Познавательная, которая состоит в вооружении субъектов знани- |
| ями, необходимыми для политической деятельности, |
| обеспечении исторической преемственности, накоплении |
| и передаче опыта от поколения к поколению. |
| |
| |
| |
Регулирующая, обеспечивает посредством идеалов, правовых и |
| политических норм определенные взаимоотношения |
| между социальными общностями, гражданами и госу- |
| дарством. |
| |
| |
| |
Воспитательная, способствует интеллектуальному развитию лич- |
| ности, усвоению ею политических норм, ценностей, фор- |
| мированию интереса к политической жизни, выработке |
| определенных установок на общественно-политическую |
| деятельность. |
| |
|
|
Информационная, направлена на удовлетворение потребностей |
| личности в политических сведениях, освещающих проис- |
| ходящие в мире события, явления, процессы. |
| |
| |
| |
Прогностическая, заключается в том , что знание ценностных ори- |
| ентаций позволяет предвидеть возможные варианты раз- |
| вития событий. |
| |
| |
| |
Таблица № 50
| | |
Политические субъекты: | | Неполитические субъекты: |
- государство; | | - семья; |
- политические партии и | | - система образования; |
политические движения; | | - церковь; |
- средства массовой ин- | | - деловые круги, мир |
информации. | | бизнеса; |
| | - научная и культурная |
| | элита общества. |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | | | |
Политическая | | Субъекты и | | |
символика | | факторы | | |
(гимн, герб, флаг), | | формирования | | Я з ы к |
государственные | | политической | | |
ритуалы | | культуры | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | |
Политический | | Географический |
р е ж и м | | ф а к т о р |
с т р а н ы | | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| Характер внешних | |
| отношений страны | |
| | |
| | |
| | | | | | | | |
Тема 13. ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ.
Таблица № 51
| Политический конфликт - столкновение, противоборство раз- |
| личных социально-политических сил, субъектов политики в |
| их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные |
| прежде всего с борьбой за обретение власти, ее перераспре- |
| деление, изменение своего политического статуса, с полити- |
| ческими перспективами развития общества. |
| |
| С Т Р У К Т У Р А |
| |
| |
| Конфликтная ситуация, т. е. база конфликта, |
| его скрытое состояние. |
| |
| |
| Участники конфликта, которые не всегда могут быть |
| противниками, но всегда иметь различные цели и интересы. |
| |
| |
| Сила оппонентов в конфликте. |
| |
| |
| Средства и способы, используемые конфликтующими сто- |
| ронами для создания конфликтной ситуации и ее разрешения. |
| |
| |
| Объект конфликта - это право кого-либо на что-либо, |
| желания, интересы группы. |
| |
| |
| Характер конфликта. |
| |
| |
| Пространственно - временные параметры. |
| |
| |
| Последствия и результаты. |
| |
| |
Таблица № 52
| |
| ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ.. |
| |
| - объективного выражения неудовлетворенности; |
| - разрядки напряженности; |
| - достижения внутригрупповой сплоченности; |
| - коммуникативно - информационная; |
| - стимуляция социальных изменеий. |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| ФУНКЦИИ КОНФЛИКТОВ. |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| НЕГАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ |
| |
| - создает угрозу интеграции общества, ликвидации |
| данной политической системы; |
| - может отрицательно влиять на авторитет и |
| функционирование власти; |
| - материально- разрушительная и жизненно-опасная; |
| - духовно - деградирующая. |
| |
| |
| |
| |
| |
Таблица № 53
| |
| Разрешение конфликта, т.е. ликвидация конфликтной |
| ситуации и достижение консенсуса между участниками |
| конфликта. |
| |
| |
| Э т о в о з м о ж н о: |
| - с помощью переговоров (общения); |
| - с помощью сотрудничества; |
| - путем угрозы или насилия. |
| |
| |
| |
| СТАДИИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА. |
| |
| |
| |
| Подготовительная - анализ участниками конфликта |
| существующей конфликтной ситуации. |
| |
| |
| |
| Переговоры - непосредственный контакт |
| участников конфликта или их доверенных лиц. |
| Успех переговоров зависит от: |
| а) степени проработки вопросов на предварительной |
| стадии; |
| б) умения посредника создать из участников конфликта |
| коллектив, способный к решению задач, к совместной |
| работе. |
| |
| |
| |
| Вывод участников переговоров из конфликтной |
| ситуации и определение объективных критериев |
| контроля за реализацией принятых решений |
| |
| |
| |
Таблица № 54
| | |
Конкуренция, т. е. | | Уклонение, т. е. |
Соперничество с отста- | | попытка уйти из поля |
иванием собственных | | конфликта. |
позиций. | | |
| | |
| | |
| Формы | |
| урегулирования | |
| конфликта. | |
| | |
| | |
Приспособление - | | Сотрудничество, т.е. |
действие, направленное | | поиск совместного реше- |
на самостоятельную | | ния обеими сторонами, |
выработку решения од- | | удовлетворяющего обе |
ной из сторон, но | | стороны. |
удовлетворяющее обе | | |
стороны. | | |
| | |
| Компромисс - поиск | |
| решения, основанного | |
| на взаимных уступках. | |
| | |
Таблица № 55
| |
| МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ. |
| |
| |
| |
| Взаимный отказ от применения силы и объявление взаим- |
| ного моратория на действия, обостряющие конфликт. |
| |
| |
| |
| Стремление к выработке у участников кооперативных |
| ориентаций, отношений делового партнерства и доверия. |
| |
| |
| |
| Установление честного, открытого процесса взаимных |
| коммуникаций (переговоры, контроль и т. д.) |
| |
| |
| |
| Выработка альтернативных подходов. |
| |
| |
| |
| Обязательное соблюдение норм, правил, законов |
| международного права. |
| |
| |
| |
| Учет психологических аспектов конфликта (теории |
| восприятия, теории личности, учет возможных эффектов |
| на те или иные действия, влияние стресса, атмосферы |
| конфликта, уровень нетерпимости, самооценки и т.д.). |
| |
| |
| |
| Подключение арбитров, беспристрастность которых не |
| вызывает сомнения у обеих сторон. |
| |
Тема 14. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛГИИ.
