Понятие и предмет общей теории государства и права
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ.. 1
ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.. 3
МЕСТО ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК.. 4
МЕТОДОЛОГИЯ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.. 5
ПОНЯТИЕ ПРАВА И ЕГО ПРИЗНАКИ.. 6
ПРИНЦИПЫ ПРАВА: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ.. 8
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ШКОЛ ПРАВА.. 9
ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА.. 12
ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА И ЕГО ПРИЗНАКИ.. 14
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА.. 16
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА.. 18
ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО (ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО) УСТРОЙСТВА.. 25
ПОЛИТИЧЕСКИЙ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ) РЕЖИМ... 27
ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА.. 29
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ... 30
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА.. 31
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ИХ ВИДЫ... 33
ПРАВО И МОРАЛЬ. 36
ПРАВО И РЕЛИГИЯ.. 38
ПРАВО И ПОЛИТИКА.. 41
ПРАВО И ЭКОНОМИКА.. 43
ПРАВО И КОРПОРАТИВНЫЕ НОРМЫ... 45
ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ НОРМЫ И ЕЕ ПРИЗНАКИ.. 47
ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ... 48
СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ НОРМЫ... 50
СООТНОШЕНИЕ НОРМЫ ПРАВА И СТАТЬИ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА.. 51
ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКА (ФОРМЫ) ПРАВА. ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА.. 52
НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ.. 56
ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ.. 58
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 64
ДЕКРЕТЫ ПРЕЗИДЕНТА.. 69
ДЕЙСТВИЕ НПА ВО ВРЕМЕНИ, ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ.. 71
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ... 76
ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ. ВИДЫ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ... 78
МАТЕРИАЛЬНОЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО. ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ ПРАВО.. 80
ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА. ОСНОВАНИЯ ДЕЛЕНИЯ ПРАВА НА ОТРАСЛИ.. 81
ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ.. 83
ПОНЯТИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА. ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ.. 84
ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА. СТАДИИ ПРИМЕНЕНИЯ.. 85
ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЕ АКТЫ... 87
ПРОБЕЛЫ В ПРАВЕ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ.. 90
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ТОЛКОВАНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ... 92
СПОСОБЫ ТОЛКОВАНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ... 93
ТОЛКОВАНИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ ПО ОБЪЕМУ.. 94
ТОЛКОВАНИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ ПО СУБЪЕКТУ (ЮРИДИЧЕСКОЙ СИЛЕ) 95
ПОНЯТИЕ, СОСТАВ И ВИДЫ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.. 96
СУБЪЕКТЫ ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ... 99
ПРАВОСПОСОБНОСТЬ И ДЕЕСПОСОБНОСТЬ. 100
СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ.. 101
ОБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ.. 104
ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ... 105
ПОНЯТИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ. ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ.. 106
СТРУКТУРА И ВИДЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ.. 107
ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ. ПРАВОВОЙ ИДЕАЛИЗМ... 108
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ.. 110
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРАВОМЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ.. 111
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОНАРУШЕНИЯ. ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ.. 113
ЮРИДИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ.. 115
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. 116
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ВИДЫ... 118
ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ЗАКОННОСТИ.. 119
ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ.. 121
ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОПОРЯДКА.. 122
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПО КУРСУ «ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА». 123
Финальная версия (1.5) | 10 сент 2010 | 126 с. |
МЕСТО ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК
Разобравшись с предметом, настало время определить место ОТП в системе наук (и кому нужна вся эта фигня?... Не знаю…). Здесь можно руководствоваться следующим:
Место ОТП в системе наук, прежде всего, определяется ее предметом (см. предыдущую тему). Особенность в том, что ОТП, является, в общем, и политической и правовой и исторической дисциплиной (хрен поймешь какое место!). Общепринятой (но не единственной) в настоящее время, является следующая точка зрения:
Юридические науки |
Историко-теоретические | Отраслевые | Специальные |
· Общая теория права · История государства и права (зарубежных стран, славянских народов, РБ) · История политических и правовых учений · История политических партий и общественных движений | · Конституционное право · Административное право · Гражданское право · Уголовное право · Хозяйственное право · Процессуальные отрасли (гражданский, уголовный, хозяйственный процесс) | · криминалистика · криминология · судебная медицина · судебная психиатрия · судебная бухгалтерия · оперативно-розыскная деятельность |
Вывод: ОТП – историко-теоретическая дисциплина, тесно связанная с большинством иных отраслевых и специальных юридических наук.
