между Волгой и Дунаем, а затем продви­нулись дальше в Европу до границ Франции. В своем продвижении на запад гунны увлекли часть славян. После смерти предводителя гуннов Атиллы (453 г.) гуннская держава распалась, и они были от­брошены на восток.

В VI в. тюркоязычные авары (русская летопись называла их об­рами) создали в южнорусских степях свое государство, объединив кочевавшие там племена. Аварский каганат был разбит Византией в 625 г. «Умом гордые» и телом великие авары-обры исчезли бесслед­но. «Погибли как обры» — эти слова с легкой руки русского лето­писца стали афоризмом.

Крупнейшими политическими образованиями VII—VIII вв. в южнорусских степях были Болгарское царство и Хазарский каганат, а в районе Алтая — Тюркский каганат. Государства кочевников были не­прочными конгломератами степняков, промышлявших военной добы­чей. В результате распада Болгарского царства часть болгар под пред­водительством хана Аспаруха откочевала на Дунай, где была ассими­лирована жившими там южными славянами, взявшими себе имя воинов Аспаруха, т. е. болгар. Другая часть болгар-тюрок с ханом Батбаем пришла на среднее течение Волги, где возникла новая держа­ва— Волжская Болгария (Булгария). Ее соседом, занимавшим с сере­дины VII в. территорию Нижнего Поволжья, степи Северного Кавказа, Причерноморья и частично Крым, был Хазарский каганат, который взимал дань с приднепровских славян вплоть до конца IX в.

Восточные славяне в VI—IX вв.В VI в. славяне неоднократно совершали военные походы против крупнейшего государства того времени — Византии. От этого времени до нас дошел ряд сочинений византийских авторов, содержащих своеобразные военные наставле­ния по борьбе со славянами. Так, например, византиец Прокопий из Кесарии в книге «Война с готами» писал: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в наро­доправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим... Они считают, что только Бог, тво­рец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды... У тех и других один и тот же язык... И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же».

Византийские авторы сравнивали образ жизни славян с жизнью своей страны, подчеркивая отсталость славян. Походы на Византию могли предприниматься только крупными племенными союзами сла­вян. Эти походы способствовали обогащению племенной верхушки славян, что ускоряло распад первобытно-общинного строя.

На образование крупных племенных объединений славян указы­вает содержащееся в русской летописи предание, повествующее о княжении Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в Среднем Поднепровье. По имени старшего брата Кия якобы был на­зван основанный братьями Киев. Летописец отмечал, что такие же княжения были и у других племен. Историки считают, что эти собы­тия произошли в конце V—VI вв. н. э.

Территория восточных славян (VI—IX вв.).Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере До Среднего Поднепровья на юге. Славяне, осваивавшие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Происходил процесс ас­симиляции (смешивания) народов. В VI—IX вв. славяне объединя­лись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территори­ально-политический характер. Племенные союзы — этап на пути складывания государственности восточных славян.

В летописном рассказе о расселении славянских племен названо полтора десятка объединений восточных славян. Термин «племена» в отношении этих объединений был предложен историками. Вернее было бы назвать эти объединения племенными союзами. Эти союзы включали 120—150 отдельных племен, имена которых были уже ут­рачены. Каждое отдельное племя, в свою очередь, состояло из боль­шого количества родов и занимало значительную территорию (40—60 км в поперечнике).

Рассказ летописи о расселении славян был блестяще подтвержден археологическими раскопками в XIX в. Археологи отметили совпаде­ние данных раскопок (обряды погребения, женские украшения — ви­сочные кольца и т. п.), характерных для каждого племенного союза, с летописным указанием на место его расселения.

Поляне жили в лесостепи по среднему течению Днепра (Киев). К северу от них, между устьями рек Десны и Роси, жили северяне (Чернигов). К западу от полян, на правобережье Днепра, «седеша в лесах» древляне. К северу от древлян, между реками Припятью и Западной Двиной, расселились дреговичи (от слова «дрягва» — боло­то), которые по Западной Двине соседствовали с полочанами (от реки Полота — притока Западной Двины). К югу от реки Буг распо­лагались бужане и волыняне, как считают некоторые историки,— по­томки дулебов. Междуречье Прута и Днепра населяли уличи. Между Днепром и Южным Бугом жили тиверцы. По рекам Оке и Москве располагались вятичи; на запад от них жили кривичи; по реке Сожь и ее притокам — радимичи. Северную часть западных склонов Кар­пат занимали белые хорваты. Вокруг озера Ильмень жили ильмен­ские словене (Новгород).

