По кругу общественных отношений

Действие нормативного правового акта по кругу общественных отношений (предмету правового регулирования) означает распространение его действия лишь на общественные отношения, входящие в предмет правового регулирования соответствующей отрасли права, к которой относится сам акт.

63) Принципы правотворчества

Принципы правотворчества представляют собой организационные начала, которые определяют существо, характерные черты и общие направления правотворческой деятельности:

1)принцип конституционности;

2)принцип соответствия актов нижестоящих государственных органов (должностных лиц) актам главы государства и вышестоящих государственных органов;

3)принцип приоритета общепризнанных принципов международного права;

4)принцип защиты прав и свобод, законных интересов граждан;

5)принцип научности;

6)принцип системности;

7)принцип профессионализма.

НАЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ПРИНЦИПА ЗАКОННОСТИ:

· правотворческий орган может принимать нормы права лишь по вопросам, отнесенным к его компетенции;

· нормы права принимаются в строгом соответствии с установленным порядком, при соблюдении всех необходимых процедур и непосредственно органом, правомочным принимать такие решения.

· принятые нормы права не могут противоречить конституции государства, законам и актам вышестоящих государственных органов.

· нормативный правовой акт должен приниматься в надлежащей форме и с указанием всех необходимых официальных реквизитов.

-Принцип приоритета общепризнанных принципов международного права.

-Принцип защиты прав, свобод и законных интересов граждан – это принцип гуманизма.

-Принцип научности означает, что правотворчество должно опираться на научно осмысленный отечественный и зарубежный опыт.

Системность требует как учета системного характера права, так и системной организации самой деятельности по изменению, обновлению и совершенствованию действующего права.

Нарушение принципов правотворчества ведет к деформации и разрушению системы норм позитивного права и надлежащей иерархии его источников, порождает существенные коллизии в нормативно-правовом материале, наносит значительный ущерб правовой регуляции в целом.

64) Виды правотворчества

Многообразие видов правотворчества зависит от критериев, положенных в основу той или иной классификации:

1) по форме правотворчество подразделяется на:

· принятие нормативных правовых актов органами государства (прямое государственное правотворчество);

· принятие нормативных правовых актов непосредственно народом путем референдума;

· заключение соглашений, конвенций, международных договоров, содержащих нормы права;

2) по субъектам правотворчества выделяется:

· законотворчество (правотворчество парламента);

· правотворчество президента;

· правотворчество правительства;

· правотворчество республиканских органов государственного управления (министерств, государственных комитетов, комитетов);

· правотворчество местных органов управления и самоуправления;

3) по способам правотворчества:

· нормотворчество– непосредственная разработка и принятие нормыправа компетентным государственным органом;

· санкционирование – придание компетентным государственным органом решению негосударственной организации характеристик нормативного правового акта;

· делегирование - наделение компетентным государственным органом другого государственного органа рядом своих полномочий в той или иной сфере по регулированию общественных отношений (т.е. принятию норм права);

· создание правовых (судебных) прецедентов – осуществление правотворчества высшими судебными органами государства в форме принятия судебного решения по конкретному делу, которое становится обязательным по аналогичным делам;

· заключение нормативных договоров – создание по соглашению сторон нормы права, обязательной для участников такого соглашения.

Понятие законодательства

Под законодательством понимается вся совокупность, система нормативных правовых актов (законов и подзаконных актов), действующих в государстве и регулирующих общественные отношения.

Чтобы совокупность нормативных правовых актов предстала перед нами в виде законодательства, необходимо выполнение следующих требований:

1) соответствие ее принципам правотворчества, перечисленным выше;

2) согласованность нормативных правовых актов с другими нормативными правовыми актами;

3) принятие нормативного правового акта уполномоченным на то государственным органом (должностным лицом) в пределах его компетенции;

4) принятие нормативного правового акта в порядке и по форме, установленным законодательством;

5) соответствие нормативного правового акта юридической технике.

