По кругу общественных отношений
Действие нормативного правового акта по кругу общественных отношений (предмету правового регулирования) означает распространение его действия лишь на общественные отношения, входящие в предмет правового регулирования соответствующей отрасли права, к которой относится сам акт.
63) Принципы правотворчества
Принципы правотворчества представляют собой организационные начала, которые определяют существо, характерные черты и общие направления правотворческой деятельности:
1)принцип конституционности;
2)принцип соответствия актов нижестоящих государственных органов (должностных лиц) актам главы государства и вышестоящих государственных органов;
3)принцип приоритета общепризнанных принципов международного права;
4)принцип защиты прав и свобод, законных интересов граждан;
5)принцип научности;
6)принцип системности;
7)принцип профессионализма.
НАЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ПРИНЦИПА ЗАКОННОСТИ:
· правотворческий орган может принимать нормы права лишь по вопросам, отнесенным к его компетенции;
· нормы права принимаются в строгом соответствии с установленным порядком, при соблюдении всех необходимых процедур и непосредственно органом, правомочным принимать такие решения.
· принятые нормы права не могут противоречить конституции государства, законам и актам вышестоящих государственных органов.
· нормативный правовой акт должен приниматься в надлежащей форме и с указанием всех необходимых официальных реквизитов.
-Принцип приоритета общепризнанных принципов международного права.
-Принцип защиты прав, свобод и законных интересов граждан – это принцип гуманизма.
-Принцип научности означает, что правотворчество должно опираться на научно осмысленный отечественный и зарубежный опыт.
Системность требует как учета системного характера права, так и системной организации самой деятельности по изменению, обновлению и совершенствованию действующего права.
Нарушение принципов правотворчества ведет к деформации и разрушению системы норм позитивного права и надлежащей иерархии его источников, порождает существенные коллизии в нормативно-правовом материале, наносит значительный ущерб правовой регуляции в целом.
64) Виды правотворчества
Многообразие видов правотворчества зависит от критериев, положенных в основу той или иной классификации:
1) по форме правотворчество подразделяется на:
· принятие нормативных правовых актов органами государства (прямое государственное правотворчество);
· принятие нормативных правовых актов непосредственно народом путем референдума;
· заключение соглашений, конвенций, международных договоров, содержащих нормы права;
2) по субъектам правотворчества выделяется:
· законотворчество (правотворчество парламента);
· правотворчество президента;
· правотворчество правительства;
· правотворчество республиканских органов государственного управления (министерств, государственных комитетов, комитетов);
· правотворчество местных органов управления и самоуправления;
3) по способам правотворчества:
· нормотворчество– непосредственная разработка и принятие нормыправа компетентным государственным органом;
· санкционирование – придание компетентным государственным органом решению негосударственной организации характеристик нормативного правового акта;
· делегирование - наделение компетентным государственным органом другого государственного органа рядом своих полномочий в той или иной сфере по регулированию общественных отношений (т.е. принятию норм права);
· создание правовых (судебных) прецедентов – осуществление правотворчества высшими судебными органами государства в форме принятия судебного решения по конкретному делу, которое становится обязательным по аналогичным делам;
· заключение нормативных договоров – создание по соглашению сторон нормы права, обязательной для участников такого соглашения.
Понятие законодательства
Под законодательством понимается вся совокупность, система нормативных правовых актов (законов и подзаконных актов), действующих в государстве и регулирующих общественные отношения.
Чтобы совокупность нормативных правовых актов предстала перед нами в виде законодательства, необходимо выполнение следующих требований:
1) соответствие ее принципам правотворчества, перечисленным выше;
2) согласованность нормативных правовых актов с другими нормативными правовыми актами;
3) принятие нормативного правового акта уполномоченным на то государственным органом (должностным лицом) в пределах его компетенции;
4) принятие нормативного правового акта в порядке и по форме, установленным законодательством;
5) соответствие нормативного правового акта юридической технике.