Летописцы отмечали неравномерность развития отдельных пле­менных объединений восточного славянства. В центре их повество­вания— земля полян. Земля полян, как указывали летописцы, носила также название «русь». Историки полагают, что так звали одно из племен, жившее по реке Роси и давшее имя племенному союзу, ис­торию которого наследовали поляне. Это лишь одно из возможных объяснений термина «русь». Вопрос о происхождении этого названия до конца не выяснен.

Соседями восточных славян были на северо-западе балтийские летто-литовские (жмудь, литва, пруссы, латгалы, земгалы, курши) и финно-угорские (чудь-эсты, ливы) племена. Финно-угры соседствовали с восточными славянами и с севера, и на северо-востоке (водь, ижора, карелы, саами, весь, пермь). В верховьях Вычегды, Печоры и Камы жили югры, меря, черемисы-мары, мурома, мещера, мордва, буртасы. На востоке, от впадения реки Белой в Каму до Средней Волги, распо­лагалась Волжско-Камская Булгария, ее население составляли тюрки. Их соседями были башкиры. Южнорусские степи в VIII—IX вв. зани­мали мадьяры (венгры) — финно-угорские скотоводы, которых после их переселения в район озера Балатон сменили в IX в. печенеги. На Нижней Волге и степных просторах между Каспийским и Азовским морями господствовал Хазарский каганат. В районе Черного моря до­минировали Дунайская Болгария и Византийская империя.

Путь «из варяг в греки».Великий водный путь «из варяг в гре­ки» был своеобразной «столбовой дорогой», связывавшей Северную и Южную Европу. Он возник в конце IX в. из Балтийского (Варяжско­го) моря по реке Нева караваны купцов попадали в Ладожское озеро (Нево), оттуда по реке Волхов — в озеро Ильмень и далее по реке Ловати до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили «волоковыми путями». Запад­ным берегом Черного моря доходили до Константинополя (Царьграда). Наиболее развитые земли славянского мира — Новгород и Киев — контролировали северный и южный участки Великого торго­вого пути. Это обстоятельство дало основание ряду историков вслед за В. О. Ключевским утверждать, что торговля мехом, воском и ме­дом была главным занятием восточных славян, так как путь «из варяг в греки» был «главным стержнем экономической, политической, а по­том и культурной жизни восточного славянства».

Хозяйство славян.Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, обна­ружившими семена злаков (рожь, пшеница, ячмень, просо) и огород­ных культур (репа, капуста, свекла, морковь, редька, чеснок и др.). Человек в те времена отождествлял жизнь с пашней и хлебом, отсю­да и название зерновых культур «жито», сохранившееся до наших дней. О земледельческих традициях этого региона говорит заимство­вание славянами римской хлебной нормы — квадрантала (26,26 л), называвшегося на Руси четвериком и просуществовавшего в нашей системе мер и весов до 1924 г.

С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы земледелия восточных славян. На севере, в районе таеж­ных лесов (остатком которых является Беловежская пуща), господ­ствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал .высокий для того времени урожай, потом земля истощалась и приходилось переходить нановый участок. Основными орудиями труда были топор, а также мотыга, соха, борона-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами собирали урожай. Молотили зерно каменными зернотерками и ручными цепами. Размалывали зерно жерновами.

В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. Там плодородных земель было много и участки земли засевали в те­чение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили (пе­рекладывались) на новые участки. В качестве основных орудий тру­да здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с железным ле­мехом, т. е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки.

С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе — лоша­дей. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда диких пчел), имевшие большой удельный вес в северных регионах. Выращивались и технические культуры (лен, конопля).

Община.Низкий уровень производительных сил при ведении хо­зяйства требовал огромных затрат труда. Трудоемкие работы, кото­рые надо было осуществлять в строго определенные сроки, мог вы­полнить только большой коллектив; в его задачу входило также сле­дить за правильным распределением и использованием земли. Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобретала община — мир, вервь (от слова «веревка», которой измеряли землю при разделах).

К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло теперь прежде всего не родство, а общ­ность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община вла­дела определенной территорией, на которой жили несколько семей. В общине было две формы собственности — личная и общественная. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собст­венность каждого общинника. В общем пользовании находились па­хотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.

Общинные традиции и порядки определяли уклад и характерные черты жизни русского крестьянства на протяжении многих и многих столетий.

