Свойства общественных отношений

Общественные отношения увидеть нельзя. (Никто не видел стоимость). Свои общественные отношения люди воспринимают через совокупность межличностных связей, но связь и отношения – это разные вещи.

Человек в системе общественных отношений и межличностных связей.

В общественных отношениях каждый из нас – функция, которая сформирована всей предыдущей историей. Индивидуальность здесь проявляется в своем самоуничтожении.

В межличностных связях наоборот – человек индивидуален, и его индивидуальность определяется набором впечатлений.

Общественные отношения здесь становятся основанием интереса к индивидуальности.

Взаимодействие общественных отношений и межличностных связей.

Они всегда вместе, но их комбинации самые разные. Человек живет в системе межличностных связей, поставит другого человека под удар общественных отношений.

Так живут все дети, и мечтают жить многие женщины.

Виды отношений.

Отношения материальные, где сознание приспосабливается к отношениям.

Токарь знает свой станок, но содержание знаний определяется станком.

Отношения идеологические, где отношения приспосабливаются к сознанию.

Христос создает учение, а на его основе возникает церковь.

Виды материальных отношений.

Формы семьи + отношения производства, обмена, распределения, потребления сущностных сил человека.

Сущностные силы – усилие всего человечества по воспитанию одного человека (см. Маркса).

Если изменится хотя бы одно из этих отношений, изменится все общество (30 билет).

Виды идеологических отношений.

1) Политические.

Классы и большие группы людей по поводу государства.

2) Правовые.

По поводу юридически оформленной воли правящего класса.

Поскольку юридическое оформление сдерживает волю, то всякое право компенсируется беспределом.

3) Религиозные.

Священник и верующий по поводу веры в сверхъестественное.

4) Эстетические отношения.

Художник и зритель по поводу художественного образа.

Художественный образ – это всегда ставшая чувством мысль о предмете, понятом через другой предмет.

Проще говоря, искусство начинается там, где ты выходишь за рамки изображения, но в направлении, указанном самим изображением.

5) Нравственные.

Первым субъектом этих отношений является человек, который разрывается между индивидуальностью и функцией. Вторым субъектом становится человек, который ему представляет функцию. Объектом отношения становится поступок, в котором человек преодолевает индивидуальность ради функции.

ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ

Что такое мышление?

Это идеальная схема действий сообразна особенностям самого предмета.

Откуда взялись эти схемы?

Они найдены человечеством в процессе его исторического развития, а усваиваются индивидуально.

Что для этого надо сделать?

В ускоренном темпе пропускать через себя всю историю своего дела, причем историческое начало дела должно стать началом его изучения. Ускорение достигается за счет искусственного спрямления реального пути.

Что происходит с моим Я, когда меня протащит через всю историю моего дела?

Прончатов утверждает, что оно распадается на индивидуальное и социальное.

Кто из двух моих Я спрашивает о смысле жизни?

Прончатов настаивает, что этот вопрос задает функция.

А почему она его задает?

Потому что твой разум на самом деле не твой. Он старше тебя и намного объемнее, поэтому в определенный момент ты начинаешь ему мешать, и он хочет, чтобы ты ушел.

Аналогия с фильмами о вампирах.

Как решается вопрос о смысле жизни?

Твоим прыжком из окна, или любой другой разновидностью исчезновения.

Как воспринимать вопрос о смысле жизни?

Как цифру 37 на градуснике. Твой разум, который на самом деле не твой, начинает уходить из-под контроля.

Мои действия в пограничной ситуации.

1) «Чуть помедленнее, кони». В.Высоцкий.

Уже ничего нельзя изменить, можно только притормозить.

2) «Мне бы лучше вон ту, сисястую, она глупее». С.Есенин.

Надо срочно глупеть или уходить в бега.

3) Ускорить процесс своего самоуничтожения.

«Мы очень боялись смерти, поэтому торопили ее». Летчики-камикадзе.

Прончатов считает, что момент возвращения назад в этой ситуации уже упущен.

ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО (ЧЕЛОВЕК И ЕГО СУЩНОСТЬ)

Определение сущности.

Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, в своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений. Маркс.

Что есть абстрактное?

Это любой предмет, понятый через один из своих признаков.

Когда тебя называют студентом, рассуждают абстрактно.

Кто понимал сущность человека абстрактно?

Их было много, но Маркс имеет в виду Фейербаха.

Кто такое конкретное?

Это тот же самый предмет, понятый через всю совокупность его признаков.

Как можно учесть всю совокупность признаков?

Этого не требуется. Достаточно знать основное противоречие вещи и способ его разворачивания.

Наши рекомендации