Юридическая техника – это система правил подготовки проектов нормативных правовых актов.

Юридическая техника предъявляет следующие требования к правотворчеству:

1) логическая последовательность изложения, взаимосвязь нормативных предписаний, помещаемых в акте;

2) отсутствие противоречий внутри нормативного правового акта, а также по отношению к другим актам;

3) максимальная компактность изложения норм права при глубине и всесторонности отражения их содержания;

4) ясность и доступность языка нормативного правового акта;

5) точность и определенность формулировок и терминов, употребляемых в акте;

6) сокращение до минимума количества актов по одному и тому же вопросу.

Изменения и дополнения в нормативный правовой акт оформляются в виде новой редакции, если количество вносимых изменений и дополнений составляет более половины текста акта, либо если внесение отдельных изменений и дополнений технически сложно для изложения и восприятия.

Текст нормативного правового акта должен излагаться лаконичным, простым и ясным языком, исключающим различное толкование норм, с соблюдением официально-делового стиля литературного языка и юридической терминологии.

В тексте акта не допускается употребление:

· просторечий и экспрессивных форм разговорной речи;

· в одном и том же смысле различных понятий и терминов;

· иноязычных заимствований при наличии равнозначных слов и терминов в государственном языке;

· нечетких словосочетаний, обобщенных рассуждений, восклицаний, призывов;

· аббревиатур, кроме общеизвестных;

· ненормативный лексики.

66) Систематизация нормативных правовых актов

Систематизация – это деятельность субъектов по приведению нормативных правовых актов в упорядоченную совокупность, систему. Выделяются 4 вида систематизации: 1)учет, 2)инкорпорация, 3)консолидация, 4)кодификация.

1)Учет нормативных правовых актов представляет собой деятельность по их сбору, хранения и поддержанию в контрольном состоянии, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой информации в массиве актов, взятых на учет.

2)Инкорпорация – подготовка и издание разного рода сборников (собраний) нормативных правовых актов.

«инкорпорация – вид систематизации нормативных правовых актов, осуществляемый без изменения установленного ими содержания правового регулирования, в том числе путем объединения в сборники в определенном порядке»

Три вида собраний:

· официальные – собрания, когда правотворческий орган сам подготовил и издал его, либо утвердил, либо иным образом официально одобрил собрание,

· официозные – собрания, которые готовятся по поручению правотворческого органа, но издаются без его официально выраженного одобрения, утверждения;

· неофициальные собрания издаются научными учреждениями, издательствами по собственной инициативе без специальных полномочий со стороны правотворческих органов.

3)Консолидация – деятельность по сведению множества актов по одному вопросу в один укрупненный акт. При консолидации не меняется содержание правового регулирования общественных отношений. Производится лишь редакционная правка: устраняются противоречия, повторы, объединяются в один пункт тождественные предписания и др.

4)Кодификация – деятельность, направленная на систематизацию и коренную переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта.

Кодификационные акты, как правило, имеют большую чем обычные законы юридическую силу.

Виды:основы законодательства, кодексы, уставы и т.д.

Основы законодательства – акт, содержащий определения, единые принципы регулирования, основные ориентиры правовой регламентации общественных отношений.

Кодекс – крупный сводный акт, позволяющий детально регулировать определенную сферу однохарактерных общественных отношений.

Устав – нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности государственного органа (организации).

Процесс законотворчества

Процесс законотворчества (законодательный процесс) – деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц и иных субъектов по принятию законов. Стадии законотворческого процесса:

1) планирование законотворческого процесса;

2) законодательная инициатива;

3) подготовка проекта закона;

4) принятие закона;

5) включение закона в Национальный реестр правовых актов;

Опубликование закона.

1)Планирование законодательного процесса включает в себя разработку государственных программ и ежегодных планов подготовки проектов законов. Это основа законодательного процесса.

2)Правом законодательной инициативы обладают Президент, депутаты Палаты представителей, Совет Республики, Правительство, а также граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек.

