Место и роль государства в политической системе

Политическая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций), в рамках которой проходит политическая жизнь об­щества и осуществляется политическая власть.

Понятия государство и политическая система общества соотносятся как часть и целое.

Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления полити­ческой жизни через призму «общеобязательности».

Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость, оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.

Место и роль государства в политической системе общества зависит от типа политической системы и форма правления. Особенность – государство играет роль основного орудия, так как обладает такими средствами, которыми не обладают другие субъекты.

Государство занимает центральное, ведущее место в политической системе общества, так как оно:

Выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных;

Границах по признаку гражданства; Является единственным носителем суверенитета;

Обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;

Обладает силовыми структурами (вооруженными силами, милицией, службой безопасности);

Обладает, как правило, монополией на правотворчество;

Обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта);

Эти свойства дают государству возможность оказывать влияние на общественную жизнь путем:

Установления правового режима организации и функционирования всех других субъектов политической системы;

Осуществления надзора за соблюдением законности в деятельности субъектов политической системы;

Только государство способно применять меры государственного принуждения (юридической ответственности) за нарушение действующего законодательства;

В Конституции имеется статья, которая провозглашает РФ социальным и правовым государством. Формирование правового государства - одно из направлений развития нашей политической системы. Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политических отношений.

Роль государства в политической системе:

Может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики – политических партий, движений, групп давления;

Регистрирует их соответствующими органами (как правило Минюстом) и привлекает к участию в общественных и государственных делах;

Может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения;

Вопрос 15

Орган государства – это самостоятельное подразделение аппарата государственной власти, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделена государственно-властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий. Орган государства формируется на основе нормативно-правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделений государственного аппарата.

В соответствии с этим можно выделить следующие признаки органа государства: 1) юридически организационный и экономически определенный характер; 2) наличие собственной структуры; 3) имеет государственно-властные полномочия; 4) государственные гражданские служащие выступают от имени всего государства; 5) наделение полномочиями в конкретной сфере общественной жизни, учитывая предназначение и место в государственном механизме; 6) выполнение строго определенных государственных функций и задач; 7) обладание правом на издание юридических актов; 8) наличие нужных материальных средств; 9) реализация деятельности на базе нормативных правовых актов; 10) близкое взаимодействие с иными государственными органами.

Виды государственных органов разделяют на несколько групп в зависимости:

1) от порядка их формирования;

2) объема выполняемых полномочий;

3) широты компетенции;

4) характера организационно-правовых форм деятельности (в соответствии с принципом разделения властей);

5) числа государственных гражданских служащих;

6) времени функционирования.

В зависимости от порядка формирования государственные органы делят:

1) на первичные – к ним относят органы, которые формируются (избираются) напрямую и непосредственно населением (парламент, президент) в определенном законом порядке;

2) производные – органы, которые формируются первичными органами государства (например, правительство).

В зависимости от объема выполняемых полномочий выделяют:

1) высшие органы власти – это правительство, парламент и т. д.;

2) центральные, в частности министерства;

3) местные – государственные органы субъектов Федерации и т. п.

В зависимости от широты компетенции различают:

1) органы общей компетенции – это президент, правительство и др.;

2) органы специальной компетенции – это министерства, различные службы и агентства.

В зависимости от числа государственных гражданских служащих существуют органы:

1) коллегиальные – те, которые принимают решение большинством голосов, например правительство;

2) единоличные – где решения принимаются единолично руководителем, например президентом.

В зависимости от характера организационно-правовых форм деятельности различают:

1) законодательные;

2) исполнительные;

3) судебные;

4) контрольно-надзорные органы.

В зависимости от времени функционирования: 1) постоянные органы – составляют большинство государственных органов, рассчитаны на функционирование в нормальных условиях; 2) временные, которые создаются в чрезвычайных условиях, а также для реализации каких-либо крупномасштабных задач.

Вопрос 16

Принципы, о которых здесь идет речь, – это законодательные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья .государственного механизма, отдельные органы или группы органов.

Общие принципы, в свою очередь, принято делить на две группы. К первой относятся принципы, закрепленные в Конституции РФ, ко второй – принципы, сформулированные в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации», федеральных конституционных законах «О судебной системе Российской Федерации», 0 Конституционном Суде Российской Федерации», Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» (новая редакция) и др.

