Порядок проведения семинара.
1. Общие организационно-методические указания.
Семинары проводятся по наиболее сложным темам /вопросам/ учебной программы и имеет целью углубленное изучение дисциплины «Политология», привитие студентам навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации, формирование и развитие у них научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументировано излагать и отстаивать своё мнение.
Семинары способствуют закреплению полученных студентами знаний и более глубокому уяснению ими наиболее сложных учебных вопросов. Подготовка к семинарам осуществляется на основе планов семинаров, которые разрабатываются на кафедре и уточняются ведущим преподавателем. В период подготовки студентов к семинарским занятиям профессорско-преподавательским составом при необходимости проводятся индивидуальные и групповые консультации.
Семинар проводится в реферативно-докладной и вопросно-ответной форме. В ходе семинара создаются игровые дискуссии с целью творческого обсуждения поставленных вопросов. Добровольные выступления студентов сочетаются с вызовом отдельных из них по усмотрению преподавателя.
Подготовка преподавателя к семинару включает разработку плана семинара и задания студентам на подготовку к семинару. Задание на подготовку к семинару должно выдаваться студентам не позднее, чем за неделю до его проведения. Задание на подготовку реферата выдается не менее чем за 2 недели.
Перед началом обсуждения вопросов заслушивается реферат (доклад), который по указанию преподавателя готовит один из студентов. Тема реферата вынесена в отдельный вопрос, который обсуждается на семинаре в случае наличия желающего его подготовить. Подготовка реферата (доклада) предполагает его оформление в письменном виде. Тема реферата носит обзорный характер и требует от докладчика высокой степени творческой инициативы. Оценка реферата объявляется в конце семинара с учетом эффективности работы докладчика в ходе обсуждения других вопросов семинара. Объем реферата должен соответствовать не менее 4-5 машинописным листам с интервалом между строками 1,5 печатных знака (12-15 мин).
Семинар проводится в форме широкой дискуссии, творческого обсуждения реферата (доклада) и поставленных вопросов. Руководитель должен умело направлять обсуждение вопросов, нацеливать студентов на более глубокое раскрытие содержания обсуждаемых проблем.
Допущенные в ходе дискуссии ошибки (неточности) студентов не должны оставаться без внимания. Необходимо добиваться, чтобы сами студенты их выявляли и устраняли.
Руководителю семинара необходимо знать конкретную аудиторию (психологический климат в коллективе, уровень успеваемости и общей подготовки по специальности, наличие формальных и неформальных лидеров и т.д.), а также быть готовым к тому, что студенты могут задать вопросы не по теме семинара (в том числе отвлекающие вопросы).
Вопросы семинара делятся на основные и дополнительные.
На обсуждение основных вопросов отводится большее количество времени.
Каждый вопрос должен базироваться на данных, полученных из источников учебной и научной информации.
Руководитель семинара обязан всемерно активизировать дискуссию по обсуждаемым вопросам. Для этого могут назначаться официальные оппоненты из числа студентов.
Рефератно-докладная и вопросно-ответная форма проведения семинара не исключает элементы игры, например, игровые дискуссии. В этом плане заслуживает внимание рассмотрение в ходе семинара конкретных ситуаций будущей профессиональной деятельности юристов.
Активизации обсуждения способствует постановка проблемных вопросов.
Главная задача руководителя в ходе семинара – создание атмосферы творческой активности всех студентов учебной группы, предоставление возможности каждому из них свободно высказывать свои взгляды, ненавязчиво включать в творческую дискуссию всех или большую часть студентов группы, тактично, путем уточнений и небольших подсказок добиваться аргументированных обоснований самими студентами выводов по обсуждаемым вопросам. Особенно важно не подавлять инициативу студентов, побуждать их выступать с добавлениями и уточнению по ходу обсуждения вопросов.
Для обеспечения необходимой динамичности семинара следует ограничивать выступления студентов 4-5 минутами, а добавления и уточнения 2-3 минутами.
Искусство управления семинаром включает также постоянный контроль за временем, правильным его распределением по обсуждаемым вопросам.
2. Методические рекомендации по вводной части
(вступительному слову)
Проведение семинара должно начинаться вступительным словом руководителя, который напоминает содержание семинара, его основные цели, значение рассматриваемых вопросов для профессиональной подготовки студентов. Отдельные вопросы базируются на знаниях, полученных студентами в предшествующих учебных дисциплинах. Ряд вопросов требует от студентов самостоятельной работы по их изучению согласно перечня рекомендованной литературы.
Поэтому одна из целей семинара – обобщение и конкретизация знаний в предметной области политологии.
3. Методические рекомендации по заключительной части
(подведению итогов).
В конце обсуждения каждого вопроса или в конце всего семинара руководитель подводит итоги обсуждения, уточняет отдельные положения, недостаточно раскрытые в ходе семинара, отмечает положительные стороны и недостатки в выступлениях каждого студента.
Заключительное слово преподавателя преследует три цели: познавательную, оценочную и воспитательную. Целесообразно использовать как общее заключение (в конце занятия), так и частное (после обсуждения каждого вопроса семинара). Заключительное слово не всегда должно "ставить все точки над i ". Можно (особенно в случае дефицита времени или обширности проблемы) заострить интерес обучаемых к проблеме, рекомендовать изучить дополнительную литературу или отложить обсуждение наиболее актуальной проблемы на следующий семинар, или на факультативное время.
Кроме того, в обязательном порядке преподаватель должен оценить качество и эффективность работы, инициативу каждого из студентов, выставить оценки, отметить добросовестность работы группы при подготовке и проведении семинарского занятия, поставить учебные задачи на последующие занятия.