Правом законодательной инициативы по вопросу изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь обладают Президент и граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 150 тысяч человек.

3)Стадия подготовки проекта закона, по общему правилу, предшествует стадии законодательной инициативы и может предшествовать либо протекать параллельно со стадией планирования.

При подготовке законопроекта составляется план работы, где предусматриваются:

· этапы подготовки проекта с указанием сроков их выполнения;

· определение состава временной комиссии или рабочей группы по подготовке проекта;

· изучение материалов, необходимых для подготовки проекта;

· подготовка текста проекта;

· подготовка перечней актов, подлежащих признанию утратившими силу, изменению и дополнению;

· направление проекта на согласование заинтересованных государственных органов;

· доработка проекта с учетом полученных замечаний и предложений;

· экспертиза проекта;

· внесение проекта закона в компетентный орган для передачи в Парламент.

Проект закона подлежит обязательной юридической экспертизе в Национальном центре законодательства и правовых исследований Республики Беларусь.

5)Принятый текст проекта передается в течение 5 дней направляется на рассмотрение в Совет Республики, где должен быть одобрен или отклонен в 20-дневный срок. По решению Президента или по его поручению Правительства законопроект может быть признан срочным. Законопроект становится законом после его принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики.

5)Включение закона в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь (НРПА – это система учета правовых актов Республики Беларусь, составляющих законодательство Республики Беларусь; неточно, весь массив правовых актов) происходит путем направления в НЦПИ действующей копии оригинала закона в течение 3-х дней после принятия.

6)Стадия официального опубликования закона осуществляется параллельно с включением закона В НРПА, поскольку законы должны опубликовываться немедленно.

Закон вступает в силу через 10 дней с момента (дня) официального опубликования, если иной срок не установлен в самом законе.

68) Античные концепции типологии

Античные мыслители (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.) делили различные формы государства и права на две группы: правильные и неправильные. К группе правильных форм они относили те из них, где власть осуществляется на основе законов и в общих интересах, а к неправильным – те, где власть не опирается на законы и служит интересам лишь правителей.

Опираясь на такой подход, Платон выделял три правильные формы: царскую власть (законную монархию, т.е. правление одного лица на основе законов), аристократию (законную власть немногих) и демократию (власть народа на основе законов); и три неправильные формы: тиранию (незаконную власть одного), олигархию (незаконную власть немногих) и незаконную демократию (власть демоса не на основе законов). С тех же позиций Аристотель считал тремя правильными формами царскую власть, аристократию и политию (правление большинства на основе законов); а тремя неправильными – тиранию, олигархию и демократию (правление демоса не на основе закона).

Данный подход к типологизации права и государства, основанный на критерии законности и противопоставления законного проявления беззаконию, широко использовался в последующей политико-правовой масли и сохранил свое значение до настоящего времени.

69) Историко-формальный подход Гегеля

Гегелевская типология государства строится на основе его учения о развитии и смысле во всемирной истории различных общественно-духовных формаций (царств), представляющих собой прогрессирующие ступени осуществления разума и свободы, которым соответствуют определенные типы государств: теократия, демократия, аристократия, конституционная монархия.

С позиций всемирно исторического процесса развития права и государства Гегель выделял 4 формы существования миропорядка: 1) восточное; 2) греческое; 3) римское; 4) германское. Эти царства представляют собой объективные исторические формации, формообразования мира. Со сменой этих царств происходит смена существующих типов государства и права. Восточному царству соответствует теократия (свобода одного, верховного правителя), греческому и римскому царствам – демократия или аристократия (свобода некоторых, т.е. части населения), германскому царству – монархия Нового времени с представительной системой. Восток, по мнению Гегеля, знал и знает только то, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир знает, что все свободны.

