Из программы действий чехословацких коммунистов. апрель 1968 г.

Мы должны проложить путь через неизвестность, экспериментировать, придать новый облик социалистическому развитию с опорой на творческое марксистское мышление и опыт международного рабочего движения и с верой в то, что мы верно сумеем использовать условия социалистического развития Чехословакии, страны, которая несет ответственность перед международным коммунистическим движением за новую оценку и использование относительно высокоразвитой материальной базы, необычайно высокого уровня образования и культуры населения и бесспорных демократических традиций, в интересах социализма и коммунизма.

ИЗ ОБРАЩЕНИЯ ЧЛЕНОВ РУКОВОДСТВА КОМПАРТИИ ЧЕХОСЛОВАКИИ К ГЕНЕРАЛЬНОМУ СЕКРЕТАРЮ ЦК КПСС Л. И. БРЕЖНЕВУ. АВГУСТ 1968 г.

Уважаемый Леонид Ильич, с сознанием полной ответственности за наше решение обращаемся к Вам со следующим заявлением.

Наш по существу здоровый послеянварский демократический процесс, исправление ошибок и недостатков прошлого и общее политическое руководство обществом, постепенно вырывается из рук Центрального Комитета партии.
Печать, радио и телевидение, которые практически находятся в руках правых сил, настолько повлияли на общественное мнение, что в политической жизни страны сейчас без сопротивления общественности начинают принимать участие элементы, враждебные партии. Они развивают волну национализма и шовинизма, вызывают антикоммунистический и антисоветский психоз.

...Само существо социализма в нашей стране стоит под угрозой... Правые силы создали благоприятные условия для контрреволюционного переворота.
В такой тяжелой обстановке обращаемся к Вам, советские коммунисты, руководящие представители КПСС и СССР, с просьбой оказать нам действенную поддержку и помощь всеми средствами, которые у Вас имеются. Только с Вашей помощью можно вырвать ЧССР из грозящей опасности контрреволюции... В связи со сложностью и опасностью развития обстановки в нашей стране просим Вас о максимальном засекречивании этого нашего заявления, по этой причине пишем его прямо лично для Вас на русском языке.

Прочитайте документ. Определите, в чем состояла опасность оказания поддержки в создании ядерного оружия в Индии. Какие действующие международные соглашения это нарушало? Какие последствия это могло бы иметь? В чем вы видите опасность такого решения?

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ПОМОЩНИКА ГЕНЕРАЛЬНОГО СЕКРЕТАРЯ ЦК КПСС А. М. АЛЕКСАНДРОВА-АГЕНТОВА

СССР осуществлял форсированные поставки оружия Индии. «Для Индии нам ничего не жалко», — говорил, как и в случае с СРВ, Брежнев. Такая его позиция диктовалась, конечно, в значительной мере опасением возможного будущего большого столкновения с Китаем, напряженность в отношениях с которым еще не спадала.

На фоне всех этих событий у Брежнева совершенно неожиданно для всех нас родилась идея, которую он неоднократно повторял нам, своим помощникам, но, видимо, также и своим коллегам по руководству. Он решил, что нам следует передать Индии атомную бомбу или по крайней мере технологию ее изготовления. Уже с первого раза мы, услышав об этой идее, принялись дружно отговаривать Брежнева. Это был бы громадный риск. Если сегодня у власти в Дели Индира Ганди с ее дружественной СССР политикой, то кто гарантирует, какое там будет руководство завтра и какую политику будет проводить? И как отреагирует мировое сообщество на грубое нарушение Москвой Договора о нераспространении ядерного оружия? Не говоря уж о неизбежном дальнейшем обострении в этом случае отношений с Китаем. Эти и другие аналогичные аргументы мы повторяли Леониду Ильичу неоднократно. Видимо, так же поступали и его коллеги. И вскоре дело это затихло, Брежнев к нему больше не возвращался.
Но к Индии Брежнев относился до конца как к главной опоре нашей политики в Азии, это у него не менялось.

БОУ Чувашской Республики СПО

«Алатырский сельскохозяйственный техникум»

Инструкционная карта №4

По дисциплине «История»

Тема: Рассмотрение и анализ документального (наглядного и текстового) материала, раскрывающего деятельность политических партий и оппозиционных государственной власти сил в Восточной Европе.

Цель урока:объяснить причины прихода к власти просоветских режимов; назвать характерные черты развития стран «народной демократии»; установить кризисные явления в государствах Восточной Европы.

Планируемые результаты

Студенты узнают о:

- коалиционных правительствах;

- причинах краха социалистической модели в Восточной Европе;

- особенностях демократических революций;

- демократическихпреобразованиях в Восточной Европе;

- особенностяхпосттоталитарного общества.

Время: 2 часа

Место проведения:учебная аудитория

Наши рекомендации