Тема 7. PR в конфликте и кризисе
План
1. PR-деятельность в конфликте, кризисе: сущность и особенности.
2. Задачи и направления деятельности PR в антикризисном управлении.
3. Система коммуникаций и PR в условиях конфликта, кризиса.
Краткое содержание
Ключевыми понятиями темы являются: «конфликт», «кризис», «управление конфликтами и кризисами». В управлении общественными отношениями они рассматриваются следующим образом:
- Конфликт – это динамический тип социальных отношений, связанный с потенциально возможным или реальным столкновением субъектов на почве тех или иных противоречиво осознаваемых предпочтений, интересов или ценностей, получивший резонанс в прессе и в общественном мнении.
- Кризис – это крупное, нерутинное происшествие, затрагивающее безопасность людей, окружающей среды, репутацию организации, которое требует немедленного внимания к себе или постоянного контроля, и которое получило или может получить широкие или неблагоприятные отзывы.
Соотношение конфликта и кризиса может быть представлено следующим образом: развитие конфликтной ситуации начинается с нарушения «нормы», что приводит к напряженности в отношениях, вербализации проблемы, прямому столкновению (собственно к конфликту), затем к кризису – резкому перелому ситуации, когда ещё возможно вернуться к норме.
Главная особенность PR-деятельности в конфликте заключается в том, что она связана не с самим конфликтом, кризисом, а с их отражением в общественном сознании и мнении.
Одной из причин конфликта или его перерастания в кризис может стать неполнота или некачественная информация. Это будет конфликт субъектов, противоречивые интересы и действия которых получили резонанс в прессе и общественном мнении.
Антикризисное управлениеподразумевает разрешение, урегулирование конфликта в любом варианте.
Задачи PR-деятельности в конфликте:
-минимизировать ущерб, наносимый имиджу, репутации организации, отдельной персоне;
- использовать сложившуюся ситуацию для повышения известности, конкурентоспособности организации, учреждения;
- создать единый информационный центр для распространения, официальной информации;
- разработать и использовать технологии антикризисных коммуникаций.
Направления PR-деятельности по профилактике конфликта:
- прогнозирование конфликта, кризиса;
- работа на положительную репутацию организации, компании;
- поддержание деловых отношений со СМИ;
- формирование внутренней готовности сотрудников противостоять кризису.
Одним из вариантов завершения конфликта может быть инициирование другого конфликта, чтобы погасить первый. Это позволит объединить противоборствующие стороны на новой основе для совместных действий в новой ситуации.
Как вариант конфликтного управления может быть перенос проблемы (предмета) конфликта во внешнюю среду.
В любом конфликте или кризисе главное, с чем работают PR-специалисты – это общественное мнение.
Контрольные вопросы и задания
1. Чем обусловлены особенности связей с общественностью в конфликтной ситуации, конфликте и кризисе?
2. Каковы основные направления «паблик рилейшнз» в антикризисном (антиконфликтном) управлении?
3. В чём отличия антикризисного и кризисного управления?
4. Какие PR-программы необходимы в кризисном управлении?
5. Охарактеризуйте систему коммуникаций в конфликте, кризисе.
6. Какова специфика взаимодействия PR со СМИ и МК в период конфликта или кризиса?
Вопросы для размышления и обсуждения
1. Почему направления деятельности PR в конфликте и кризисе рассматриваются в научных исследованиях как почти одинаковые?
2. Есть ли преимущества у создаваемого в условиях конфликта или кризиса единого информационного центра?
3. Может ли одна и та же информация о конфликте, кризисе в СМИ сыграть как позитивную, так и негативную роль?
4. В каких случаях информация может стать причиной конфликта?
Основная литература
1. Емельянов С.М. Теория и практика связей с общественностью. Вводный курс. СПб: Питер, 2005. 240 с.
2. Кузнецов В.Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии: учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2006. 300 с.
3. Русаков А.Ю. Связи с общественностью в органах государственной власти: учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А. ,2006. 224 с.
4. Управление общественными отношениями: учебник; под ред. В.С.Комаровского. М.: Изд-во РАГС, 2005. 400 с.