Юридическая техника – это система правил подготовки проектов нормативных правовых актов.
Юридическая техника предъявляет следующие требования к правотворчеству:
1) логическая последовательность изложения, взаимосвязь нормативных предписаний, помещаемых в акте;
2) отсутствие противоречий внутри нормативного правового акта, а также по отношению к другим актам;
3) максимальная компактность изложения норм права при глубине и всесторонности отражения их содержания;
4) ясность и доступность языка нормативного правового акта;
5) точность и определенность формулировок и терминов, употребляемых в акте;
6) сокращение до минимума количества актов по одному и тому же вопросу.
Изменения и дополнения в нормативный правовой акт оформляются в виде новой редакции, если количество вносимых изменений и дополнений составляет более половины текста акта, либо если внесение отдельных изменений и дополнений технически сложно для изложения и восприятия.
Текст нормативного правового акта должен излагаться лаконичным, простым и ясным языком, исключающим различное толкование норм, с соблюдением официально-делового стиля литературного языка и юридической терминологии.
В тексте акта не допускается употребление:
· просторечий и экспрессивных форм разговорной речи;
· в одном и том же смысле различных понятий и терминов;
· иноязычных заимствований при наличии равнозначных слов и терминов в государственном языке;
· нечетких словосочетаний, обобщенных рассуждений, восклицаний, призывов;
· аббревиатур, кроме общеизвестных;
· ненормативный лексики.
66) Систематизация нормативных правовых актов
Систематизация – это деятельность субъектов по приведению нормативных правовых актов в упорядоченную совокупность, систему. Выделяются 4 вида систематизации: 1)учет, 2)инкорпорация, 3)консолидация, 4)кодификация.
1)Учет нормативных правовых актов представляет собой деятельность по их сбору, хранения и поддержанию в контрольном состоянии, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой информации в массиве актов, взятых на учет.
2)Инкорпорация – подготовка и издание разного рода сборников (собраний) нормативных правовых актов.
«инкорпорация – вид систематизации нормативных правовых актов, осуществляемый без изменения установленного ими содержания правового регулирования, в том числе путем объединения в сборники в определенном порядке»
Три вида собраний:
· официальные – собрания, когда правотворческий орган сам подготовил и издал его, либо утвердил, либо иным образом официально одобрил собрание,
· официозные – собрания, которые готовятся по поручению правотворческого органа, но издаются без его официально выраженного одобрения, утверждения;
· неофициальные собрания издаются научными учреждениями, издательствами по собственной инициативе без специальных полномочий со стороны правотворческих органов.
3)Консолидация – деятельность по сведению множества актов по одному вопросу в один укрупненный акт. При консолидации не меняется содержание правового регулирования общественных отношений. Производится лишь редакционная правка: устраняются противоречия, повторы, объединяются в один пункт тождественные предписания и др.
4)Кодификация – деятельность, направленная на систематизацию и коренную переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта.
Кодификационные акты, как правило, имеют большую чем обычные законы юридическую силу.
Виды:основы законодательства, кодексы, уставы и т.д.
Основы законодательства – акт, содержащий определения, единые принципы регулирования, основные ориентиры правовой регламентации общественных отношений.
Кодекс – крупный сводный акт, позволяющий детально регулировать определенную сферу однохарактерных общественных отношений.
Устав – нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности государственного органа (организации).
Процесс законотворчества
Процесс законотворчества (законодательный процесс) – деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц и иных субъектов по принятию законов. Стадии законотворческого процесса:
1) планирование законотворческого процесса;
2) законодательная инициатива;
3) подготовка проекта закона;
4) принятие закона;
5) включение закона в Национальный реестр правовых актов;
Опубликование закона.
1)Планирование законодательного процесса включает в себя разработку государственных программ и ежегодных планов подготовки проектов законов. Это основа законодательного процесса.
2)Правом законодательной инициативы обладают Президент, депутаты Палаты представителей, Совет Республики, Правительство, а также граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек.
