Место, роль и функции государства в политической системе
Государство занимает особое место в политической системе общества как стержневой элемент, вокруг которого объединяются все остальные. Оно призвано обеспечить целостность и единство институтов и организаций, выполняющих разнообразные функции управления. Так, например, если политические партии представляют интересы и позиции определенных слоев и категорий общества, то государство должно являться балансиром, уравновешивающим противоречивые общественные интересы и проводить в жизнь политику с точки зрения усредненных интересов населения.
Государство занимает ведущее место в политической системе общества, так как:
1) выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территории по признаку гражданства;
2) является единственным носителем суверенитета;
3) содержит специальный аппарат или публичную власть, предназначенный (ую) для управления обществом;
4) имеет силовые структуры (армия, милиция, спецслужбы);
5) владеет монопольным правом на законотворчество и применения репрессивного аппарата;
6) располагает специальным набором материальных ценностей: государственной собственностью, госбюджетом, монополией на эмиссию национальной валюты.
Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих этот механизм частей, блоков и подсистем. Структура данного механизма в общем виде включает
–государственные органы;
–государственные предприятия и учреждения;
–государственных служащих;
–организационные и финансовые средства;
–принудительную силу, необходимую для обеспечения деятельности госаппарата. Характер и содержание этой деятельности находит свое выражение в функциях государства, которые в самом общем виде делятся на две большие группы:
1. внутренние функции государства;
2. внешние функции государства.
Внутренние функции:
1) регулирование хозяйственной деятельности и частичное управление экономикой;
2) охрана общественного порядка и законности;
3) культурно-воспитательная, идеологическая;
4) регулирование социальных отношений и обеспечение социальной защищенности граждан;
5) подавление внутренних противников и врагов (террористов и пр.), защита существующей социально-политической системы.
Внешние функции:
1) обеспечение обороноспособности и национальной безопасности;
2) защита экономических, политических, культурных и иных интересов государства на международной арене и формирование благоприятных условий для собственных товаропроизводителей, для их деятельности на международных рынках и др. странах;
2) создание условий для взаимовыгодного сотрудничества с другими странами;
3) развитие интеграционных процессов и участие в международном разделении труда.
Существуют другие классификации функций государства. Например, функции государства делятся на постоянные, те, которые осуществляются на всех этапах деятельности государства, и временные, прекращающие свое действие с решением определенной задачи, которая, как правило, имеет чрезвычайный характер, например, в связи нехватки какой-либо продукции государство берет эту функцию на себя.
Другая классификация подразделяет функции государства на основные и неосновные. На этот счет нет единого мнения и здесь все зависит от идеологической позиции того или иного аналитика. Так, с точки зрения классических либералов, к основным функциям государства относятся только обороноспособность и охрана общественного порядка, а с точки зрения социал-демократии и кейнсианства основные функции государства – регулирование экономики и социальная защита населения.
Форма правления
Форма правленияпредставляет собой элемент формы государства, который раскрывает организацию верховной власти, правовой статус высших органов государства, принципы взаимоотношений между ними и степень участия граждан в избрании этих органов. Различают 2 основные формы правления: монархию и республику.
В общем виде монархия – это такая форма правления, где глава государства обладает особым юридическим статусом, его полномочия носят первичный непроизводный характер, он приобретает свой пост по наследству и занимает его пожизненно.
Республика представляет собой такую форму правления, в которой высший орган государства – президент, парламент и правительство, являющиеся выборными и сменяемыми. При этом только парламент во всех республиках избирается непосредственно населением.
Та или иная форма правления складывается исторически под влиянием целого комплекса факторов экономического, социального, национально-этнического, культурного и религиозного характера, также могут оказывать свое влияние и природно-географические факторы.
Монархия как форма правления на сегодняшний день сохраняется по двум основным причинам: в странах западной цивилизации она сохраняется благодаря историческим традициям, в государствах ближнего Востока монархия является следствием либо значительных пережитков феодализма в общественной жизни либо в силу исключительно благоприятных для политической стабильности общества природно-географических условий, связанных с колоссальными доходами от экспорта нефти.
Монархия подразделяется на 2 разновидности: на абсолютную и конституционную.
Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства. Монарх – источник любой власти, в основе законов лежит воля монарха. Он самостоятельно издает законы и при этом никакого парламента, как органа законодательной власти, не существует. Кроме того, в данной форме правления монарх является главой исполнительной власти, которая формирует свой кабинет министров и может лично возглавить его. Монарх – глава судебной власти. Он назначает на все судебные должности. Правосудие осуществляется от его имени: может в любой момент вмешаться в любой судебный процесс, отменить любые преследования какого-либо лица или, напротив, может начать его. Также монарх может смягчить наказание, а может ужесточить его, а может и в несудебном порядке применить к какому-либо лицу меру лишения свободы, имеет право помилования. На сегодняшний день такая форма правления существует в Саудовской Аравии, Аман, Катар.
