Развитие конституционализма в период с 1990-2004гг
Развитие конституционализма в данный период можно разбить на следующие этапы:
1. Принятие Декларации о государственном суверенитете и Закона о принципах народовластия;
2. Конституция 1994 года;
3. Изменения и дополнения в Конституцию и Конституция 1996 года в новой редакции.
Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь была принята 27 июля 1990 года и состояла из преамбулы и 12 статей. Республика Беларусь признавалась суверенным государством, утвердившимся на основе осуществления белорусской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение, государственности белорусского языка, верховенства народа в определении своей судьбы. Государственный суверенитет утверждался во имя высшей цели – свободного развития и благополучия, достойной жизни каждого гражданина республики на основе обеспечения прав личности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и ее международными обязательствами. Впервые закрепляется положение о том, что неотъемлемые права РБ реализуются в соответствии с общепризнанными нормами международного права. В ст.7 говорилось, что на территории РБ устанавливается верховенство Конституции РБ и законов РБ. Разграничение законодательной, исполнительной и судебной власти является важнейшим принципом существования РБ как правового государства.
Республика Беларусь ставила своей целью сделать территорию безъядерной зоной, а республику – нейтральным государством. Особое значение имела статья 11, где закреплялось право РБ самостоятельно осуществлять права на добровольные союзы с другими государствами и свободный выход из этих союзов. Единственным представительным органом имеющим право выступать от имени народа республики признавался Верховный Совет РБ.
27 февраля 1991 года был принят Закон о принципах народовластия. Основными принципами признавались:
1. единственным источником государственной власти признавался народ, который осуществлял свою власть непосредственно или через представительные органы;
2. наиважнейшей задачей всех органов государственной власти и управления являлось служение народу и всемерное обеспечение прав и свобод граждан;
3. верховенство законов;
4. принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
5. принцип равного доступа к государственной службе;
6. невмешательство государства в деятельность общественных организаций, равно как и вмешательство общественных организаций в деятельность государства не допускается;
7. признание политического плюрализма.
Два данных акта явились основой для построения демократического правового государства и легли в основу Конституции 1994 года.
Конституция Республики Беларусь была принята квалифицированным большинством депутатов Верховного Совета 15 марта 1994 года и вступила в силу 30 марта 1994 года (со дня опубликования). Состояла из 8 разделов и 149 статей. Структура Конституции была следующей:
Раздел 1. Основы конституционного строя.
Раздел 2. Личность, общество, государство.
Раздел 3. Избирательная система. Референдум.
глава 1. избирательная система.
глава 2. референдум.
Раздел 4. Законодательная, исполнительная и судебная власть
глава 3.Верховный совет.
глава 4. Президент.
глава 3. Правительство.
глава 5. Суд.
Раздел 5. Местное управление и самоуправление.
Раздел 6.Государственный контроль и надзор.
глава 6 . Конституционный суд.
глава 7. Прокуратура.
глава 8. Контрольная палата.
Раздел 7. Финансово-кредитная система.
Раздел 8. Действие Конституции и порядок ее изменения.
РБ признавалась унитарным демократически социальным правовым государством. Человек является высшей ценностью общества и государства. Закреплялись принципы правового государства. Государственным языком являлся только белорусский язык. Во втором разделе закреплялись права, свободы, гарантии и обязанности граждан Республики Беларусь. Выборы в РБ являлись всеобщими, равными, свободными, прямыми при тайном голосовании. Инициирование республиканского референдума принадлежало Президенту РБ, 450 тысячам граждан, обладающих избирательным правом и группе депутатов ВС РБ в количестве не менее 70 человек. Правом назначения обладал только ВС РБ. Закреплялся принцип разделения властей на законодательную в лице ВС РБ, исполнительную в лице Президента и Правительства и впервые на конституционном уровне закреплялось понятие "судебная власть". Впервые на законодательном уровне закреплялся институт Президентства. Судебная власть принадлежала судам. Впервые получил законодательное закрепление институт судебного конституционного контроля, который принадлежал Конституционному Суду РБ. По Конституции РБ от 5 марта 1994 года КС РБ относился к органам конституционного контроля и надзора. Вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривался ВС по инициативе не менее 150 тысяч граждан РБ, обладающих избирательным правом, не менее 40 депутатов ВС, Президента и Конституционного Суда.
Раздел 4 именовался как "законодательная, исполнительная и судебная власть". В иерархии высших государственных органов первое место занимал Верховный Совет РБ. Он признавался высшим представительным постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти. Состоял из 260 депутатов. Срок полномочий – 5 лет. Для организации его работы создавался Президиум ВС РБ. Правом законодательной инициативы обладали: депутаты ВС РБ, постоянные комиссии ВС РБ, Президент, ВХС, генеральный прокурор, Контрольная палата, Национальный банк и граждане в количестве не менее 50 тысяч.
Президент РБ являлся главой государства и исполнительной власти. Им мог быть гражданин РБ не моложе 35 лет и проживающий в РБ не менее 10 лет. Срок полномочий – 5 лет. Кандидаты выдвигались не менее чем 70 депутатами ВС РБ, а также гражданами – при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей. Президент мог издавать указы и распоряжения. Для реализации полномочий исполнительной власти в области экономики, внешней политики, обороны, национальной безопасности, охраны общественного порядка и других сферах государственного управления при Президенте создавался Кабинет Министров.
