Гражданское общество: сущность, важнейшие структурные элементы

Суть идеи гражданского общества, как можно убедиться из изложенного выше, состоит в признании дуализма общества и государства, индивидуального и коллективного начал. Причем такой дуализм характерен главным образом для общественно-по­литической системы, отождествляемой с капитализмом, полити­ческой демократией и правовым государством. Здесь, как в це­лостном социуме, выделяются следующие взаимосвязанные и взаимозависимые подсистемы: производственная (или эконо­мико-хозяйственная), социальная, духовная и политическая. Производственная подсистема обеспечивает материальную ин­фраструктуру, а политическая — механизм реализации общей воли и общего интереса всех основных составных элементов си­стемы в целом. Социальная и духовная сферы в совокупности со­ставляют гражданское общество, которое также можно обозна­чить как единую подсистему. 69

С идеально типологической точки зрения гражданское обще­ство — это своего рода социальное и социокультурное простран­ство, в котором люди связаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых как друг от друга, так и от государст­ва индивидов. Именно в гражданском обществе обеспечиваются самые различные формы плюрализма — от сугубо социального до конфессионального и этнонационального. Это арена деятель­ности частных лиц, классов, групп, корпораций, сословий, ин­ститутов, которая регулируется гражданским правом и прямо не зависит от государства. Как отмечал Г.В.Ф. Гегель, многочислен­ные составляющие общества зачастую несопоставимы, неустой­чивы и подвержены серьезным конфликтам. Оно напоминает по­ле боя, где сталкиваются частные интересы, причем чрезмерное развитие одних элементов гражданского общества может приве­сти к подавлению других его элементов.

Иначе говоря, гражданское общество представляет собой форму самоорганизации людей, включающую разного рода до­бровольно сформировавшиеся негосударственные социальные, эко­номические, профессиональные, образовательные, религиозные, культурные и иные институты, организации, объединения, со­юзы. Это система обеспечения жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовной сфер, их производства и воспроиз­водства, система самостоятельных и независимых от государст­ва общественных институтов и отношений, которые призваны обес­печить условия для социализации и самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и по­требностей, будь то индивидуальные или коллективные. Вступая в систему общественных отношений, отдельный индивид от­нюдь не утрачивает своего личностного начала, своей безуслов­ной значимости. С нравственной точки зрения личность не долж­на превратиться в простое средство, для которого высшей целью является общество, государство или иное коллективное образо­вание.

Общество — прежде всего союз личностей, и вне этих послед­них оно лишено всякого смысла. Качество общества зависит от качеств составляющих его личностей, налагающих печать сво­ей воли, своих устремлений, нравственных ориентиров на фор­мы общественной жизни. Здесь возможно одно из двух: либо ре­жим всеобщего принудительного согласия, исключающий какое-либо отклонение от намеченного плана жизни общества, либо условия для полного проявления творческих потенций 70

каждого индивида, противоречий и конфликтов, без чего нельзя представить себе сам животворящий дух истории. Естественно, что формирование гражданского общества неразрывно связано с формированием идеи индивидуальной свободы, самоценности каждой отдельно взятой личности.

С этой точки зрения основополагающее значение имели фор­мирование и утверждение в Новое время идеи о прирожденных, неотчуждаемых правах каждого человека на жизнь, свободу и стремление к счастью. Неудивительно, что мыслители Нового времени объявили потерявшими силу все формы наследственной власти и сословных привилегий. Они поставили на первое место свободу и естественные способности отдельного индивида как самостоятельной, независимой единицы социального действия. Коль скоро основополагающая доминанта гражданского общества — от­дельно взятая личность, то его несущими конструкциями явля­ются все те институты, организации и группы, которые призва­ны содействовать всесторонней реализации личности, ее потенций, интересов, целей, устремлений. Эти институты и ассоциации служат для отдельного индивида источниками власти и влияния. Разумеется, в данном аспекте основополагающая роль централь­ной ячейки общественного организма, источника влияния и ав­торитета сохраняется за семьей.

Немаловажную роль играют родственные связи, соседские об­щины, профессиональные организации, творческие научные и образовательные институты, трудовые коллективы, сословия, социальные слои, классы и т.д., с которыми люди так или ина­че отождествляют себя. Важной единицей социального действия в гражданском обществе является группа. Как отмечал Н.Смел-зер, «группой называется совокупность людей, которые взаимо­действуют друг с другом определенным образом, чувствуют свою принадлежность к данной группе и воспринимаются другими как члены этой группы».

Существуют множество групп по роли, предназначению и функциям. Их можно типологизировать как первичные и вто­ричные. Первичная группа состоит из небольшого числа людей, вступающих в прямое и непосредственное взаимодействие, бази­рующееся на их индивидуальных особенностях. Примером такой группы является семья или любая группа друзей, сподвижников, соплеменников, между которыми сложились более или менее глу­бокие эмоциональные отношения. Объединяющим началом для вторичной группы являются не столько эмоциональные отноше- 71

ния, сколько достижение определенной цели. Типичный пример такой группы — бригада рабочих, созданная для выполнения чет­ко сформулированной цели.

Очевидная характеристика группы — функциональная вза­имозависимость составляющих ее членов. Группа существует и функционирует в силу разделяемых всеми ее членами интере­сов, целей, установок, ценностей, что в свою очередь предпола­гает взаимную зависимость ее членов друг от друга в деле реа­лизации совместных целей и интересов. Чем очевиднее и определеннее эти цели и интересы, тем выше жизнеспособность и функциональная эффективность группы. Спаянность группы обеспечивается тем, что поведение всех ее членов регулируется определенным комплексом норм и правил, нарушение которых чревато далеко идущими последствиями вплоть до распада дан­ной группы. Одной из наиболее институционализированных форм группы являются заинтересованные группы, представля­ющие собой разного рода организации или ассоциации рабо­чих, фермеров, предпринимателей, представителей различных про­фессий (например, врачей, адвокатов, инженеров и т.д.), церковные, женские, молодежные и иные общественные органи­зации, объединенные общностью интересов. Заинтересованные группы и организации представляют отдельному индивиду не­обходимое поле для реализации его возможностей и потребнос­тей. Они отражают разнообразие экономических, этнических, ре­лигиозных, региональных, демографических, профессиональных и иных интересов.