Значение ОТП: создает основу для изучения всех иных отраслевых и специальных дисциплин. Категории ОТП используются во всех этих курсах.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
За длительный период существования и развития государства, разработано множество теорий его происхождения. Основными из них являются следующие:
Теологическая теория
Возникновение | Исторически – одна из первых. Возникает в странах Древнего мира, широко распространена в Европе средневекового периода, Азии и др. |
Представители | Ф. Аквинский, Ж.Маритен, Конфуций и др. |
Сущность | Бог создал право и государство. Человек и общество в целом здесь ни при чем (все от бога). Государственная власть = власти бога. Монарх (глава государства) – наместник бога на земле. |
Выводы | В настоящее время данная теория утратила научную ценность. Недоказуема и неопровержима. Имеет историческое значение. |
Патриархальная теория
Возникновение | Также как и теологическая теория, возникает в древности. |
Представители | Аристотель, Фильмер, Михайловский и др. |
Сущность | Государство возникло в результате развития одной семьи. Монарх рассматривается как отец семейства. Государственная власть = власти в семье. |
Выводы | В настоящее время фактически опровергнута. Нет доказательств появления государства из семьи, наоборот, установлено, что семья появляется уже в условиях государства. |
Органическая теория
Возникновение | Возникает в XIX в., в связи с развитием естествознания, и попытками объяснить возникновение государства с его позиций. |
Представители | Блюнчли, Спенсер, Вормс и др. |
Сущность | Государство возникает и развивается как биологический организм (биологические закономерности распространены здесь на социальные процессы). Человек (а вместе с ним государство и право) возникают в результате эволюции животного мира от низших форм к высшим. |
Выводы | Не доказана в достаточной степени. Биологические и социальные процессы – не одно и то же. Нельзя отрицать биологического фактора в развитии государства, однако, он здесь не главный. |
Теория насилия
Возникновение | Формируется в середине 19 в., в связи с историческими исследованиями, и открытием новых фактов. |
Представители | Л. Гумплович, Каутский, Дюринг. |
Сущность | Государство возникает в результате захвата одного племени (нескольких племен, иных общностей) другим. Победителям необходимо как то управлять захваченными, так и возникает государство. |
Выводы | Не подтверждена в полной мере. Насилие само по себе не порождает ничего (в том числе и государство). Однако необходимость управления захваченными территориями, действительно могла быть одной из причин возникновения первых государств. |
Психологическая теория
Возникновение | Возникает в 19 в., в связи с бурным развитием психологии и иных наук, изучающих человека и его мыслительную деятельность. |
Представители | Г. Тард, Петражицкий, З.Фрейд и др. |
Сущность | Государство возникло в связи с особенностями человеческой психики: потребностью одних людей во власти над другими, потребностью подчинятся и т.п. С самого начала выделяется группа людей (элита) властвующая над другими. Для того чтобы обеспечить подчинение всего общества, создается государство. |
Выводы | Теория явно преувеличивает субъективные стороны государства. Такие стороны, безусловно, присутствуют, однако они не главные, и лишь подкрепляют влияние объективных факторов. |
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Сущность и социальное назначение государства раскрываются, прежде всего, через его функции. Функции позволяют ответить на вопросы «что делает государство?», «для чего необходима эта деятельность?» и как она должна осуществляться.