Таблица № 56
|
Политическая идеология - форма политического сознания, |
определенная доктрина, содержащая теоретическое осмысление |
политического бытия с точки зрения интересов, целей и иде- |
алов определенных социальных групп и слоев, национальных |
образований. |
|
| | |
| | Легитимация власти определенных |
| | политических сил и режимов. |
| | |
| | |
| | |
| | Мобилизующая и интеграционная. |
ФУНКЦИИ | | |
| | |
| | |
ПОЛИТИ- | | К р и т и ч е с к а я. |
| | |
ЧЕСКОЙ | | |
| | |
| | К о г н и т и в н а я. |
ИДЕОЛОГИИ | | |
| | |
| | |
| | Н о р м а т и в н а я. |
| | |
| | |
| | |
| | К о м п е н с а т о р н а я. |
| | |
Таблица № 57
| |
| Л и б е р а л и з м - идейно - политическое движение, |
| объединяющее сторонников буржуазно - парламентского |
| строя, выступающих против любых форм контроля за его |
| экономической и духовной деятельностью со стороны |
| светской и церковной власти. |
| Ведущие идеологи классического либерализма: |
| Д. Локк ( 1632 - 1704 гг. ), А. Смитт ( 1723 -1790 гг. ), |
| Ш. Л. Монтескье (1689-1755 гг.), И. Кант (1724-1804 гг.), |
| А. де Токвиль (1805-1859 гг.), Г. Джефферсон (1743-1826 гг.) |
| |
| О С Н О В Н Ы Е К О М П О Н Е Н Т Ы : |
| |
| |
| Абсолютная ценность человеческой личности и изначаль- |
| ное (от рождения) равенство всех людей. |
| |
| Признание определенных неотчуждаемых прав человека |
| ( право на жизнь, свободу, собственность ). |
| |
| |
| Теория и практика правового государства. |
| Главные условия процветания государства: |
| - господство частной собственности; |
| - невмешательство государства в экономику; |
| - простор для личной инициативы. |
| |
| |
| |
| Идея гражданского общества, как общества экономического |
| основанного на частной собственности и рынке, и |
| независимого от государства и политических институтов |
| |
| |
| |
| Концепция социального прогресса |
| |
| |
| Идея “естественного неравенства людей”. |
| Неравенство - естественный биологический, социальный и |
| исторический факт, обусловленный неравенством способностей, талантов, трудолюбия. |
Таблица № 58
| |
| НЕОЛИБЕРАЛИЗМ - СОВРЕМЕННАЯ |
| ФОРМА ЛИБЕРАЛИЗМА. |
| |
| |
| |
| |
| Целью общества провозглашается прогресс человечества |
| на основе конституционного закона и порядка. |
| |
| |
| |
| |
| Признание допустимости и необходимости |
| вмешательства государства в экономическую сферу. |
| |
| |
| |
| |
| Расширение деятельности государства в |
| социальной сфере.. |
| |
| |
| |
| |
| Особое внимание уделяется правам и свободам |
| человека, а в государственном устройстве - принципу |
| разделения властей. |
| |
| |
| |
| Поддерживается многообразие интересов и плюрализм |
| мнений, реализуемых через многопартийность. В то же |
| время равенство и участие рассматриваются не как |
| императив, а только как возможность, реализуемая при |
| наличии благоприятных условий, в целом же приоритет |
| отдается компетентости. |
| |
| |
Таблица № 59
| |
| К о н с е р в а т и з м - политическая идеология, выступаю- |
| щая за сохранение традиций и устоев государственного и |
| общественного устройства. |
| Основоположники: Э. Берк (1729-1797 гг.), Ж. де Меестр |
| (1754- 1821 гг.), Л. де Бональд (1754-1840 гг.) |
| |
| |
| П Р И Н Ц И П Ы и У С Т А Н О В К И : |
| |
| |
| |
| Преклонение перед традициями и историческим прошлым. |
| |
| |
| |
| Сдержанное отношение к социальным изменениям, позитив- |
| ное отношение только к тем изменениям, которые согла- |
| суются с существующим порядком и развиваются подконт- |
| рольно, а не стихийно. |
| |
| |
| Критическое отношение к потенциальным возможностям |
| совершенствования человека и общества с помощью поли- |
| тических средств и методов: только религиозная вера может |
| сделать человека лучше, политические законы лишь не |
| позволяют ему поступать плохо. |
| |
| |
| |
| Государство и правящая элита должны не только управлять |
