Субъектами правоприменения выступают только государственные органы.
-Требование законностиозначает, что каждый правоприменитель обязан:
1) принимать акты в пределах своей компетенции и подведомственности, не допуская фактов незаконной подмены других органов и должностных лиц;
2) строго соблюдать процессуальные нормы, регламентирующие порядок рассмотрения дела и вынесения акта применения норм права;
3) давать верную юридическую оценку делу и принимать решение, соответствующее букве и духу применяемого закона.
-Требование обоснованности ориентирует правоприменителя на выявление и исследование всех относящихся к делу фактических обстоятельств и установление по делу истины.
-Требование справедливости означает осознание правильности принятого по делу решения, которое согласуется с принципами приоритета общечеловеческих ценностей, беспристрастности государственного органа, должностного лица, вынесшего решение, объективного подхода к решению дела и т.д.
Основные стадии правоприменительного процесса:
1) установление и исследование фактических обстоятельств дела;
2) выбор правовой нормы;
3) анализ правовой нормы;
4) вынесение решения по делу;
5) доведение решения до сведения заинтересованных лиц;
6) исполнение решения.
75) Пробелы и коллизии в праве. Способы их преодоления
Под КОЛЛИЗИЯМИ в праве понимается наличие двух или более норм права, регулирующих одни и те же общественные отношения и противоречащих друг другу.
Выделяются мнимые и действительные коллизии.
-При мнимых коллизиях противоречие между нормами права снимается посредством более внимательного изучения их предмета правового регулирования.
-При действительных коллизиях нормы права имеют абсолютно тождественные характеристики своего действия, за исключением содержания правового регулирования. Для преодоления этих коллизий применяется специально разработанный юридический механизм, состоящий из трех правил, последовательно дополняющих друг друга:
1) правило юридической силы: подлежит применению та норма права, которая содержится в акте с большей юридической силой.
2)правило специальности (специализации), которое обязывает руководствоваться нормой, содержащейся в акте, специально изданном для регулирования определенных общественных отношений.
3) правило хронологии. Подлежать применению будет норма акта, принятого хронологически более поздно.
Под ПРОБЕЛАМИ в праве понимается полное или частичное отсутствие правового регулирования той сферы отношений, которая объективно требует регламентации и без обязательных юридических норм не может эффективно функционировать.
Устранение пробелов в праве относится к исключительной компетенции законодателя и осуществляется путем принятия нового акта законодательства, внесения изменений и дополнений в ранее принятый акт.
Для преодоления пробелов используются специальные юридические приемы: 1)аналогия закона и 2)аналогия права.
1)Аналогия закона – это применение к общественным отношениям вследствие отсутствия норм законодательства, регулирующих данные общественные отношения, норм законодательства, регулирующих сходные общественные отношения.
2)Аналогия права – это применение к общественным отношениям вследствие отсутствия норм права, регулирующих не только данные, но и сходные общественные отношения, общих начал, смысла законодательства, общих принципов права и принципов конкретных отраслей права.
Использование аналогии закона и аналогии права не допускается в сфере привлечения к уголовной и административной ответственности.
Правоприменительный акт
Правоприменительный акт (акта применения норм права, индивидуальный акт, индивидуально-правовой акт) – официальный документ, изданный компетентным государственным органом (должностным лицом) в пределах его компетенции с соблюдением установленной процедуры, рассчитанный на однократное применение и заранее определенный круг лиц.
Индивидуально-правовые акты обладают следующими признаками:
1) носят разовый характер. Предписания индивидуально-правовых актов исполняются однократно, что автоматически влечет за собой прекращение его действия. Повторное исполнение требований индивидуальных правовых актов влечет за собой незаконность возникших правоотношений (например, повторное использование налоговой льготы по указу, повторное присуждение именной стипендии, повторное вручение медали и т.д.);
2) носят индивидуализированный, персонифицированный характер. Индивидуально-правовые акты адресованы конкретным субъектам права, поименованным в самом тексте акта. Указание на адресата происходит при помощи фиксации имени конкретного лица либо при помощи использования наименования государственных органов, организаций, на которые возлагается исполнение акта;
3) являются юридическими фактами либо элементами юридического состава. Индивидуально-правовые акты не регулируют общественные отношения, они призваны служить основанием для возникновения, изменения и прекращения конкретных правоотношений.
Индивидуально-правовые акты обладают юридической силой, которая выражается в их общеобязательности на всей территории государства, но (и это отличие от юридической силы нормативных правовых актов) в отношении конкретных лиц.
Понятие толкования права
Толкование права – это уяснение и разъяснение подлинного содержания нормы права, подлежащей применению в данных конкретных условиях ее действия.
Как специальная юридическая категория толкование права имеет свое особое значение, которое заключается в надлежащем уяснении и разъяснении регулятивно-правового смысла и абстрактно-общего содержания статичной нормы права в динамичном процессе ее реализации.
Под разъяснением имеются в виду различные специальные формы внешнего публичного выражения содержания нормы права для дальнейшего общего использования результатов толкования.
Указанные два аспекта толкования права наиболее четко прослеживаются при применении права. Субъект реализации права должен уяснить смысл нормы права и ознакомиться с разъяснениями, даваемыми официальными органами, наукой, практикой. Уяснение преследует цель установить смысл нормы в полном объеме; разъяснение имеет, как правило, более конкретное назначение – раскрыть смысл того или иного термина, объяснить, на кого нормативный правовой акт распространяет свое действие, каково его соотношение с другими, близкими по смыслу актами. Уяснению подлежат в принципе все нормативные правовые акты; разъяснению – лишь те, по поводу которых возникают сомнения или разногласия на практике. За уяснением вовсе необязательно должно следовать разъяснение. В большинстве случаев достаточно уяснить смысл закона, чтобы вынести решение по делу.