Понятие и характеристика системы источников права в РБ. Источники права основные и дополнительные, традиционные и нетрадиционные.

Источники права – это действующие в государстве офиц. документы, устанавливающие или санкционирующие нормы права. Это важнейшие формы выражения правотворческой деятельности государства с помощью кот. воля законодателя становится обязательной для исполнения. Источники права – это форма выражения и закрепления правовых норм.

Понятие «источники права»:

1. позволяет отграничить его от других соц. регуляторов;

2. раскрывает место источника пр. в системе источников;

3. место источника пр. определяется соотношением его юр. силы по сравнению с юр. силой др. ист-ков.

Основными источниками права являются: правовой обычай, судебный прецедент и судебная практика, церковные нормы (священ. писание), общ. пр-пы права, НПА, правовая доктрина, нормативный договор.

Беларусская правовая система исторически складывалась как система писанного права. Она относится к модели романо-германского типа. Это предопределило то обстоятельство, что в качестве основного источника, официальной формы выражения и закрепления правовых норм выступают в Беларуси НПА.

НПА– официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного гос. органа (должн. лица) или путем референдума с соблюдением установленных законод-вом РБ процедурой, содержащей общеобязательные правила поведения, рассчитанный на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Признаки:

1. волевое содержание; 2. официальный хар-р; 3. входит в единую систему; 4. нормативность; 5. применяется по спец. процедуре; 6. издается компетентными орг-ми и лицами; 7. регулирует общественные отношения; 8. гарантирован принудит. силой гос-ва; 9.имеет форму и структуру, установленную законом.

Принципы построения системы НПА: иерархичность, соподчиненность, верховенство закона.

В соотв. со ст. 2 З-на «О НПА», система офиц. ист-ков пр. включает:

1. Конституция РБ; 2. Решения референдума; 3. программные Законы; 4. Кодексы;

5. Законы; 6. Декреты, Указы, Директивы Президента; 7. Постановления Палат Парламента; 8. Пост-е СовМин; 9. Акты Констит. Суда, ВС, ВХС, Ген. Прок.; 10. Пост-я респ. орг-в гос. упр-я и НБ; 11. Регламенты, инструкции, правила, Уставы, Положения, Приказы и решения орг-в мест. упр-я и самоупр-я.

По юридической силе все нормативные акты делятся:

– законные НПА (Конституция , законы, декреты и указы Президента );

– подзаконные НПА

!!! За рамками данной системы оказался такой вид, как Постан-я СовБез РБ. Согласно Конституции, СовБез РБ – высш. гос.орг., следовательно решения данного органа д.б. НПА, но место в системе не предусмотрено.

Нетипичные источники права:

1. Послания Президента РБ к бел народу и Нац. Собранию; 2. Директивы Президента; 3. Программные выступления главы государства; 4. Протоколы его поруч-й; 5. Ежегодные послания Конст. Суда о состоянии конститкуц. Законности; 6. Судебный прецедент; 7. Научная доктрина.

Сильченко выделил группу «модифицированных» источников пр. современ. бел. пр.: заключения Констит. Суда и Постановления Пленумов ВС и ВХС.

Вместе с тем белорусской правовой системой признаются в качестве источников права и такие разновидности, как санкционированный обычай и нормативные договоры.

Обычай – правило поведения, сложившееся в следствии фактич. его применения в теч. длительного времени. Однако правовой обычай действует лишь в тех ограниченных случаях, когда соответствующие отношения нормативно урегулированы не полностью и когда возможность применения обычая оговаривается в законодательстве. Обычай широко используется в международном праве, во внешней торговле.Виды:

1. правовой: получают санкцию гос-ва и признается источником права;

2. неправовой: д-ет в общ-ве, где еще нет права или регулирует неправовую, соц. сферу (этикет).

Нормативный договор – договор, содержащий нормы права. Виды:

1. Международн. – если порождает правоотношения внутри страны (ст.8 Конст.: приоритет пр-пов межд. пр.

2. Федеративный

3. Коллективный (коллективный договор – регулирует отношения в пределах предприятий или организаций и имеют локальный хар-р; соглашения по поводу условий труда, занятости и соц. гарантий).

К основным источникам права относятся те официальные действующие нормы позитивного права, в кот. отражаются общеобязательные правила поведения и на которые ссылаются при решении конкретных вопросов.(НПА и нормат. дог-р)

К дополнительным источникам относятся те, к которым обращаются для того, чтобы найти в них дополнительные правовые аргументы при решении вопросов. Такие источники не действуют без основных источников.(все остальные)

№ 28 Классификация и виды нормативно-правовых актов в РБ. Понятие, основные черты и виды законов в РБ.

Классификация НПА производится по различным основаниям: по юр. силе, по содержанию, по объему и хар-ру действия, по субъектам их издающим.

По юр. силе все НПА делятся на законы и подзаконные акты. Юр. сила НПА явл. наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе гос. нормативного регулирования. В соответствии с теорией и практикой правотворчества НПА вышестоящих правотворческих оргнаов обладают высшей юр. силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение НА, издаваемых вышестоящими органами.

Согласно ст. 2 Закона «О нормативных правовых актах Республи­ки Беларусь» к основным видам нор­мативных равовых актов республики относятся:

Конституция- Основной Закон Республики Беларусь;

решения референдумов;

законы;

декреты и указы Главы государства;

постановления палат Парламента;

постановления Правительства;

нормативные акты Конституционного Суда (заключе­ния), Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда (по.

становления пленумов этих судов), Генерального прокурора

Республики Беларусь, принятые в пределах их компетенции;

• постановления республиканских органов государствен­ного управления и Национального банка Республики Бела­русь, принимаемые коллегиально;

« регламенты, принимаемые Главой государства, органа­ми законодательной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления, определяю­щие процедуру деятельности соответствующих органов;

• инструкции, правила, уставы (положения), приказы; » решения органов местного управления и самоуправления.

Наши рекомендации