| обществом, но и воплощать мудрость нации. |
| |
| |
| |
| Оправдание решительных мер в защиту консервативных |
| ценностей. |
| |
| |
| |
| |
Таблица № 60
| |
| Н е о к о н с е р в а т и з м - это политическое течение, в |
| основе которого лежат идеи консерватизма, приспособление к |
| новым условиям общественного развития. |
| Видные идеологи неоконсерватизма : Дж. Белл (США), Р. Ге- |
| лен, Э. Юнгер (ФРГ), Р. Арон, А. де Бенуа (Франция) и др. |
| |
| |
| |
| В мировоззренческом плане: |
| - приоритетность принципа свободы над принципом равенства. |
| Равенство возможно только как равенство возможностей, но не |
| как равенство условий и результатов; |
| - защищая идею свободы и прав человека, акцентирует внима- |
| ние и на обязанностях человека перед самим собой и перед обществом. |
| |
| |
| |
| В экономической области: |
| - ограничение вмешательства государства в рыночную экономику ; |
| - содействие частной инициативе с помощью предоставления |
| налоговых льгот, стимулирования частных инвестиций и |
| предложения на рынке. |
| |
| |
| |
| В политической сфере: |
| - функционирование политических институтов представитель- |
| ной демократии; |
| - демократия должна быть вертикальной, элитарной; |
| - политическая деятельность - профессия, доступная каждому, |
| но лишь при наличии у него соответствующих способностей, |
| призвания и специального образования; |
| |
| |
| |
| Суть социальной политики - создание условий, позволяю- |
| щих рабочим делать сбережения, приобретать собственность, обретать финансовую самостоятельность и независимость от |
| государственного “социального попечительства”. |
| |
Таблица № 61
| |
| |
| С о ц и а л - д е м о к р а т и ч е с к а я и д е о л о г и я - |
| доктрина постепенного реформирования буржуазного |
| общества путем утверждения демократии во всех сферах |
| жизни - политической, экономической, социальной и |
| международной. |
| |
| |
| ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ |
| (Стокгольмская Декларация Социнтерна, 1989) |
| |
| |
| |
| |
| Свобода. Каждый человек имеет право быть свободным |
| от политического принуждения, действовать в силу |
| своих личных целей и индивидуальных возможностей. |
| |
| |
| |
| |
| Равенство. Оно предполагает равную ценность всех |
| людей и служит условием свободного развития личности |
| и социального прогресса. |
| |
| |
| |
| |
| Солидарность. Она носит всеобъемлющий и глобальный |
| характер. Это выражение общности человечества и чув- |
| ства сострадания к жертвам несправедливости, моральная |
| и материальная поддержка. |
| |
| |
| |
| |
Таблица № 62
| |
| ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ . |
| |
| О с н о в н ы е п о л о ж е н и я . |
| |
| |
| |
| Политическая демократия : |
| - наличие свободных выборов; |
| - предоставление гражданам действительного выбора |
| между различными политическими альтернативами; |
| - возможность смены правительства мирными средствами; |
| - гарантия прав личности и меньшинства; |
| - существование независимой судебной системы, основан- |
| ной на верховенстве закона. |
| |
| |
| Экономическая демократия |
| - “плюралистическая экономика, основанная на началах |
| самоуправления, предполагающая элементы планирования |
| и сохранение рынка, как регулятора производства”; |
| - государство регулирует рынок в интересах людей; |
| - развитие “соучастия” представителей трудящихся в уп- |
| равлении капиталистическими фирмами, а также развитие |
| “самоуправления”. |
| |
| |
| Социальная демократия |
| Борьба за социальную демократию - это борьба за более |
| высокое качество жизни, которое характеризует степень |
| социальной свободы человека, условия и содержание его |
| труда, доступность системы образования и духовных цен- |
| ностей, состояние окружающей среды. |
| |
| |
| |
| Международная демократия |
| Мир и сотрудничество государств. |
Наши рекомендации