Понятие и характеристика системы источников права в РБ. Источники права основные и дополнительные, традиционные и нетрадиционные.
Источники права – это действующие в государстве офиц. документы, устанавливающие или санкционирующие нормы права. Это важнейшие формы выражения правотворческой деятельности государства с помощью кот. воля законодателя становится обязательной для исполнения. Источники права – это форма выражения и закрепления правовых норм.
Понятие «источники права»:
1. позволяет отграничить его от других соц. регуляторов;
2. раскрывает место источника пр. в системе источников;
3. место источника пр. определяется соотношением его юр. силы по сравнению с юр. силой др. ист-ков.
Основными источниками права являются: правовой обычай, судебный прецедент и судебная практика, церковные нормы (священ. писание), общ. пр-пы права, НПА, правовая доктрина, нормативный договор.
Беларусская правовая система исторически складывалась как система писанного права. Она относится к модели романо-германского типа. Это предопределило то обстоятельство, что в качестве основного источника, официальной формы выражения и закрепления правовых норм выступают в Беларуси НПА.
НПА– официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного гос. органа (должн. лица) или путем референдума с соблюдением установленных законод-вом РБ процедурой, содержащей общеобязательные правила поведения, рассчитанный на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
Признаки:
1. волевое содержание; 2. официальный хар-р; 3. входит в единую систему; 4. нормативность; 5. применяется по спец. процедуре; 6. издается компетентными орг-ми и лицами; 7. регулирует общественные отношения; 8. гарантирован принудит. силой гос-ва; 9.имеет форму и структуру, установленную законом.
Принципы построения системы НПА: иерархичность, соподчиненность, верховенство закона.
В соотв. со ст. 2 З-на «О НПА», система офиц. ист-ков пр. включает:
1. Конституция РБ; 2. Решения референдума; 3. программные Законы; 4. Кодексы;
5. Законы; 6. Декреты, Указы, Директивы Президента; 7. Постановления Палат Парламента; 8. Пост-е СовМин; 9. Акты Констит. Суда, ВС, ВХС, Ген. Прок.; 10. Пост-я респ. орг-в гос. упр-я и НБ; 11. Регламенты, инструкции, правила, Уставы, Положения, Приказы и решения орг-в мест. упр-я и самоупр-я.
По юридической силе все нормативные акты делятся:
– законные НПА (Конституция , законы, декреты и указы Президента );
– подзаконные НПА
!!! За рамками данной системы оказался такой вид, как Постан-я СовБез РБ. Согласно Конституции, СовБез РБ – высш. гос.орг., следовательно решения данного органа д.б. НПА, но место в системе не предусмотрено.
Нетипичные источники права:
1. Послания Президента РБ к бел народу и Нац. Собранию; 2. Директивы Президента; 3. Программные выступления главы государства; 4. Протоколы его поруч-й; 5. Ежегодные послания Конст. Суда о состоянии конститкуц. Законности; 6. Судебный прецедент; 7. Научная доктрина.
Сильченко выделил группу «модифицированных» источников пр. современ. бел. пр.: заключения Констит. Суда и Постановления Пленумов ВС и ВХС.
Вместе с тем белорусской правовой системой признаются в качестве источников права и такие разновидности, как санкционированный обычай и нормативные договоры.
Обычай – правило поведения, сложившееся в следствии фактич. его применения в теч. длительного времени. Однако правовой обычай действует лишь в тех ограниченных случаях, когда соответствующие отношения нормативно урегулированы не полностью и когда возможность применения обычая оговаривается в законодательстве. Обычай широко используется в международном праве, во внешней торговле.Виды:
1. правовой: получают санкцию гос-ва и признается источником права;
2. неправовой: д-ет в общ-ве, где еще нет права или регулирует неправовую, соц. сферу (этикет).
Нормативный договор – договор, содержащий нормы права. Виды:
1. Международн. – если порождает правоотношения внутри страны (ст.8 Конст.: приоритет пр-пов межд. пр.
2. Федеративный
3. Коллективный (коллективный договор – регулирует отношения в пределах предприятий или организаций и имеют локальный хар-р; соглашения по поводу условий труда, занятости и соц. гарантий).
К основным источникам права относятся те официальные действующие нормы позитивного права, в кот. отражаются общеобязательные правила поведения и на которые ссылаются при решении конкретных вопросов.(НПА и нормат. дог-р)
К дополнительным источникам относятся те, к которым обращаются для того, чтобы найти в них дополнительные правовые аргументы при решении вопросов. Такие источники не действуют без основных источников.(все остальные)
№ 28 Классификация и виды нормативно-правовых актов в РБ. Понятие, основные черты и виды законов в РБ.
Классификация НПА производится по различным основаниям: по юр. силе, по содержанию, по объему и хар-ру действия, по субъектам их издающим.
По юр. силе все НПА делятся на законы и подзаконные акты. Юр. сила НПА явл. наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе гос. нормативного регулирования. В соответствии с теорией и практикой правотворчества НПА вышестоящих правотворческих оргнаов обладают высшей юр. силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение НА, издаваемых вышестоящими органами.
Согласно ст. 2 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» к основным видам нормативных равовых актов республики относятся:
Конституция- Основной Закон Республики Беларусь;
решения референдумов;
законы;
декреты и указы Главы государства;
постановления палат Парламента;
постановления Правительства;
нормативные акты Конституционного Суда (заключения), Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда (по.
становления пленумов этих судов), Генерального прокурора
Республики Беларусь, принятые в пределах их компетенции;
• постановления республиканских органов государственного управления и Национального банка Республики Беларусь, принимаемые коллегиально;
« регламенты, принимаемые Главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления, определяющие процедуру деятельности соответствующих органов;
• инструкции, правила, уставы (положения), приказы; » решения органов местного управления и самоуправления.