В результате социальная жизнь оказывается ареной столкно­вений и сотрудничества конкурирующих друг с другом групп, всту­пающих в разного рода союзы, коалиции, компромиссы, согла­шения. Это помогает группам уравновешивать друг друга, удерживая всю социальную и политическую систему в своеобраз­ном равновесии, препятствуя резкому сдвигу общественно-поли­тической оси влево или вправо. Все эти институты, организации и центры служат в качестве опор и своеобразных референтных групп для отдельной личности в его взаимоотношениях с госу­дарством. В значительной мере степень независимости граждан от государства, степень демократичности общественно-политиче­ской системы пропорциональна степени полицентричности рас­пределения власти в обществе.

Гражданское общество, вычлененное из человеческого соци­ума в качестве самоосознанной и самостоятельной сущности, при- 72

дает ему новое качество. Все его подсистемы пронизаны единым комплексом основополагающих, или осевых принципов, ценно­стей, установок и ориентации. Такое понимание уже само по се­бе означает, что каждая из названных ранее подсистем может со­храниться и функционировать лишь при том условии, что все остальные подсистемы также исправно выполняют свои функции. Наличие тесной, неразрывной взаимосвязи между подсистема­ми наглядно обнаруживается на примере стран бывшего СССР, в том числе России, которые в процессе преобразования тотали­тарных структур на путях демократизации зачастую сталкива­ются с неразрешимыми проблемами.

На каждом шагу выясняется, что для успешного проведения экономических реформ важно не только декларировать лозунги о ликвидации созданной тоталитарным государством распреде­лительной системы материальных благ, но и создавать реальные механизмы социальной защиты трудящихся, учащейся молоде­жи, неимущих слоев населения и т.д. А это невозможно реали­зовать без широкомасштабных структурных политических реформ. Реформы же, направленные на демократизацию властных струк­тур, остаются лишь декларациями и благими пожеланиями, когда они не подкреплены реальными сдвигами в экономичес­кой и социальной сферах. Поэтому очевидно, что рыночная эко­номика, гражданское общество и политическая демократия ос­танутся несбыточными утопическими прожектами, пока не появится четкое осознание того, что они предполагают и прони­зывают друг друга и просто не могут существовать отдельно.

При всем сказанном гражданское общество нельзя представ­лять как промежуточное звено, некую прокладку между сферой производства и сферой политической. Оно органически прони­кает в сферу как политического, так и экономики. С определен­ными оговорками можно сказать, что гражданское общество и правовое государство в свою очередь предполагают определен­ный тип экономики, основанный на частной собственности и си­стеме свободного рынка (применительно к современному обще­ству, возможно, на принципах свободы экономического выбора). Более того, можно сказать, что экономика, если абстрагиро­ваться от ее инфраструктурных и чисто технико-экономических аспектов, является частью гражданского общества.

Обратившись к схеме, приведенной в гл. 1, мы можем убе­диться в том, что исключение любой из ее вершин ведет к отпа­дению от нее половины, а исключение оси АВ вообще лишает ее 73

смысла. Если взять данную конфигурацию за основу, то сам со­бой снимается пресловутый вопрос о том, определяет ли базис надстройку или, наоборот, надстройка — базис. В силу своей не­разрывной взаимосвязанности все подсистемы детерминируют друг друга.

Сказанное надо понимать не в смысле замены одной разно­видности детерминизма другой его разновидностью. Разумеется, отказ от экономического детерминизма отнюдь не означает иг­норирование фактора экономики в важнейших сферах общест­венной жизни, в том числе и сфере политической. Речь идет о том, что экономическая деятельность во всех ее проявлениях есть функ­ция конкретных людей, составляющих гражданское общество. В определенном смысле можно сказать, что каковы эти люди, ка­ково гражданское общество, такова и экономика. Например, экономический рост стал интегральной частью демократическо­го процесса. Но он зависит от состояния здоровья общества, его умонастроений, морально-этических ориентиров, социальных установок, интеллектуальной атмосферы и т.д. Можно сказать, что экономика и политика есть функции гражданского общест­ва. В этом контексте экономическая свобода и политическая свобода суть формы проявления более фундаментальной свобо­ды индивида в обществе как самоценной и самодостаточной личности.

Показателем единства всех подсистем человеческого социу­ма является также существование комплекса так называемых про­межуточных институтов, которые выступают в качестве несущих конструкций одновременно и самого гражданского общества, и мира политического. Речь идет, например, о политических пар­тиях, организациях, объединениях, средствах массовой инфор­мации, анализу которых посвящаются специальные главы.

Следует учесть также то, что гражданское общество — это не только определенный комплекс институтов, но и система отно­шений. В этом качестве оно есть духовное, социокультурное и политико-культурное образование. Соответственно оно вклю­чает не только институты, функционирующие в этих сферах, но и всю произведенную в них продукцию, как материальную, так и духовную. Поэтому естественно, что гражданское общест­во невозможно представить без национальных, религиозных и других традиций, обычаев, мифов, символов, стереотипов по­ведения, морально-этических норм, ценностей и т.п. Оно вклю­чает систему социальных связей, в которой формируются и ре- 74

ализуются экономические, профессиональные, культурные, ре­лигиозные и иные интересы людей.

Наши рекомендации