Правом законодательной инициативы по вопросу изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь обладают Президент и граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 150 тысяч человек.
3)Стадия подготовки проекта закона, по общему правилу, предшествует стадии законодательной инициативы и может предшествовать либо протекать параллельно со стадией планирования.
При подготовке законопроекта составляется план работы, где предусматриваются:
· этапы подготовки проекта с указанием сроков их выполнения;
· определение состава временной комиссии или рабочей группы по подготовке проекта;
· изучение материалов, необходимых для подготовки проекта;
· подготовка текста проекта;
· подготовка перечней актов, подлежащих признанию утратившими силу, изменению и дополнению;
· направление проекта на согласование заинтересованных государственных органов;
· доработка проекта с учетом полученных замечаний и предложений;
· экспертиза проекта;
· внесение проекта закона в компетентный орган для передачи в Парламент.
Проект закона подлежит обязательной юридической экспертизе в Национальном центре законодательства и правовых исследований Республики Беларусь.
5)Принятый текст проекта передается в течение 5 дней направляется на рассмотрение в Совет Республики, где должен быть одобрен или отклонен в 20-дневный срок. По решению Президента или по его поручению Правительства законопроект может быть признан срочным. Законопроект становится законом после его принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики.
5)Включение закона в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь (НРПА – это система учета правовых актов Республики Беларусь, составляющих законодательство Республики Беларусь; неточно, весь массив правовых актов) происходит путем направления в НЦПИ действующей копии оригинала закона в течение 3-х дней после принятия.
6)Стадия официального опубликования закона осуществляется параллельно с включением закона В НРПА, поскольку законы должны опубликовываться немедленно.
Закон вступает в силу через 10 дней с момента (дня) официального опубликования, если иной срок не установлен в самом законе.
68) Античные концепции типологии
Античные мыслители (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.) делили различные формы государства и права на две группы: правильные и неправильные. К группе правильных форм они относили те из них, где власть осуществляется на основе законов и в общих интересах, а к неправильным – те, где власть не опирается на законы и служит интересам лишь правителей.
Опираясь на такой подход, Платон выделял три правильные формы: царскую власть (законную монархию, т.е. правление одного лица на основе законов), аристократию (законную власть немногих) и демократию (власть народа на основе законов); и три неправильные формы: тиранию (незаконную власть одного), олигархию (незаконную власть немногих) и незаконную демократию (власть демоса не на основе законов). С тех же позиций Аристотель считал тремя правильными формами царскую власть, аристократию и политию (правление большинства на основе законов); а тремя неправильными – тиранию, олигархию и демократию (правление демоса не на основе закона).
Данный подход к типологизации права и государства, основанный на критерии законности и противопоставления законного проявления беззаконию, широко использовался в последующей политико-правовой масли и сохранил свое значение до настоящего времени.
69) Историко-формальный подход Гегеля
Гегелевская типология государства строится на основе его учения о развитии и смысле во всемирной истории различных общественно-духовных формаций (царств), представляющих собой прогрессирующие ступени осуществления разума и свободы, которым соответствуют определенные типы государств: теократия, демократия, аристократия, конституционная монархия.
С позиций всемирно исторического процесса развития права и государства Гегель выделял 4 формы существования миропорядка: 1) восточное; 2) греческое; 3) римское; 4) германское. Эти царства представляют собой объективные исторические формации, формообразования мира. Со сменой этих царств происходит смена существующих типов государства и права. Восточному царству соответствует теократия (свобода одного, верховного правителя), греческому и римскому царствам – демократия или аристократия (свобода некоторых, т.е. части населения), германскому царству – монархия Нового времени с представительной системой. Восток, по мнению Гегеля, знал и знает только то, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир знает, что все свободны.
