В публично-правовых отношениях государственные органы выступают как носители государственной власти.

Высшие органы государственной власти (Президент, Правительство РФ) выполняют, в основном, функции по нормативному регулированию ВЭД.

Непосредственное регулирование осуществляется различными ФОИВ.

Основным здесь является Министерство экономического развития и торговли РФ, в составе которого теперь действует Федеральная таможенная служба РФ. В полномочиях этого министерства большинство функций государственного регулирования ВЭД – оно не только осуществляет тарифное регулирование посредством ФТС, но и выдает экспортные и импортные лицензии, применяет меры по защите экономических интересов РФ при внешней торговле, осуществляет функции экспортного контроля.

Министерство финансов, в составе которого действует ФНС. Помимо налогового регулирования осуществляет еще и часть функций валютного контроля.

Основным органом валютного контроля является ЦБ РФ.

Отдельные публично-правовые функции возложены государством на частных субъектов. Так, законодательство о валютном регулировании выделяет фигуру агентов валютного контроля, которыми являются, в частности, уполномоченные банки. Эти банки – это частные кредитные организации (формально говоря, даже Сбербанк – это частная организация – ОАО), но выполняют публичные функции.

Международные организации.

Они, конечно же, также участвуют и в частно-правовых отношениях для хозяйственного обеспечения своей деятельности, а так как они не принадлежат никакому государству, то всякая их сделка будет носить внешний характер.

Но для нашего предмета более интересна роль некоторых международных организаций в регулировании ВЭД.

Наибольшее значение в этом отношении имеет ВТО, в которую пытается вступить Россия. Вступление в эту организацию означает снятие многих ограничений, установленных в отношении российских товаров в других странах. В то же время и РФ должна будет открыть свои рынки для иностранных товаров, что может повлечь коллапс отдельных отраслей российской экономики. Отсюда – длительные переговоры, направленные на минимизацию потерь российской экономики от вступления РФ в ВТО.

Другая важная организация – МВФ. Система валютного регулирования во многом основывается на документах этой организации.

14. Понятие внешнеэкономического договора.

Схема:

1. норма права

2. юр. факт

3. правоотношение

4. акты реализации

Схема о договоре:

1. понятие: понятие, отграничение снаружи (признаки), разновидности договора

2. чем регулируется

3. договор как юр. факт, договор как сделка – формы, существенные условия, когда он вступает в силу (реальный/консенсуальный), требуется ли специальная правоспособность и т.д.

4. договорные правоотношения: права и обязанности сторон

5. ответственность: если есть специфические правила

6. все виды этого договора протянуть такой же схемой.

Внешнеэкономический договор – законодательство не даёт определения ВЭ договор, но его можно вывести из ряда других определений – договора, сделки. ВЭ сделка – ст 1209 ГК РФ говорится о форме ВЭ сделки и во втором пункте этой статьи говорится о том, что же является внешнеэкономической сделкой. Признаки:

1. внешний характер ВЭ сделки – определяется либо по субъектному критерию, т.е. контрагентом является иностранное лицо, либо по географическому критерию, т.е. перемещение товаров через границу, оказание услуг, выполнение работ за рубежом.

2. предпринимательский характер этой сделки – также м. определяться 1 из 2 признаков: либо субъектный – сторонами сделки являются ЮЛ и ИП; содержательный признак – предпринимательский характер выводится из самого существа сделки.

Внешнеэкономический договор – соглашение двух или более лиц, имеющих различную национальную принадлежность, либо имеющие коммерческие предприятия в разных странах, направленное на возникновение, изменение, прекращение гражданских прав и обязанностей, связанных с осуществлением этими лицами предпринимательской деятельности.

15. Основные правила определения права, применимого к регулированию обязательственных отношений в сфере внешнеэкономической деятельности.

Правовое регулирование ВЭС.