Первая группа охватывает констуциоино закрепленные принципы организации и деятельности механизма государства: народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность.

Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации – многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе и непосредственно (например, выборы президента и представительных органов государственной

•власти) или через органы местного самоуправления. Однако главное (есто в ряду средств осуществления власти народа Российской Федерации занимает механизм государства в лице объединяемых им органов.

( Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского государства зиждется на том понимании, что оно – социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества.

Конституция Российской Федерации в статье 2 впервые в основах конституционного строя провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и Свобод человека и гражданина – обязанность государства». Это конституционное требование обращено ко всем без исключения органам государства, к каждому государственному служащему. Данное положение знаменует принципиальный поворот во взаимоотношениях гражданина и государства. Конечно же, изменения не могут произойти в одночасье, но важно, что Конституция гарантирует новый магистральный путь развития России.

Принцип разделения властей, согласно которому государственная

•власть осуществляется на основе разделения на законодательную, ис-

полнительную и судебную, предусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти (ст. 10 Конституции РФ), их способность обеспечить механизм сдержек и противовесов в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий, установления диктатуры. Данный принцип представляет собой, как отмечалось, системоообразующий фактор механизма современного Российского государства.

Принцип федерализма в формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов, каковыми являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой.

Согласно статье 11 (п. 3) Конституции России, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов осуществляется настоящей Конституцией, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Соответственно, как записано в статье 77 (п. 2) Конституции, в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Принцип законности заключается во всеобщности требования соблюдать и исполнять законы. Согласно статье 15 (п. 2) Конституции РФ, органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию и законы России.

Применительно к организации и деятельности механизма Российского государства данный принцип содержит такие требования, как:

верховенство закона и непосредственное действие конституционно закреплённых прав и свобод человека и гражданина; осуществление всех государственных властных функций исключительно на основе законов и соответствующих им подзаконных нормативных актов; особая ответственность органов государства и государственных служащих за обеспечение законности, прав и свобод граждан, гарантий от необоснованного привлечения их к ответственности или незаконного лишения тех или иных благ; решительное пресечение любых нарушений закона, от

кого бы они ни исходили, неотвратимость ответственности за совершенные преступления и иные правонарушения.

Рассмотренные общие принципы организации и деятельности механизма государства, выраженные в Кнституции РФ, получают свое подкрепление, развитие и конкретизацию во второй группе принципов, закрепляемых в федеральных конституционных законах и в федеральных законах. Комплексное выражение эта группа получила в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации».

Наряду с подтверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно-правовом акте сформулированы или конкретизированы следующие принципы:

• верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

* приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и на основе законодательства Российской Федерации;

профессионализм и компетентность госслужащих;

гласность в осуществлении государственной службы; ответственность служащих за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

внепартийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства;

и некоторые другие.

К числу этих принципов следовало бы также отнести сочетание коллегиальности и единоначалия, экономичность государственной , службы. Выполнение последнего принципа особенно актуально в современных условиях существования чрезмерно разросшегося, дорогостоящего управленческого аппарата.

I Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государственного механизма как системы государственных органов, рас-

сматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают механизму государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.

Вопрос 17

Типология – научная систематизация.

Типология государства – научная категория, под которой понимаются совокупность черт, свойств, признаков, характеризующих государство на определенном этапе развития. В настоящее время в юридической науке существуют два основных подхода к типологии государств.

1. Формационный подход
Является традиционным для российской науки. В основе этой периодизации государственно-правовой жизни человеческого общества лежит членение мировой истории на макроформации. Основными критериями выделения тех или иных формаций выступают наличие или отсутствие: а) частной собственности; б) классов; в) товарного производства.

Основными историческими типами государств в соответствии с формационным подходом, являются государства:

А) Эксплуататорского типа: рабовладельческое (характерным признаком которого является наличие класса рабовладельцев и рабов, а также многоукладность экономики), феодальное (ведущей ролью которого являлось сельское хозяйство) и буржуазное (отличалось многообразием форм собственности, сочетанием форм частного и государственного сектора, рыночный характер экономики).

Б) Неэксплуатарского типа: коммунистическое государство. Коммунистических государств не было в истории, а существовали только социалистические государства – государства первой фазы коммунистического общества. Особенностями явились преобладание государственной собственности, плановый характер экономики; наличие политической силы – правящей коммунистической партии, уравнительное распределение производственного продукта.