71) Цивилизационный подход типологии
Цивилизационный подход возник на основе культурологических исследований Шпенглера, Тойнби и Н.Я. Данилевского. Они отрицали единство общечеловеческой культуры (цивилизации). Каждая цивилизация отличается своей спецификой, имеет свои социальные и политические ценности, воззрения и устремления, свои государственно-правовые формы. Учитывая сходство и аналогии в развитии этих автономных цивилизаций, говорится о некоторых эмпирических законах повторяемости в процессе развития этих цивилизаций. Данные учения специально не исследуют проблемы государства и права, на основе чего можно строить теоретически значимую типологию. Вместе с тем некоторые ученые предлагают выделять право западной цивилизации и право восточной цивилизации.
70) Историко-формационный подход Марксизма
(Маркс и Энгельс) «общественно-экономическая формация» - исторический тип общества, основанный на определенном способе производства.
Рабовладельческой, феодальной, буржуазной, социалистической общественно-экономическим формациям соответствует конкретный исторический тип государства и права.
1)Исторически первым типом государства и права были рабовладельческие государство и право, возникшие на развалинах общинно-родового строя. Рабовладельческое государство было орудием рабовладельцев, выполнявших функции защиты их собственности, захвата чужых земель и обращения населения завоеванных земель в рабство. 2)Феодальное государство и право пришли на смену рабовладельческому. У отдельных народов этот тип государства и права сменил публичную власть общинно-родового строя. Феодальное государство выступало мощным средством защиты сословных привилегий феодалов, их права собственности на землю, на владение крепостными крестьянами и присвоение большей части произведенных ими материальных благ.
3)В ходе буржуазных революций в XVI-XIX вв. феодальный тип государства и права заменяется на буржуазный, основанный на частной собственности на средства производства и формальном равноправии всех граждан. Буржуазное государство продолжало такие функции феодального государства, как захват чужих территорий, удержание в повиновении эксплуатируемых. Вместе с тем оно существенно ограничивало власть монарха либо вовсе его свергала, образовав республиканскую форму правления.
4)Социалистическое государство и право приходят на смену буржуазному и основываются на общественной собственности на средства производства при плановом распределении государством благ, влечет к ликвидации класса эксплуататоров и эксплуатации человека человеком, предоставляет широкие социально-экономические права трудящимся, политическую власть рабочему классу и всем трудящимся при авангардной роли коммунистической партии.
Переход от одного исторического типа государства и права к другому совершается в ходе социальных революций, представляющих необходимый и закономерный этап в развитии общества.
72)Либертарно-юридическая концепция типологии права
В.С. Нерсесянца
Согласно данной концепции типы права и государства – это основные исторические формы признания и организации свободы людей, выражающие этапы прогресса свободы.
В государствах древнего мира индивид является свободным человеком и вместе с тем субъектом государства и права по этническому критерию. При этом отличие свободных от несвободных получает свое выражение в том, что свободные – это субъекты права, а несвободные (рабы) – соответственно объекты (статус).
Преодоление рабства ведет к становлению в средние века государства и права сословного типа. На этой ступени развития (европейский феодализм) рабов уже нет. В этом смысле все свободны, но мера этой свободы различна у представителей разных сословий независимо от национальности. Свобода носит характер сословных ограничений и привилегий.
С преодолением феодализма на смену сословному строю в Новое время приходит индивидуалистический тип государства и права. Человек является субъектом права как самостоятельный политический индивид (как отдельный гражданин), а не как член определенного этноса или сословия.
Современным (исторически последним) типом государства и права называется гуманитарно-правовой тип, поскольку каждый человек именно как человек является и официально признается государством и законом субъектом прирожденных и неотчуждаемых прав и свобод, которые составляют исходную основу действующего позитивного права. В рамках данного типа государства и права продолжают сохраняться различия между правами человека и правами гражданина, государственно-правовые различия между гражданином и негражданином. Права граждан представляют собой государственно-правовые привилегии, которые можно охарактеризовать как остатки предшествующих типов права и государства.
Отмеченные типы права и государства представляют собой исторически сменявшиеся друг друга формы и ступени роста в развитии человеческой свободы с древности до современности.