Основной вопрос, разрешаемый при составлении и исполнении внешнеэкономических договоров это вопрос о применимом праве. Даже в том случае, когда отношения сторон по договору регулируются международными актами, всегда остается часть вопросов не урегулированных и подлежащих определению в соответствии с национальным законодательством. Общим правилом является возможность сторон самостоятельно выбрать применимое право.

Соглашение о применимом праве должно быть достаточно ясным и недвусмысленным, для того, чтобы понять какое именно право подлежит применению к тем или иным отношениям по договору. При этом не допускается привязка одних и тех же отношений к разным правовым системам, однако возможно привязка различных обязательств по одному договору к разным системам.(например — передача товара по германскому праву, а оплата — по праву РФ).

В том случае, если применимое право не было согласовано, действует общее правило о привязке к праву страны наиболее тесно связанной с отношением. Основной критерий наиболее тесной связи по любому договору — применяется право той стороны, которая получает деньги.

Для некоторых договоров стороны не вправе определять применимое право:

1.Исполнение договора связано с осуществлением публичных функций (например, когда необходима регистрация, то орган регистрация будет использовать свое право).

2.Случаи, когда условия для всех потенциальных контрагентов должны быть одинаковы(сюда попадают аукционы, биржа).

16. Порядок заключения, существенные условия и форма внешнеэкономических договоров.

Заключение любой сделки — это достижения согласия по всем существенным условиям. Главное существенное условие это предмет соглашения.

Существенность условий регулируется конкретным договором. Однако имеется ряд условий, которые не обязательны, но включение которых в договор целесообразно с точки зрения его дальнейшего исполнения:

1.Условия о цене договора — в случае перемещения товаров через границу возникнет необходимость в определение его таможенной стоимости для уплаты таможенных пошлин и иных налогов, взимаемых службой при пересечении границы. Установка платежей при отсутствие цены создаст проблему выполнения валютного законодательства — по требованию валютного закона для осуществления платежа за рубеж необходимо оформить паспорт сделки, без него никак.

2.Условия о порядке расчетов и их сроки — опять таки нужно для паспорта сделки.

3.Порядок и сроки исполнения не денежных обязательств — исходя из тех же самых соображений.

4.Транспортные условия договора — для определения таможенной стоимости необходимо знать, что входит в цену.

5.В случае торговли с контрагентами из стран-членов Таможенного союза, условие о сроке предоставления подтверждения уплаты косвенных налогов и ответственность за нарушение этой обязанности.

6.Условия о применимом праве.

7.Условия о порядке рассмотрения споров.

Внешнеэкономические договоры часто заключаются сразу на нескольких языках, при этом целесообразно указывать какой из текстов является основным.

Внешнеэкономические договоры в обязательном порядке должны составляться в письменной форме, последствием не соблюдения простой письменной формы, отступлением от установленной формы является недействительность договора.

17. Понятие договора международной купли-продажи товаров.

При определении м\н купли-продажи необходимо отграничить этот договор от иных договоров купли-продажи и от иных м\н договоров.

Купля-продажа является международной, если коммерческие предприятия контрагентов находятся в разных странах. При этом под коммерческим предприятием понимается предприятие ИП или ЮЛ в месте их нахождения, так и их предприятия находящиеся в иных местах, в том числе за рубежом. В силу этого м\н куплей продажей может оказаться договор между двумя российскими лицами, если он заключен в целях поставки товара от или в адрес коммерческого предприятия одного из них, находящегося за рубежом.

М\н куплей-продажей считаются только те договоры, товарами в которых выступают материальные движимые вещи, т. е. не считается м\н куплей продажей — продажа недвижимости, продажа имущественных прав даже иностранному субъекту.

Отличие от иных договоров:

1.Отграничение от мены — договор признается куплей-продажей, даже если некоторая, но не основная, часть цены уплачивается не деньгами, а иными товарами, выполнением работ, оказанием услуг.

