Тема 16. Посредничество в политическом конфликте

1. Причины обращения к посреднику.

2. Роль посредника в урегулировании конфликта.

3. Стадии посредничества и стратегии посреднической деятельности.

Основная литература:

  1. Политическая конфликтология: учеб. пособие для вузов/ под ред. С. Ланцова.- СПб. : Питер, 2008.- 319с.-(Учебное пособие)
  2. Козырев, Г.И. Политическая конфликтология: учеб. пособие для вузов/ Г. И. Козырев.- М. : ФОРУМ, 2008.- 432с.
  3. Политология: учеб. для вузов/ под ред. В. Н. Лавриненко.- 3-е изд., перераб. и доп.- М. : ЮНИТИ-[ДАНА], 2009.- 591с.

Дополнительная литература:

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учеб. для вузов / А.Я. Анцупов, А.И.Шипилов .- 3-е изд., доп. и перераб.. – С-П.б: изд-во «Питер», 2008. 496 с.

2. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: Учеб. пособие./ М.М.Лебедева - М.: Аспект Пресс, 1999. - 271 с.

3. Глухова, А.В. Конфликты и диалог политических культур в современной России/ А. В. Глухова; Воронежский МИОН, ИНО-Центр (Информация. Наука. Образование).- Воронеж : ВГУ, 2005.- 216с.

4. Политология: учебник/ МГИМО (Ун-т); [А.Ю. Мельвиль и др.; науч. ред. Т. В. Шмачкова].- М. : Проспект, 2009.- 624с.

5. Кильмашкина, Т.Н. Конфликтология. Социальные конфликты : учеб. для вузов / Т. Н. Кильмашкина. - 2-е изд., доп. и перераб.. - М. : ЮНИТИ-[ДАНА] ; М. : Закон и право, 2009. - 287 с.

6. Рябцев В.Н., Шитив М.А. Конфликтология. Хрестоматия (для студентов политологических отделений и факультетов университетов). - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2001. - 488 с. [электронный ресурс] URL: http://www.gaudeamus.omskcity.com/PDF_library_humanitarian_7.html

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется закреплению и углублению знаний студента в процессе самостоятельной работы. Именно благодаря самостоятельной работе формируются и развиваются профессиональные качества специалиста.

Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

1. закрепления знаний обучающегося в области политической конфликтологии;

2. углубления и расширения общекультурного и профессионального уровня студента;

3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу, собирать эмпирический материал;

4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;

5. формирования навыков исследовательской работы.

Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:

1. изучить рекомендованную литературу;

2. выполнять предлагаемые задания;

3. выполнять требования предъявляемые преподавателем при подготовке к семинарским занятиям.

Самостоятельная работа студента (СРС) делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на семинарском занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к семинарским занятиям.

Одним из заданий для внеаудиторной СРС является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студент конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на семинарском занятии и при подготовке к экзамену.

Кроме того в рамках внеаудиторной работы студент должен выполнить самостоятельную письменную работу.

ТЕМАТИКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

Для студентов очной формы обучения

Студентам предлагается в рамках самостоятельной работы проанализировать случай современного политического конфликта (внутреннего или международного). Инструментом анализа должна выступить одна (или несколько) теорий, разобранных в рамках изучения курса. Конфликт нужно анализировать в соответствии с параметрами, изложенными на лекционных занятиях и рассмотренными на семинарах. Рекомендуемый объем - 3-5 страниц печатного текста (А4).

Тематика предлагаемых письменных работ

1. Конфликт элит.

2. Конфликты заинтересованных групп.

3. Конфликты между ветвями власти.

4. Конфликт "Центр - регионы".

5. Этнонациональные конфликты в политике.

6. Международный конфликт.

7. Межпартийный конфликт.

(Конкретный конфликт студент выбирает самостоятельно и согласовывает с преподавателем).

Для студентов заочной формы обучения

Студенты заочной формы обучения в рамках самостоятельной работы пишут контрольную работу, в которой представляют политологический анализ реального политического конфликта.

Тематика предлагаемых контрольных работ

1. Конфликт элит.

2. Конфликты заинтересованных групп.

3. Конфликты между ветвями власти.

