Системный подход или политическая система?

Большинство западных политологов подразумевает под поли­тической системой совокупность политических взаимодействий, ролей и функций, существующих в каждом сообществе. Как счи­тал, например, Д.Истон, «мы можем характеризовать полити­ческую систему как... комплекс взаимодействий, с помощью ко­торых достигаются и осуществляются властное размещение ресурсов в обществе».

Модель политической системы Истона построена по аналогии с кибернетической системой, функционирующей в замкнутой це­пи. Для него отправной точкой служит разрыв с традиционным подходом, построенным на изучении прежде всего структуры си­стемы и используемых в ней механизмов принятия решений. Ис­тон рассматривал систему как некий «черный ящик», мало ин­тересуясь при этом происходящим внутри него.

Он анализировал главным образом отношения системы со сво­ей средой, которая в свою очередь состоит из комплекса других систем, входящих в глобальную социальную систему: экономи­ческой, культурной, религиозной, экологической, биологической, психологической, международной и др. Отношения между поли- 145

тической системой и ее средой определяются двоякого рода эле­ментами: интересами, требованиями и поддержкой граждан, дающими системе импульс для действия и называемыми входом, и решениями, принимаемыми системой в качестве реакции на эти интересы, требования и поддержку, называемыми выходом. Или, говоря иначе, вход идет со стороны среды и дает импульс системе, а выход является реакцией системы на импульс среды. Таким образом осуществляется обратная связь между входом и вы­ходом. Выход вызывает обратную реакцию среды, которая по­рождает новый вход, на который система реагирует новым вы­ходом и т.д. до бесконечности по принципу действия замкнутой кибернетической цепи. В схематическом виде модель Д.Истона представлена на рис. 2.

Справедливости ради следует отметить, что в принципе сто­ронники системного анализа, например в лице Г.Алмонда, при­знают необходимость выделения при анализе политической сис­темы структур, выполняющих политические функции. Но при этом Алмонд считал, что единицей политической системы является роль. По его мнению, преимущество концепции роли по сравнению с та­кими понятиями, как «институты», «организации» или «груп­пы», состоит в том, что она более широкая и более открытая.Ониможет включить формальные и неформальные учреждения, се­мьи, электорат, толпу, временные и постоянные группы и т.д., поскольку они имеют касательство к политической системе. Исходя из этого Алмонд определяет политическую систему «как комплекс взаимодействующих ролей или как структуру ро­лей, если понимать под структурой систематизацию взаимо­действий».

Очевидно, что при таком подходе вопрос об институциональ­ной структуре, «анатомии» политической системы как бы теря- 146

ет актуальность. К тому же Истон, Алмонд и другие привержен­цы данного подхода исходили из того, что понимаемую так по­литическую систему можно обнаружить во всех коллективах, осу­ществляющих функции адаптации и интеграции.

Как считал, например, М.Дюверже, имеется столько вариа­ций политической системы, сколько существует разновидностей коллективов или человеческих сообществ. Можно конструиро­вать и анализировать политические системы отдельной партии, объединения партий в одной стране, однотипных партий в не­скольких странах. Можно говорить также о политических сис­темах профсоюзов, ассоциаций, администраций, общин, регио­нов, церквей, армий.

Очевидно, что такой подход в значительной мере обесцени­вает саму идею вычленения политической системы как самосто­ятельного феномена, обладающего собственными, только ему одному присущими характеристиками. В нем внимание кон­центрируется на ролях, функциях и взаимодействиях в ущерб изучению самой политической системы с ее институтами, струк­турами и их взаимоотношениями, которые как бы выносились за скобки. В результате получалось, что сторонники такого под­хода, делая ударение на действии, отодвигали на задний план или вовсе игнорировали субъекты этих действий в лице политичес­ких институтов. Взаимодействия политической системы со сре­дой, обратные связи входов и выходов, разумеется, важны, но они составляют лишь один из множества аспектов проблемы.

Центральное место в исследовании должны занимать сама по­литическая система, ее структурные элементы, конфигурация и т.д. Как представляется, в рассматриваемом контексте главная зада­ча исследователя состоит в том, чтобы определить и проанализи­ровать то, что находится и происходит внутри черного ящика.

Политическая система предполагает наличие не только систе­мы отношений, но и в первую очередь структур, институциональ­ной инфраструктуры, на основе которых могут развертываться эти отношения. Как подчеркивал Т.Парсонс, структура состав­ляет «анатомию» социальной системы, а функции — ее «физи­ологию». Этот постулат не в меньшей мере верен и применитель­но к политической системе. Говоря о политической системе, мы подразумеваем политическое устройство, политическую само­организацию общества, которые невозможно представить себе без институциональной структуры. При анализе политических от­ношений и взаимодействий прежде всего необходимо определить 147

их субъекты. Возьмем, например, нормы и правила политичес- г ] кой игры. Можно ли изучать их, взятые сами по себе, без того основополагающего документа —• конституции, в которой эти нор­мы и правила законодательно зафиксированы. В этом случае во­прос, кем и с помощью каких механизмов и инструментов уп­равляется та или иная страна, не менее важен, чем вопрос, как управляется страна. Если поставить эти вопросы или один из них перед россиянином, то, по-видимому, получим ответ: «Президен­том в тесном сотрудничестве и взаимодействии с Государствен­ной Думой и Советом Федерации, а также судебной властью, в со­ответствии с федеральной конституцией». Если задать эти вопросы американцу, то ответ, очевидно, будет аналогичным: «Пре-зидентом страны в тесном сотрудничестве и взаимодействии с Конгрессом и Верховным судом». Другой возможный ответ, вы-;

текающий из системного подхода: «В процессе взаимодействия' ролей в сфере политики» — не отражал бы во всей полноте ре-1 альное положение вещей. ^ Разные политические системы отличаются друг от друга преж^-;

де всего наличием или отсутствием тех или иных институтов,ха-8 рактером их конфигурации, структурных взаимоотношений, вы-!;

полняемых ими функций и т.д. Политические режимы составляют;

устойчивые и хорошо скоординированные комплексы институтов,;

элементы которых трудно отделить друг от друга. Существует так- ,Д же тесная взаимозависимость между политическим режимсмЦ и экономическими структурами, идеологиями, системами ценно-1 стей и господствующим в обществе мировоззрением.

Наши рекомендации