2. Цивилизационный подход

Цивилизация – социально-культурная целостность отличная от других, обладающая определенными временными и территориальными границами.

Цивилизация – это пространственно временной регион, включающий группу стран с определенной общностью духовных особенностей.

Формы осуществления мирового духа:

1) Восточная
2) Греческая
3) Римская
4) Германская

Вопрос 18.

Форма государства – это совокупность его внешних признаков, порядка и способов организации высших органов власти, реализации политической и государственной власти.

На форму государства могут оказывать влияние следующие факторы:

1) социально-экономические, культурные;

2) исторические, национальные и религиозные традиции;

3) природные и климатические условия;

4) расстановка политических сил и т. д.

Чтобы иметь более полное представление о форме конкретного государства, необходимо проводить анализ его структурных элементов:

1) форма правления – организация высших государственных органов, порядок их образования, структура, полномочия, взаимодействие с населением, а также друг с другом. Основные формы правления: монархия и республика;

2) форма государственного устройства – отражает политико-территориальную организацию государственной власти, определяет взаимоотношения между центральной и местной властью. По форме устройства государства разделяются на унитарные, федеративные, конфедеративные;

3) государственно-правовой (политический) режим – представляет собой совокупность приемов, способов, методов, средств осуществления власти. Основные типы политических режимов: авторитарный, демократический, тоталитарный.

Таким образом, форма государства определяет:

1) порядок формирования органов государственной власти;

2) структуру государственных органов;

3) особенность территориальной самостоятельности населения;

4) характер взаимоотношений органов государственной власти друг с другом;

5) специфику отношений государственных органов и населения;

6) приемы, способы, методы осуществления политической власти.

В соответствии с указанной выше классификацией элементов государства рассмотрим форму современного Российского государства.

Российская Федерация в соответствии с Конституцией (ст. 1) является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

В результате можно выделить характерные черты государственного строя Российского государства:

1) демократизм; 2) федерализм; 3) республиканская форма правления; 4) разделение властей; 5) политическое, идеологическое многообразие; 6) признание и гарантирование Основным Законом государства местного самоуправления; 7) государственный суверенитет, носитель которого – многонациональный народ Российской Федерации; 8) правовое государство; 9) социальный характер, в соответствии с ним политика государства сориентирована на создание условий, которые обеспечивают человеку достойную жизнь и свободное развитие.

Российская Федерация является полупрезидентской республикой.

По своему государственному устройству Российское государство является федерацией, которая построена на следующих характерных признаках федерализма:

1) добровольное вхождение в состав Федерации субъектов РФ; 2) равноправие субъектов Российской Федерации; 3) самоопределение народов, наций и национальностей; 4) государственная целостность; 5) разграничение полномочий между федеративными органами государственной власти РФ и органами власти субъектов Российской Федерации и др.

Государственно-правовым режимом Российской Федерации является демократический режим.

Вопрос 19

Понятие формы государственного правления - определяется как способ организации государственной власти, включающий в себя:

а) порядок образования и деятельности высших и местных государственных органов,
б) порядок взаимоотношений их друг с другом и с населением

Многие авторы разграничивают государства по форме их правления на монархии и республики. Элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.

Основные формы правления

Монархия — форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.
Признаки монархии
Единоличным главой государства является монарх, который получает свою власть по наследству;
Монарх юридически безответственен (отстранить монарха от власти невозможно).

Республика — форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются особыми представительными учреждениями на определенный срок и несут полную ответственность перед избирателями.
Признаки республиканской формы правления
Всегда существует несколько высших органов власти, при этом полномочия между ними разделены таким образом, что один орган независим от другого (принцип разделения властей);
Главой государства является Президент, который осуществляет свою власть от имени народа;
Высшие органы власти и должностные лица несут ответственность перед населением, которая может быть выражена в следующем:
они избираются на определенный срок, по истечении которого полномочия могут не продлеваться;
возможно досрочное прекращение полномочий.

Вопрос 20

Форма государственного устройства (ФГУ) – национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами власти

Различают: простые (унитарное государство) и сложные (федеративное и конфедеративное).

