Развитие конституционализма в российской федерации

Н.В. Витрук,

судья Конституционного суда Российской Федерации

V/"

Конституционализм - многоэлементный феномен, равно, как и его понятие, является широким и емким, Рассмотрим основные элементы кон­ституционализма как сложного общественного явления в контексте право­вых позиций Конституционного суда Российской Федерации,

Первое. Конституционализм как научная теория имеет свои собст­венные законы, внутреннюю логику развития. В ее состав входят позитив­ные частные теории, идеи, принципы, модели, прогнозы и т.д. Теория кон­ституционализма воплощается в Конституции, других источниках консти­туционного права, а также в институциональных структурах конституци­онного строя государства.

Конституционный суд Российской Федерации формирует и разви­вает теорию конституционализма через правовые позиции на основе раз­решения конкретных дел по официальному толкованию Конституции Рос­сийской Федерации, по проверке федеральных законов и других норма­тивныхактов Президента Российской Федерации, Правительства Россий­ской Федерации, Конституций, уставов и других нормативных актов субъ­ектов Российской Федерации на соответствие Конституции Российской Федерации.

Правовые позиции Конституционного судаРоссийской Федерации развивают теорию федерализма, имеющуюособое значение для практики формирования реального федерализма в условиях российской действи­тельности, Перед российским государством стоит проблема преодоления тенденций унитаризма в государственном строительстве, задача установ­ления гармонии обще федеральных и региональных интересов,постоянно­го поиска оптимального вариантаих сочетания.

Конституционному суду Российской Федерации предстоит более глубокое осмысление соотношения Конституции Российской Федерации и внутрифедеральных договоров, Конституций республик (государств) и ус­тавов других субъектов Российской Федерации. На момент принятия Кон­ституции Российской Федерации не было полного согласия в построении той или иной модели федеративного устройства- Поиск оптимальной мо­дели федеративного устройства России не закончился, он продолжается. В этом процессе не последнюю роль должны сыграть Конституционный суд

Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.

Действующая Конституция Российской Федерации гарантирует систему местного самоуправления в качестве одной из основ конституци­онного строя (статья 12). Конституционный суд Российской Федерации внес свой весомый вклад в теорию местного самоуправления примени­тельно к российской действительности, в решение вопросов о соотноше­нии органов государственной власти и органов местного самоуправления. Особое значение в этой связи имеют правовые позиции Конституционного суда Российской Федерации, сформулированные им по «удмуртскому де­лу», Конституционный суд Российской Федерации признал возможным создание наряду с высшими органами законодательной и исполнительной властей субъекта Российской Федерации территориальных (местных) ор­ганов государственной власти в рамках административно-территориальных единиц, закрепленных в Конституции (уставе) субъекта Российской Федерации. В остальных городских и сельских поселениях осуществляется местное самоуправление.

Второе. Конституционализм в качестве нормативно-правовой сис­темы представляет собою конституционное право в качестве системы норм позитивного права, находящего выражение в Конституции (Основ­ном Законе) государства и в других источниках конституционного права (законах, конституционных обычаях и др.). И в этом своем качестве кон­ституционализм находит не только правовую охрану со стороны Консти­туционного суда Российской Федерации,но и благодаря его решениям по­лучает дальнейшее совершенствование и развитие.

Конституционный суд Российской Федерации не ограничивается осуществлением охранительных функций в отношении Конституции Рос­сийской Федерации. Он дает официальное толкование Конституции Рос­сийской Федерации. Логическим следствием официального толкования Конституции Российской Федерации является появление новых норм (в особенности процедурного порядка), которые заполняют пробелы и сни­мают известную неопределенность, по мнению других, имеющиеся проти­воречия в содержании Конституции Российской Федерации.

Доказательством этих выводов являются постановления Конститу­ционного суда Российской Федерации о специальном виде законов, кото­рыми вносятся поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации (статья 136 Конституции Российской Федерации), о порядке внесения в статью 75 Конституции Российской Федерации измененных наименований субъектов Российской Федерации, о возможности представления Прези­дентомРоссийской Федерации одного и того же лица на должностьПред-

седателя Правительства Российской Федерации в порядке требований ста­тьи 111 Конституции Российской Федерации, о нормативной регламента­ции системы и структуры федеральных органов государственной власти и т.д.

Конституционный суд Российской Федерации не является законо­дательным органом и не подменяет законодателя. Однако он активно уча­ствует в законодательном процессе, формирует позитивное конституцион­ное право, способствует совершенствованию и развитию отраслевого (те­кущего) законодательства.

Во-первых. Конституционный суд Российской Федерации обладает негативными законодательными полномочиями, отменяя законы и другие нормативные акты либо отдельные их положения в силу их несоответст­вия Конституции Российской Федерации по содержанию, форме и поряд­ку принятия, опубликования или введения в действие.

Во-вторых. Конституционный суд РоссийскойФедерации в извест­ной мере обладает позитивными законодательными полномочиями.Он ак­тивно содействует Федеральному Собранию Российской Федерации, пред­ставительным органам субъектов Российской Федерации в осуществлении их законодательных полномочий.Это выражается прежде всего в реко­мендациях законодателю осуществить необходимое нормативно-правовое регулирование в соответствии с правовой позицией Конституционного су­да Российской Федерации.

Третье. Конституционализм как практика реализации Конституции и конституционного права в целом в качестве составной части включает деятельность Конституционного суда Российской Федерации.

Практика Конституционного суда Российской Федерации свиде­тельствует о том, что Конституция Российской Федерации и конституци­онное право в целом стали подлинно реальным, действующим правом, При помощи Конституционного суда Российской Федерации можно защи­тить действие конституционных принципов и норм, конституционных n прав и свобод личности, обеспечить их осуществление на всей территории'•Российской Федерации. ^

Конституционный суд Российской Федерации оценивает с позиций действующей федеральной Конституции не только буквальный смысл за- ;

конов и других нормативных актов Федерации и субъектов Российской s Федерации, международных и внутригосударственных договоров, но и тот . смысл, который придается и-м официальным и иным толкованиями, ело" ^ жившейся правоприменительнойпрактикой, а также исходя из их места в ^ системе правовых актов. . ,

зЛ

Конституционный суд Российской Федерации формирует практику, согласно которой его правовые позиции, сформулированные в итоговых решениях по конкретным делам, имеют общий характер и обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, долж­ностных лиц во всех аналогичных правовых ситуациях. В этом заключает­ся одно из требований конституционной законности. Законодатели и пра-воприменители самостоятельно, по своей инициативе должны изменять содержание нормативных актов, договоров, предпринимать необходимые правовые действия в соответствии с требованиями прямого действия по­ложений Конституции Российской Федерации и правовых позиций Кон­ституционного суда Российской Федерации. В силу такого подхода Кон­ституционный суд Российской Федерации отказывает в принятии к рас­смотрению обращений, если правовой спор уже раз решен Конституцион­ным судом в аналогичном деле и им сформулирована соответствующая правовая позиция.

Проблема исполнения постановлений Конституционного суда Рос­сийской Федерации в ее различных аспектах еще не привлекла к себе должного внимания юридической науки и компетентных органов. Есть не­гативные примеры, свидетельствующие о невыполнении либо ненадлежа­щем исполнении решений Конституционного суда Российской Федерации и игнорировании его правовых позиций, Между тем оперативное, четкое и последовательное исполнение решений Конституционного суда Россий­ской Федерации, неукоснительное следование сформулированных им пра­вовым позициям - одно из еажных и надежных средств укрепления кон­ституционности, законности и конституционного правопорядка.

Наши рекомендации