В результате передачи князьями права на владение землей феода­лам часть общин попала под их власть. (Феод — наследственное вла­дение, пожалованное князем-сеньором своему вассалу, обязанному за это нести придворную, военную службу. Феодал — владелец феода, земельный собственник, эксплуатировавший зависимых от него кре­стьян.) Другим путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями. Но чаще всего в бояр-вотчин­ников превращалась старая родо-племенная знать, подчинявшая себе общинников.

Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были пла­тить подати государству, которое по отношению к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал. Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный характер. И те и другие стремились обеспечить себя за счет внут­ренних ресурсов и еще не работали на рынок. Однако полностью без рынка феодальное хозяйство прожить не могло. С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ре­месленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как опорные пункты власти фео­далов и обороны от внешних врагов.

Город.Город, как правило, строился на холме, на месте слияния двух рек, так как это обеспечивало надежную оборону от нападения врагов. Центральная часть города, защищенная валом, вокруг кото­рой возводилась крепостная стена, носила название кремля, крома или детинца. Там находились дворцы князей, дворы крупнейших феодалов, храмы, позднее и монастыри. С двух сторон кремль защи­щала естественная водная преграда. Со стороны основания кремлев­ского треугольника выкапывали ров, наполняемый водой. За рвом под защитой крепостных стен располагался торг. К кремлю примы­кали поселения ремесленников. Ремесленная часть города называлась посадом, а отдельные ее районы, населенные, как правило, ремеслен­никами определенной специальности - слободами.

В большинстве случаев города строились на торговых путях, та­ких, как путь «из варяг в греки», или Волжский торговый путь, свя­зывавший Русь со странами Востока. Связь с Западной Европой под­держивалась также по сухопутным дорогам.

Точные даты основания древних городов неизвестны, но многие из них существовали ко времени первого упоминания в летописи, например Киев (легендарное летописное свидетельство о его основа­нии восходит к концу V—VI в.), Новгород, Чернигов, Переяславль Южный, Смоленск, Суздаль, Муром и др. По подсчетам историков, в IX в. на Руси было не менее 24 крупных городов, имевших крепо­стные укрепления.

Общественный строй.Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая вер­хушка — «нарочитые люди», «лучшие мужи». Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях — вечевых сходах.

Существовало ополчение («полк», «тысяча», разделенная на «сот­ни»). Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организа­цией была дружина. По археологическим данным и византийским ис­точникам, восточно-славянские дружины появились уже в VI—VII вв. Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княже­ские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покоренных племен дань. Такие походы за сбором Дани назывались полюдьем. Сбор дани обычно проходил в ноябре—ап­реле и продолжался до весеннего вскрытия рек, когда князья возвраща­лись в Киев. Единицей обложения данью были дым (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором (рало, плуг).

Славянское язычество.Древние славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетво­рял разнообразные силы природы или отражал социальные и обще­ственные отношения того времени. Важнейшими богами славян были Перун — бог грома, молнии, войны; Сварог — бог огня; Белее — по­кровитель скотоводства; Мокошь — богиня, оберегавшая женскую часть хозяйства; Симаргл — бог подземного мира. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос, что говорит об отсутствии еще устойчиво­го славянского межплеменного единства.

Образование Древнерусского государства.Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Племен­ные княжения часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаружи­вавшие черты ранней государственности.

Одним из таких объединений был союз племен во главе с Кием (известен с конца V в.). В конце VI—VII в. существовала, согласно византийским и арабским источникам, «Держава волынян», являв­шаяся союзницей Византии. Новгородское летописание сообщает о старейшине Гостомысле, возглавлявшем в IX в. славянское объеди­нение вокруг Новгорода. Восточные источники позволяют предполо­жить существование накануне образования Древнерусского государ­ства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куяба (или Куява), по всей видимости, располагалась во­круг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень, ее центром был Новгород, Местоположение Артании разными иссле­дователями определяется неодинаково (Рязань, Чернигов). Известный историк Б. А. Рыбаков утверждает, что в начале IX в. на базе По­лянского союза племен сложилось крупное политическое объедине­ние «Русь», включавшее и часть северян.

Таким образом, широкое распространение земледелия с использо­ванием орудий труда из железа, распад родовой общины и превра­щение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружи­ны — свидетельства формирующейся государственности.