Конституционная монархия – такая форма правления, при которой власть монарха осуществляется на основе и в рамках Конституции. В зависимости от степени ограничения власти монарха конституционная монархия подразделяется на дуалистическую и парламентскую. Мы рассмотрим парламентскую конституционную монархию.
Парламентская монархия на сегодняшний день является очень распространенной формой правления и существует в Великобритании, Нидерландах, Бельгии, Швеции, Испании и пр. данная форма правления характеризуется тем, что монарх не обладает никакими реальными полномочиями по управлению государством. Его полномочия носят чисто представительский характер, а именно:
1) монарх представляет государство на международной арене;
2) есть право подписи любого закона, который принят парламентом, но данное право – чистая формальность, монарх не может изменить закон, т.е. не обладает никаким правом вето. Нужна только его подпись (и премьер-министра), чтобы закон вступил в силу.
На практике в этой форме правления почти все нормативные акты готовятся правительством, а принимаются парламентом под давлением правительства и исполняются по воле правительства. Это происходит потому, что в данной форме правления правительство формируется парламентом по итогам парламентских выборов, и лидер партии (коалиции), набравших большинство голосов и имеющих большинство мест в парламенте, автоматически становится премьер-министром страны, который в последствии и формирует свой кабинет министров, а монарх обязан утвердить его на этом посту.
В отставку правительство может отправить только парламент. Но институт парламентской ответственности означает одно, что если парламент выносит вотум недоверия собственному правительству, значит, в парламенте нет большинства и что парламент не в состоянии сформировать правительство, вследствие чего сам парламент будет распущен и будут назначены досрочные выборы. Но такой механизм означает, что правительство, пользуясь парламентской ответственностью, монополизирует законодательную инициативу, т.е. само разрабатывает законопроекты, выносит на утверждение в парламент, а потом угрожает ему отставкой.
Судебная власть также формируется парламентом, но по представлению премьер-министра. Тем самым правительство само себя контролирует.
Ключевым органом власти является правительство, а его лидер – глава исполнительной власти, Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами, а также должностное лицо, которое монополизировало законодательную инициативу и судебный контроль.
Существует еще выборная, теократическая монархия.
Самой распространенной формой правления является республика. Известны 3 ее основные разновидности:
–президентская республика;
–парламентская республика;
–смешанная (президентско-парламентская) республика.
Выделяют еще суперпрезидентскую, монократическую и теократическую.
Президентская республика (США) имеет свои специфические признаки:
1. Глава государства – президент, который одновременно является главой исполнительной власти и Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. Он избирается либо прямыми всеобщими выборами либо коллегией выборщиков (в США);
2. Президент одновременно является премьер-министром правительства, а главы правительства как отдельного государственного поста не существует;
3. Президент самостоятельно внепарламентским путем формирует собственное правительство и только он может отправить в отставку либо все правительство в целом, либо отдельных министров. Парламент в процедуру формирования не вмешивается и отправить в отставку министров не может;
4. Правительство не является самостоятельным органом власти – министры не могут собираться на заседание без президента, не могут принять ни одного нормативного акта без подписи президента, а президент, в свою очередь, может либо вообще не собирать правительство, либо собирать его частями, либо с каждым министром беседовать индивидуально, а потом за своей подписью издавать другие нормативные акты;
5. Парламент в данной форме правления является высшим органом законодательной власти, который самостоятельно принимает законы, и при этом президент лишен всякой законодательной инициативы – не может вмешиваться в законотворческую деятельность, может лишь воспользоваться правом отлагательного вето, которое может быть преодолено парламентом;
6. Парламент обладает контрольными функциями за деятельностью исполнительной власти, т.е. он может создать, ни с кем не советуясь, собственные комиссии по расследованию, явка на которое для любого должностного лица и дача показаний, в т.ч. против себя самого, строго обязательна;
7. Высшие судебные органы формируются в отношении 50/50, т.е. половину состава высших судов назначает президент, а другую половину – парламент;
8. Судебная власть не зависима финансово, потому что существует специфическая система и ее финансирование осуществляется из госбюджета, по которой за высшими судебными органами закреплена доля в процентах от ВВП, идущая на ее финансирование, которое не может быть пересмотрено в одностороннем порядке ни парламентом, ни президентом без согласия самих верховных судей. Таким образом, данная форма правления построена по принципу сдержек и противовесов власти и независимости одной ветви власти от другой;
9. Президент не может распустить парламент.