2.Отграничение от подряда — в римском праве — если вы изготавливаете из своих материалов, то это купля-продажа, если же из чужих, то это подряд. Этот подход воспринят в м\н праве: «не признается куплей-продажей договор, при котором основная часть материалов для производства товара, предоставляется покупателем».

18. Условия применения Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 1980 г.).

I)Основа регулирования — Конвенция ООН «О договоре м\н купли-продаже товаров» Вена 1980 год. Она применяется:

1)Если коммерческие предприятия обоих контрагентов находятся в государствах-участниках Конвенции.(Англия не участник Конвенции)

2)Она применяется, если в соответствии с нормами применимого права, она подлежит применению.

Конвенция не применяется к некоторым видам купли-продаже, а именно:

1.розничная купля-продажа

2.продажа с аукционов

3.продажа в порядке исполнительного производства

4.продажа ценных бумаг

5.продажа морских и воздушных судов

6.продажа электроэнергии.

Конвенция регулирует не все условия, связанные с договорам, а именно Конвенция не регулирует вопросы: связанные с действительностью договора и действию договора в отношении третьих лиц. Такие вопросы регулируются соответствующим применимым национальным правом.

Конвенция является полностью диспозитивным документом, стороны могут своим соглашением исключить применение Конвенции в целом или её отдельных положений.

II)Обычаи делового оборота(ИНКОТЕРМС, Унифицированные правила по инкассо)

Статья 9 Венской Конвенции предусматривает применение в первую очередь тех правил, которые сложились в отношении сторон.(так называемый частный обычай). Но это правило применяется, если до этого между сторонами существовали какие-то отношения.

Во-вторых, если стороны связаны м\н обычаем, который отвечает одновременно двум критериям:

1.Такой обычай широко применяется в соответствующей сфере торговли.

2.Такой обычай был известен или должен быть известен сторонам.

При этом участники договора, как профессиональные торговцы, предполагаются осведомленными о наличие таких обычаев, т. е. предполагается презумпция знания о данных обычаях.

III)Национальное законодательство. Оно применяется в той части, в какой вопросы не урегулированы в Конвенции, либо в той части, в которой стороны исключили действие Конвенции.

19. Порядок заключения договора международной купли-продажи товаров; отличия от порядка, предусмотренного ГК РФ.

I)Форма

Конвенция допускает любую форму договора купли-продажи. Однако при присоединении к Конвенции СССР сделал оговорку в отношении этого правила(такая оговорка допускается Конвенцией). И на сегодняшний день Конвенция для РФ действует с учетом оговорки о неприменимости свободной формы договора. В связи с этим договор должен быть заключен в письменной форме под страхом его недействительности.

II)Условия

Обязательное условие - о товаре.

Условие о цене, исходя из формулировок Конвенции, это условие является существенным и должно быть согласовано сторонами.

III)Порядок заключения договора во многом аналогичен порядку существующем в РФ. Также предполагается направление оферты и её акцепт.

Существенным отличием является регулирование акцепта на иных условиях (с оговоркой). Если акцепт с оговорками не меняет существенно условия оферты, то он признается акцептом и в случае, если первоначальный оферент в разумный срок не сообщит о своем несогласии заключать договор на новых условиях, договор будет считаться заключенным на условиях акцепта. У нас же в РФ — при таких условиях договор не считается заключенным.

20. Права и обязанности продавца по договору международной купли-продажи товаров.

Обязанность передать товар

По общему правилу передача товара происходит в месте нахождения продавца и продавец не обязан доставлять товар до покупателя. Но в целях уточнения правового положения сторон по договору, принято детализировать обязанности, связанные с передачей товара. Обычно это делается путем использования базисов поставки.

Базис поставки – система прав и обязанностей сторон договора К-П, связанных с передачей товара, его перевозкой, несением расходов во время перевозки, а также рисков случайной гибели, повреждения, иных расходов на товар.

Наши рекомендации