Судебная система строилась на основе следующих принципов:
1. независимости и подчинения только закону;
2. коллегиальности и единоначалии;
3. открытости судебных разбирательств;
4. состязательности и равенства сторон в процессе
5. несменяемости.
Конституционный Суд РБ избирался ВС РБ в составе 11 судей, срок полномочий 11 лет, а предельный возраст членов КС РБ – 60 лет. Конституционный Суд по предложению Президента, Председателя ВС, постоянных комиссий, не менее 70 депутатов, Верховного Суда, ВХС и Генерального прокурора давал заключения о соответствии законов, международных договорных и иных обязательств РБ Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным РБ; о соответствии правовых актов международных образований, в которые входит РБ указов Президента, постановлений КМ РБ, а также актов Верховного суда, ВХС, Генерального прокурора, имеющих нормативный характер, Конституции, законам и международно-правовым актам, ратифицированным РБ. Конституционный Суд мог поставить вопрос о конституционности того или иного нормативного акта по собственной инициативе. Контроль только последующий. Еще одним контрольным органом являлась Контрольная палата, образуемая ВС РБ. Она действовала под его руководством и была подотчетна ему. Анализ Конституции позволяет сделать вывод что РБ балы парламентским государством.
26 ноября по результатам республиканского референдума были внесены изменения и дополнения в Конституцию РБ от 15 марта 1994 года. Изменения касались в основном устройства государственной власти. По форме правления РБ можно признать как полупрезидентская республика. В настоящее время Конституция состоит из 9 разделов и 146 статей. Структура Конституции следующая:
Раздел 1. Основы конституционного строя.
Раздел 2. Личность, общество, государство.
Раздел 3. Избирательная система. Референдум.
глава 1. избирательная система.
глава 2. референдум.
Раздел 4. Президент, Парламент, Правительство, Суд.
глава 3. Президент.
глава 4. Парламент.
глава 5. Правительство.
глава 6. Суд.
Раздел 5. Местное управление и самоуправление.
Раздел 6. Прокуратура. Комитет государственного контроля.
глава 7. Прокуратура.
глава 8. Комитет государственного контроля.
Раздел 7. Финансово-кредитная система.
Раздел 8. Действие Конституции и порядок ее изменения.
Раздел 9. Заключительные и переходные положения.
Первые разделы не претерпели существенных изменений. В настоящее время государственными языками признаются белорусский и русский.
Право назначения республиканских референдумов принадлежит Президенту РБ. Инициирование референдума принадлежит Президенту, Палате представителей и Совету республики, граждан в количестве 450 тысяч, в том числе не менее 30 тысяч от каждой области и города Минска.
В иерархии высших государственных органов первое место принадлежит Президенту, который является теперь главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод граждан. Им может быть гражданин РБ по рождению и проживающий не менее 10 лет в РБ перед выборами. Возрастной ценз и срок полномочий не изменился. Полномочия расширились. Президент может издавать декреты, указы и распоряжения. Введено понятие впервые делегированного законодательства.
Теперь парламент называется – Национальным Собранием и состоит из двух палат: Палаты представителей и Совета Республики. Парламент работает сессионно. Постоянно действующими органами палат являются соответственно Совет и Президиум. Уменьшился количественный состав парламента. Палата представителей включает 110 депутатов, избираемых путем всеобщих, равных, прямых выборов путем тайного голосования. пассивное избирательное право – 21 год. Совет Республики избирается путем косвенных выборов и состоит из 64 членов из которых восемь назначаются Президентом. Устанавливается возрастной ценз – 30 лет и ценз оседлости – 5 лет. С введением двух палатной структуры полномочия распределяются между палатами. Право законодательной инициативы принадлежит: Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству и гражданам в количестве не менее 50 тысяч человек.
Правительство – Совет Министров является центральным органом государственного управления. Подотчетно Президенту и несет ответственность перед Парламентом. Судебная система строится теперь на принципах территориальности и специализации, а также назначаемости судей бессрочно. Конституционный Суд отнесен к органам судебной власти. Состоит из 12 судей, шесть назначаются Президентом, шесть избираются Советом Республики. Срок полномочий не изменился, а предельный возраст увеличился до 70 лет. КС РБ утратил право по собственной инициативе рассматривать конституционность актов. Инициаторами проверки конституционности актов теперь являются: Президент, Парламент, ВС, ВХС и Совет Министров. Контроль только последующий. Раздел 5 "Местное управление и самоуправление" был дополнен статьей в которой предусматривается, что руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом.
Контрольная палата была переименована в Комитет государственного контроля, который образуется Президентом.
Вопрос об изменении и дополнении может рассматриваться теперь только по инициативе Президента и граждан в количестве 150 тысяч. Конституция была дополнена 9 разделом. Раньше данный вопрос решался путем принятия Закона о порядке вступления в силу конституции.
17 октября 2004 года по результатам республиканского референдума изменена ст. 81 Конституции.