71) Цивилизационный подход типологии

Цивилизационный подход возник на основе культурологических исследований Шпенглера, Тойнби и Н.Я. Данилевского. Они отрицали единство общечеловеческой культуры (цивилизации). Каждая цивилизация отличается своей спецификой, имеет свои социальные и политические ценности, воззрения и устремления, свои государственно-правовые формы. Учитывая сходство и аналогии в развитии этих автономных цивилизаций, говорится о некоторых эмпирических законах повторяемости в процессе развития этих цивилизаций. Данные учения специально не исследуют проблемы государства и права, на основе чего можно строить теоретически значимую типологию. Вместе с тем некоторые ученые предлагают выделять право западной цивилизации и право восточной цивилизации.

70) Историко-формационный подход Марксизма

(Маркс и Энгельс) «общественно-экономическая формация» - исторический тип общества, основанный на определенном способе производства.

Рабовладельческой, феодальной, буржуазной, социалистической общественно-экономическим формациям соответствует конкретный исторический тип государства и права.

1)Исторически первым типом государства и права были рабовладельческие государство и право, возникшие на развалинах общинно-родового строя. Рабовладельческое государство было орудием рабовладельцев, выполнявших функции защиты их собственности, захвата чужых земель и обращения населения завоеванных земель в рабство. 2)Феодальное государство и право пришли на смену рабовладельческому. У отдельных народов этот тип государства и права сменил публичную власть общинно-родового строя. Феодальное государство выступало мощным средством защиты сословных привилегий феодалов, их права собственности на землю, на владение крепостными крестьянами и присвоение большей части произведенных ими материальных благ.

3)В ходе буржуазных революций в XVI-XIX вв. феодальный тип государства и права заменяется на буржуазный, основанный на частной собственности на средства производства и формальном равноправии всех граждан. Буржуазное государство продолжало такие функции феодального государства, как захват чужих территорий, удержание в повиновении эксплуатируемых. Вместе с тем оно существенно ограничивало власть монарха либо вовсе его свергала, образовав республиканскую форму правления.

4)Социалистическое государство и право приходят на смену буржуазному и основываются на общественной собственности на средства производства при плановом распределении государством благ, влечет к ликвидации класса эксплуататоров и эксплуатации человека человеком, предоставляет широкие социально-экономические права трудящимся, политическую власть рабочему классу и всем трудящимся при авангардной роли коммунистической партии.

Переход от одного исторического типа государства и права к другому совершается в ходе социальных революций, представляющих необходимый и закономерный этап в развитии общества.

72)Либертарно-юридическая концепция типологии права

В.С. Нерсесянца

Согласно данной концепции типы права и государства – это основные исторические формы признания и организации свободы людей, выражающие этапы прогресса свободы.

В государствах древнего мира индивид является свободным человеком и вместе с тем субъектом государства и права по этническому критерию. При этом отличие свободных от несвободных получает свое выражение в том, что свободные – это субъекты права, а несвободные (рабы) – соответственно объекты (статус).

Преодоление рабства ведет к становлению в средние века государства и права сословного типа. На этой ступени развития (европейский феодализм) рабов уже нет. В этом смысле все свободны, но мера этой свободы различна у представителей разных сословий независимо от национальности. Свобода носит характер сословных ограничений и привилегий.

С преодолением феодализма на смену сословному строю в Новое время приходит индивидуалистический тип государства и права. Человек является субъектом права как самостоятельный политический индивид (как отдельный гражданин), а не как член определенного этноса или сословия.

Современным (исторически последним) типом государства и права называется гуманитарно-правовой тип, поскольку каждый человек именно как человек является и официально признается государством и законом субъектом прирожденных и неотчуждаемых прав и свобод, которые составляют исходную основу действующего позитивного права. В рамках данного типа государства и права продолжают сохраняться различия между правами человека и правами гражданина, государственно-правовые различия между гражданином и негражданином. Права граждан представляют собой государственно-правовые привилегии, которые можно охарактеризовать как остатки предшествующих типов права и государства.

Отмеченные типы права и государства представляют собой исторически сменявшиеся друг друга формы и ступени роста в развитии человеческой свободы с древности до современности.

Наши рекомендации