Унитарное государство – единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственности не обладают. (Англия, Китай).

Признаки унитарного государства:

1. Характерен единый властный центр, т.е. единая система государственных органов;

2. На территории действует одна Конституция и единая законодательная система, единая денежная единица, единое гражданство;

3. Административно-территориальные единицы признаками государственности не обладают;

4. На международной арене страну представляют высшие органы государственной власти;

5. Единые вооруженные силы.

Унитарными обычно являются небольшие по территории государства с компактно проживающим однородным населением (Дания, Норвегия, Швеция).

Федерация - добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Признаки федерации:

1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов (штатов, республик, земель);

2. Компетенция между федерацией и ее субъектом разграничивается Конституцией;

3. Субъекты обладают правом принятия собственной Конституции;

4. Субъекты имеют свои исполнительные, законодательные, судебные органы параллельно федеральным, но им подчиняющиеся;

5. В большинстве федераций существует союзное гражданство и гражданство федеративных единиц;

6. Двухпалатное строение парламента и двухканальная (и более) система налогов;

7. После вхождения в федерацию ее субъекты в суверенитете ограничиваются;

8. На международной арене страну представляют федеральные органы государственной власти.

Виды федераций:

1. Договорные и конституционные;

2. Территориальные (США, Германия), национальные и смешанные (Россия).

В основу территориальных федераций положен принцип разделения страны по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления в больших по территории государствах.

Конфедерация – временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

Признаки конфедерации:

1. Конфедерация не имеет собственных законодательных, исполнительных и судебных органов;

2. Не имеет собственной армии;

3. Нет единой системы налогов и государственного бюджета;

4. Конфедерация сохраняет гражданство входящих в союз государств;

5. Недолговечность;

6. Каждый субъект сохраняет свой суверенитет;

7. Конфедерация создается для достижения определенных целей;

8. Создание закрепляется договором;

9. Субъекты обладают правом нулификации (отмены действия актов конфедерации на своей территории);

10. Члены конфедерации могут выйти из нее на основе юридически обоснованного одностороннего решения.

Вопрос 21

Политический режим — это совокупность способов, приемов и методов, посредством которых осуществляется государственная власть. Политический (государственный) режим основан на определенном виде идеологии лиц, пришедших к власти и существенно влияющих на форму правления государства, а также на его территориальное устройство.

Виды политического режима

Среди ученых нет единого мнения по вопросу видов политического (государственного) режима.Учитывая точки зрения авторов по данному вопросу, все же представляется более целесообразным и рациональным четко обозначить и характеризовать демократический

Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах.

Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — характеристика особых типов режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом.

Политический (государственный) режим основан на определенном виде идеологии лиц, пришедших к власти и существенно влияющих на форму правления государства, а также на его территориальное устройство. совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Вопрос 22

Понятие политической системы общества— совокупность государственных и негосударственных институтов, посредством которых формируется, осуществляются политическая власть и управление обществом.

Структура политической системы общества — совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов, подсистем), оказывающих влияние на процесс формирования и функционирования публичной власти.

Структура политической системы общества включает в себя:

1) институциональная (организационная) подсистема;
2) нормативная или регулятивная подсистема;
3) функциональная подсистема;
4) коммуникативная подсистема.

1. Институциональная (организационная) подсистема политической системы общества включает в себя субъекты политических отношений.

2. Нормативная или регулятивная подсистема политической системы общества включает в себя:
а) правовые нормы и принципы, имеющие политическое содержание;
б) корпоративные нормы политического характера;
в) политические традиции и политические обычаи;
г) правила политической этики.

3. Функциональная подсистема политической системы общества включает в себя:

а) основные направления и формы деятельности политической системы;
б) функции политической системы: политическое руководство и управление, интегративная, регулятивная, политико-идеологическая;
в) способы (методы) и средства воздействия на политическую жизнь страны.

4. Коммуникативная подсистема политической системы общества включает в себя:

а) информационные;
б) материально-технические;
в) финансово-экономические формы взаимодействия между субъектами политического процесса.

Место и роль государства в политической системе общества.