Суперпрезидентская республика распространена в Латиноамериканских странах, в последнее время установилась в РФ. Признаки данной формы правления:
1. Президент избирается всеобщими выборами или приходит к власти в результате государственного (или военного) переворота;
2. Президент наделяется обширными полномочиями – он является главой государства, главой исполнительной власти, при этом может существовать пост премьер-министра, который является всего лишь его помощником и не обладает самостоятельными полномочиями, назначается и освобождается от должности по желанию президента;
3. Президент – Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами, у него есть право абсолютного вето на все законы в парламенте, правда процедура наложения вето иногда может быть формальной. В конституции прописывается отлагательное вето, но президент считается гарантом конституции и у него есть право, в случае если его отлагательное вето парламент преодолеет 2/3 голосов, президент может обратиться в Конституционный суд с требованием проверить на соответствие конституции неполный закон, а также отдельные статьи. Такое положение делает президента главой законодательной власти;
4. Президент самостоятельно подбирает кандидатуры на все высшие судебные должности, что позволяет ему осуществлять кадровый контроль за судебной системой в стране. Кроме того, именно в президентских структурах решается вопрос об уровне заработной платы и льгот не только госслужащих, но и всех судей в стране;
5. У президента есть право на досрочный роспуск парламента, а его ежегодные послания в парламент носят обязательный характер, и те законопроекты, которые он направляет в парламент на развитие страны, положения посланий должны быть рассмотрены в первоочередном порядке вне всякого плана законотворческой деятельности, т.е. президент монополизирует законодательную инициативу в стране;
6. В случае, если президент приходит к власти в результате переворота, то в стране вводится чрезвычайное положение, при котором существенно ограничиваются права граждан, проводятся более или менее массовые репрессии оппозиции, в стране монополизируются СМИ. Таким образом, власть президента становится всеобъемлющей , он контролирует все ветви власти и находится над ними.
Парламентская республика существует в ФРГ, Италии, Чехии, Венгрии, Польше. Ее характерные признаки:
1. Глава государства – президент избирается не всеобщими выборами, а депутатами или нижней (либо единственной) палатой в стране;
2. Президент наделен чисто представительскими функциями. У него тот же самый объем полномочий, как и у монархов в парламентской монархии;
3. Парламент избирается всеобщими выборами, а по итогам этих выборов формируется правительство, т.е. лидер партии (или коалиции), победившие на данных выборах, автоматически становится премьер-министром, который в дальнейшем назначает на все министерские посты своих однопартийцев; Правительство несет ответственность только перед парламентом, и только парламент может отправить его в отставку. Но эта процедура – простая формальность, т.к., если парламент выносит вотум недоверия собственному правительству, значит в парламенте нет большинства и что парламент не в состоянии сформировать правительство, вследствие чего сам парламент будет распущен и будут назначены досрочные выборы;
4. Правительство в этой республике является ключевым органом власти. Оно осуществляет исполнительную власть, монополизирует законодательную инициативу, т.е. само разрабатывает законопроекты, выносит на утверждение в парламент. Премьер-министр при этом является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами и может самостоятельно распустить правительство, тем самым объявить о досрочных выборах;
5. Судебная власть формируется парламентом, но по представлению премьер-министра. Тем самым правительство само себя контролирует.
Смешанная республика очень специфична и существует во Франции, ее признаки:
1. Президент избирается всеобщими выборами. Он является главой государства, Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами и должностным лицом, которое наряду и совместно с правительством осуществляет исполнительную власть;
2. У президента есть неотчуждаемые полномочия, к которым относятся:
а) присвоение очередных воинских званий, но не назначение командных
должностей, которые курирует премьер;
б) у президента есть право роспуска парламента досрочно, но он не может
воспользоваться этим правом более двух раз, т.к. не допускается роспуск
парламента, не проработавшим 1 год;
3. Правительство формируется на основе парламентского большинства и на основе парламентских выборов. В руках правительства находится весь военный и гражданский аппарат страны, т.е. назначение на все военные и гражданские должности производит премьер-министр. Поэтому важны итоги не только парламентских, но и президентских выборов. Если на президентских выборах побеждает кандидат от 1 партии, а на парламентских – оппозиционные партии президента, то наступает ситуация сосуществования, при которой формируется оппозиционное президенту правительство, которое и будет присваивать себе всю исполнительную власть, а ключевым лицом государства станет премьер-министр. В целом, правительство будет функционировать как парламент;
4. У парламента есть право формирования правительства и право отправить его в отставку, а также право импичмента президенту;
5. Судебные органы власти формируются в соотношении 50/50, т.е. 50% судов назначает президент, а 50% – парламент по представлению премьер-министра.
Данная форма правления является крайне неустойчивой. В ситуации сосуществования может наступить паралич государственной власти. Эта форма может быть использована только в стране с очень длительными традициями парламентской демократии и унитарного централизованного государства.
Существуют другие республиканские формы правления такие, как монократическая и теократическая республики.