Славяне освоили Восточно-Европейскую равнину, взаимодействуя с местным балтийским и финно-угорским населением. Военные по­ходы антов, склавен, русов на страны более развитые, прежде всего на Византию, приносили дружинникам и князьям значительную во­енную добычу. Все это способствовало расслоению восточно-славян­ского общества. Таким образом, в результате экономического и со­циально-политического развития у восточно-славянских племен нача­ла складываться государственность.

Норманская теория.Русский летописец начала XII в., пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись легенду о при­звании в качестве князей трех варягов — братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Многие историки считают, что варягами были норманские (скандинавские) воины, нанятые на службу и давшие клятву верно­сти правителю. Ряд историков, наоборот, считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген.

По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в за­висимости от хазар. В 859 г. новгородцы «изгнавши варягов за море», что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка.— Авт.) в ней нет. Да пойдите княжить и володеть нами». Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь, Олег (есть сведения, что он был родственником Рюрика), правивший в Новгороде, объединил Нов­город и Киев в 882 г. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (называемое историками также Киевская Русь).

Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления так называемой норманской теории воз­никновения Древнерусского государства. Впервые она была сформу­лирована немецкими учеными Г.-Ф. Миллером и Г.-З. Байером, при­глашенными для работы в Россию в XVIII в. Горячим противником этой теории выступал М. В. Ломоносов.

Сам факт пребывания варяжских дружин, под которыми, как пра­вило, понимают скандинавов, на службе у славянских князей, их участия в жизни Руси не вызывает сомнения, как и постоянные вза­имные связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов сколько-нибудь заметного влияния варягов на экономические и соци­ально-политические институты славян, а также на их язык и культу­ру. В скандинавских сагах Русь — страна несметных богатств, а служба русским князьям — верный путь приобрести славу и могуще­ство. Археологи отмечают, что количество варягов на Руси было не­велико. Не обнаружено и каких-либо данных о колонизации Руси ва­рягами. Версия об иноземном происхождении той или иной дина­стии типична для древности и средневековья. Достаточно вспомнить рассказы о призвании бриттами англосаксов и создании Английского государства, об основании Рима братьями Ромулом и Ремом и т. п.

В современную эпоху вполне доказана научная несостоятельность норманской теории, объясняющей возникновение Древнерусского го­сударства как результат иноземной инициативы. Однако ее политиче­ский смысл представляет опасность и в наши дни. «Норманисты» исходят из положения о якобы исконной отсталости русского народа, который, по их мнению, не способен к самостоятельному истори­ческому творчеству. Оно возможно, как они полагают, только под иноземным руководством и по иноземным образцам.

Историки обладают убедительными доказательствами, что есть все основания утверждать: у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Госу­дарственные институты возникают в результате развития общества. Действия отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоятельства определяют конкретные проявления этого процесса. Следовательно, факт призвания варягов, если он действи­тельно имел место, говорит не столько о возникновении русской го­сударственности, сколько о происхождении княжеской династии. Если Рюрик и был реальной исторической личностью, то его призва­ние на Русь следует рассматривать как ответ на реальную потреб­ность в княжеской власти русского общества того времени. В исто­рической литературе вопрос о месте Рюрика в нашей истории оста­ется спорным. Одни историки разделяют мнение, что русская династия скандинавского происхождения, как и само название «Русь» («русскими» финны называли жителей Северной Швеции). Их оппоненты придерживаются мнения, что легенда о призвании ва­рягов является плодом тенденциозного сочинительства, позднейшей вставкой, вызванной политическими причинами. Существует также точка зрения, что варяги-русь и Рюрик были славянами, происходив­шими либо с южного побережья Балтики (остров Рюген), либо из района реки Неман. Следует отметить, что термин «Русь» неодно­кратно встречается применительно к различным объединениям как на севере, так и на юге восточно-славянского мира.

Образование государства Русь (Древнерусского государства или, как его называют по столице, Киевской Руси) — закономерное завер­шение длительного процесса разложения первобытно-общинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути «из варяг в греки». Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытно-общинные традиции еще дол­го сохраняли место во всех сферах жизни восточно-славянского об­щества.

Глава 3.

ГОСУДАРСТВО РУСЬ (IX —НАЧАЛО XII в.)

Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефе­одальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киев­ский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближен­ных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных пле­мен, возможностью ее вывоза в другие страны для продажи. Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников-пе­ченегов (с 30-х гг. XI в.— половцев), борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. Именно с этих позиций следует рассматривать внутреннюю и внешнюю политику киевских великих князей.

Наши рекомендации