Статья 3 Конституции РФ гласит, что государственная власть в Российской Федерации принадлежит народу. Народ осуществляет ее путем представительной (через выборные государственные законодательные органы) так и путем непосредственной демократии. К формам последней относятся право на участие в референдуме, на петиции, на манифесты, а также право на объединение. Эти права граждане могут реализовывать, объединяясь в самые разнообразные общественные организации. К ним относятся политические партии, профессиональные союзы, молодежные организации, трудовые коллективы и самые разнообразные иные творческие союзы. Исходя из смысла главы I Конституции РФ, можно определить, что политическая система – это совокупность организационных форм политической деятельности народа Российской Федерации. При этом и само государство рассматривается как форма организации политической деятельности народа, причем форма основная, все остальные формы по отношению к государству имеют вспомогательный характер. Они как бы помогают негосударственными средствами в решении задач, стоящих перед государством, и создают возможность участия для всех граждан в управлении делами общества и государства, способствуют дальнейшему расширению демократических начал в государственной жизни. Основное место и роль государства в политической системе общества определяется рядом особенностей, позволяющих говорить о том, что государство – основной элемент системы.

Во-первых, именно государство является организацией всего многонационального народа РФ, т.е. организацией всех без исключения членов общества, вне зависимости от их социального , имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, рода и характера занятий и т.п. Таким образом, государство, будучи организацией всего народа, обладает гораздо более широкими социальными возможностями, чем каждый их других структурных элементов системы, взятых в отдельности.

Во-вторых, государство как официальный выразитель воли народа создает предпосылки для развития всех форм собственности.

В-третьих, государство располагает особым государственным аппаратом, органы которого, в отличие от остальных структурных элементов, наделяются государственно-властными полномочиями. Такими полномочиями обладает система правоохранительных органов, в которую входят органы внутренних дел, прокуратуры, безопасности, которые выполняют функции принуждения.

В-четвертых, в отличие от других элементов политической системы, государство располагает системой издания органами государства, в пределах своих компетенций, нормативно-правовых актов, а также системой контроля за их исполнением. Хотя общественные организации также наделены правом издания нормативных актов, однако последние не носят общеобязательного характера и распространяются только на членов данной общественной организации.

В-пятых, государство является единственной организацией, обладающей суверенитетом, т.е. верховенством государственной власти по отношению ко всем гражданам, по всем негосударственным организациям. Обладая суверенитетом, государство организует само себя и издает общеобязательные правила поведения (законы).

Таким образом, государство занимает особое место в политической системе общества и играет в ней основную роль.

Вопрос 23

Общественные объединения — это добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Виды общественных объединений:

а) общественная организация (неправительственное/негосударственное добровольное объединение граждан на основе совместных интересов и целей. Иногда используется определение «третий сектор» (общественный) в дополнение к публичному и частному секторам)

б) общественное движение(организационно-правовая форма общественных объединений. Обычно общественные движения создаются для выражения гражданами своей позиции по различным социально-значимым вопросам.);

в) общественный фонд(один из видов некоммерческих фондов, представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели);

г) общественное учреждение(не имеющее членства общественное объединение, ставящее целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.);

д) орган общественной самодеятельности(не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц);

е) политическая партия(особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления.).

Вопрос 24

Политическая партия — это общественное объединение, созданное:

а) в целях участия граждан в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также
б) в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

В политическом спектре каждой страны различаются партии правые, левые и центристские. Партии, выступающие за полный или частичный отказ от демократических принципов в интересах достижения провозглашаемых ими целей, именуются радикальными (правые — фашистские, националистические и левые — коммунистические, социалистические), а склонные к незаконным средствам борьбы — экстремистскими (т.е. допускающие крайности).

Политические партии являются важным элементом политической системы общества, поскольку их цели:

формирование общественного мнения;
политическое образование и воспитание граждан;
выдвижение кандидатов на выборах в органы публичной власти.

Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:

Политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации,
В политической партии должно состоять не менее пятидесяти тысяч членов политической партии.
Руководящие и иные органы политической партии должны находиться на территории Российской Федерации.
В России запрещаются создание и функционирование политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.
Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности.

Не допускается деятельность политических партий:

В органах государственной власти и органах местного самоуправления (за исключением законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления),
В Вооруженных Силах,
В правоохранительных и иных государственных органах,
В аппаратах законодательных (представительных) органов государственной власти.

Вопрос 25.