4. Конфликт "Центр - регионы".

5. Этнонациональные конфликты в политике.

6. Международный конфликт.

7. Межпартийный конфликт.

(Конкретный конфликт студент выбирает самостоятельно и согласовывает с преподавателем).

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

Изучение курса «Политическая конфликтология» завершается экзаменом.

Критерии оценки за экзамен:

Оценка «Отлично» выставляется студентам, успешно сдавшим экзамен и показавшим глубокое знание теоретической части курса, умение проиллюстрировать изложение практическими примерами, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала, полно и подробно ответившим на вопросы билета и вопросы экзаменатора.

Оценка «Хорошо» выставляется студентам, сдавшим экзамен с незначительными замечаниями, показавшим глубокое знание теоретических вопросов, умение проиллюстрировать изложение практическими примерами, освоившим основную литературу, рекомендованную программой курса, обнаружившим стабильный характер знаний и способность к их самостоятельному восполнению и обновлению в ходе практической деятельности, полностью ответившим на вопросы билета и вопросы экзаменатора, но допустившим при ответах незначительные ошибки, указывающие на наличие несистематичности и пробелов в знаниях.

Оценка «Удовлетворительно» выставляется студентам, сдавшим экзамен со значительными замечаниями, показавшим знание основных положений теории при наличии существенных пробелов в деталях, испытывающим затруднения при практическом применении теории, допустившим существенные ошибки при ответах на вопросы билетов и вопросы экзаменатора, но показавшим знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для предстоящей работы.

Оценка «Неудовлетворительно» выставляется, если студент показал существенные пробелы в знаниях основных положений теории, не ответил на вопросы билета или экзаменатора.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Объект, предмет, методы политической конфликтологии, ее место в системе политической науки.

2. Формирование социологической теории конфликтов в XIX в.

3. Диалектические теории конфликтов.

4. Конфликтный функционализм (Г. Зиммель, Л. Козер, С. Липсет).

5. Проблемы конфликтов в российской политической науке.

6. Причины политических конфликтов.

7. Социальный конфликт как столкновение социальных интересов.

8. Социально-психологические факторы, усиливающие риск политических конфликтов.

9. Специфика политического конфликта.

10. Конфликтогенный потенциал современной России.

11. Институционализация политического конфликта.

12. Функции политического конфликта.

13. Внутренние интернационализированные и международные конфликты.

14. Статусно-ролевые конфликты.

15. Конфликты политических культур.

16. Этнополитические конфликты.

17. Государственно-правовые конфликты.

18. Основные параметры анализа политического конфликта.

19. Стороны политических конфликтов.

20. Классификация политических конфликтов, ее теоретическое и практическое значение.

  1. Политические конфликты в переходном обществе.
  2. Глобальные конфликты современности.

23. Предмет, объект, границы и социальная среда политических конфликтов.

24. Динамика политических конфликтов.

25. Эскалация политических конфликтов: понятие, причины, социальные последствия.

26. Конфликтное сознание.

27. Конфликтное поведение.

28. Стратегия поведения в политическом конфликте, факторы, влияющие на ее выбор.

29. Виды стратегий поведения участников политического конфликта

30. Инициирование политических конфликтов: причины и технологии.

31. Сущность и методы предупреждения политических конфликтов.

32. Управление политическим конфликтом: понятие и технологии.

33. Возможные формы завершения политических конфликтов (урегулирование, разрешение, подавление, вытеснение).

34. Основные подходы к урегулированию вертикальных и горизонтальных политических конфликтов.

35. Особенности конфликтных переговоров, необходимые условия для их начала.

36. Подготовка к переговорам и структура переговорного процесса.

37. Требования к участникам переговорного процесса.

38. Функции переговоров в условиях конфликтных отношений сторон.

39. Стратегии переговорного процесса, тактические приемы ведения конфликтных переговоров.

40. Третья сторона в политическом конфликте: понятие, функции, формы.

41. Посредник в политическом конфликте, его функции.

42. Формы и типы посредничества в политическом конфликте.

43. Стратегии посредника в урегулировании политических конфликтов.

44. Личность посредника, его деловые и психологические качества.

45. Конфликтная ситуация.

Наши рекомендации