Гражданское общество - такое состояние общества, когда человек является высшей ценностью, когда признаются, защищаются его права и свободы, когда государство способствует динамическому развитию экономики и политической свободы и находится под контролем общества, когда государство и общественная жизнь основываются на праве, идеалах демократии и справедливости.

Признаки гражданского общества:

· 1. Индивид независим от государства,

· 2. Наличие частной собственности,

· 3. Многоукладная экономика,

· 4. Отсутствие государственной монополии на СМИ,

· 5. Человек сам выбирает сферу профессиональной реализации,

· 6. Наличие в обществе различных классов, социальных групп, имеющих собственные интересы,

· 7. Самоуправляемость общества,

· 8. Отсутствие обязательной государственной идеологии,

· 9. Права и свободы человека признаются, соблюдаются и защищаются государством,

· 10. Человек имеет возможность свободно выражать свои политические убеждения.

Структура гражданского общества:

· 1. Негосударственные социально-экономические отношения и институты;

· 2. Совокупность независимых от государства производителей;

· 3. Общественные объединения и организации;

· 4. Политические партии и движения;

· 5. Система негосударственных СМИ.

"Гражданское общество" и "государство" представляют собой понятия, которые отражают различные стороны жизни общества и противостоят друг другу.

Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Оно предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор.

Напротив, государство представляет собой пространство тотально регламентированных взаимоотношений политически организованных субъектов: государственных структур и примыкающих к ним политических партий, групп давления и т.д.

Гражданское общество и государство взаимодополняют друг друга. Без зрелого гражданского общества невозможно создание правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны формировать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Поэтому гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей. Кроме того, противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечить условия для реализации прав и свобод автономной личности также невозможно без государства.

Вопрос 26

Право представляет собой систему общеобязательных, формально закрепленных нормативных актов, предписаний и правил, которые устанавливает и реализует государство. Право выражает интересы всего общества, регулирует наиболее значимые общественные интересы, предоставляя личности субъективные права, а также возлагая на нее обязанности.

Право находится в тесном взаимодействии с экономикой, политикой и государством. Так, в частности, экономический уровень развития определяет содержание политики и права, являясь системой отношений, которые возникают в сфере производства, потребления, распределения материальных благ. Сущность права также определяется системой экономических отношений. Экономические факторы находят свое отражение в праве, выступают как необходимость и определенная закономерность правового развития. Таким образом, ни один правовой акт не может быть создан без учета экономических условий, экономической необходимости общества и обоснованности.

Непосредственную связь имеет право с политикой, которая является средством оптимального решения задач, поставленных перед обществом, а также имеет непосредственную связь с государством. Через политические решения общество реагирует на различные жизненные ситуации. Поэтому политика только в том случае может являться реальной, действенной, когда она выражает интересы всего населения государства и в то же время обусловливает объективные закономерности функционирования определенной политико-правовой системы.

Все важные решения в государстве осуществляются посредством права, которое объединяет самые важные политические интересы, а также является действенным инструментом их полного достижения.

Соотношение права и государства проявляется:

1) в единстве права и государства. Оно проявляется в том, что и право, и государство являются инструментами социальной регуляции, в результате имеют общую типологию, происхождение, одинаково связаны с экономическими, духовными, культурными и иными сторонами жизни общества, дополняя друг друга при выполнении своего социального назначения;

2) различии государства и права, которое осуществляется в различных социальных предназначениях, структуре и содержании, форме государства и права. Это происходит по той причине, что роль государства в обществе – устанавливать и обеспечивать определенный порядок, а роль права – создавать для реализации данного порядка юридический механизм;

3) взаимодействии государства и права. Взаимодействие государства и права проявляется в наличии разнообразных форм влияния государства и права друг на друга. Право формируется, обеспечивается государством, но в то же время государство с помощью права закрепляется. В результате через право формируется государство, а именно его внутренняя организация, форма, структура, устанавливаются главные виды и направления государственной деятельности, реализуются задачи и функции государства;

4) противоречии государства и права, которое возникает в случаях выхода государственной власти из-под контроля общества, стремлении права ограничить власть государства, предотвращая произвол государства.

Выделяют модели взаимоотношений права и государства:

1) тоталитарная;

2) либеральная;

3) прагматическая.

Вопрос 27

Правовое государство — правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права, носителями прав и свобод человека и гражданина.это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Наши рекомендации