Функции государства – основные направления деятельности государства, в которых выражается его сущность и социальное назначение |
А вот и черты (признаки) функций государства:
1. это устойчиво сложившиеся предметные виды деятельности государства в важнейших сферах жизни общества;
2. функции непосредственно связаны с сущностью государства (в них она и реализуется);
3. направлены на решение конкретных задач государства и общества;
4. реализуются в особых правовых и организационных формах (для каждой функции – своя. Например, законодательная функция реализуется в форме законотворчества)
Функции государства направлены на решение стоящих перед ним задач. Эти задачи могут различаться на различных исторических этапах развития государства, однако в целом эти задачи едины для различных государств и для разных периодов (в конце концов, государство – всегда государство)
Любое современное государство выполняет множество функций, которые можно классифицировать по разным основаниям.
Так, по принципу разделения властей можно выделять и функции, принадлежащие каждой из них: законодательные, исполнительные, судебные.
По продолжительности действия функции могут быть постоянными (есть всегда) и временными (связаны с особенностями конкретного периода развития государства, затем исчезают). Главными являются постоянные.
По значимости можно выделять главные и производные функции. Вторые связаны с первыми, но имеют вспомогательный по отношению к главным характер.
Значительное количество функций, можно выделить и в зависимости от сферы их приложения: политические, идеологические, экономические
Функции государства
(по направленности функций)
Внутренние функции | Внешние функции |
Направлены на решение внутригосударственных задач. Экономическая – управление экономикой страны. При этом государство не подчиняет себе экономику (как в СССР), а только определяет основные направления ее развития, защищает общество от кризисов, обеспечивает законность в экономической сфере. Субъекты экономической деятельности остаются свободными! Социальная – преодоление конфликтов между социальными группами, справедливое распределение материальных благ, поддержка групп населения которые не могут сами обеспечить себя (престарелого возраста, молодежь и т.п.). Для большинства современных государств – одна из важнейших функций. С ее реализацией связано появление фактически особого типа государства – социального государства. Правоохранительная – здесь и так все ясно! Это охрана правовых норм от нарушений, защита личности, общества, государства от противоправных посягательств. Идеологическая – любое государство базируется на определенной идеологии, которую пропагандирует и защищает. Экологическая – сравнительно новая функция, характерная для современных государств. Выражается в поддержании благоприятного для жизни состояния окружающей среды, защите ее от воздействия человека. В настоящее время, эта функция уже, не только внутренняя, но и внешняя (экологические проблемы носят глобальный характер) | Направлены на решение задач в сфере взаимоотношений с другими странами.. Интеграция в мировую экономику – обеспечение включения экономической системы государства в мировую систему экономических связей. Это выгодно для обеих сторон. Здесь необходимо, однако сохранять суверенитет государства, свободу выбора форм интеграции, равенство сторон. Оборона – поддержание достаточного уровня обороноспособности страны, в соответствии с требованиями национальной безопасности. Вооруженные силы в нормальных государствах выполняют 2 основные задачи: защита территориальной целостности страны и выполнение международных обязательств. Поддержание мирового порядка – деятельность по разоружению, ликвидации ядерного оружия, запрещение его применения. Эта функция включает и борьбу с международной преступностью и терроризмом, пресечение и урегулирование международных конфликтов. Сотрудничество с другими государствами – это участие вместе с другими странами в решении глобальных задач человечества. Важнейшей проблемой здесь в современный период является экология. |
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
«Не размазывая кашу по столу» форма правления – это организация высших органов власти в государстве. Ну а если все-таки «размазать», определение выглядит так:
Форма правления – это система и порядок формирования высших органов власти в государстве (глава государства, парламент, и др.), их компетенция, место в системе органов государственной власти, порядок взаимоотношений между собой и с гражданами государства |
Такое определение является вполне достаточным, хотя вопрос «что же такое форма правления?» отчасти остается. А вот и ответ (элементы формы правления):
Элементы формы правления | |
1. | Система высших органов власти в стране (глава государства, правительство и его глава, парламент, высшие судебные органы, органы конституционного контроля); |
2. | Объем и характер полномочий этих органов, распределение компетенции между ними; |
3. | Порядок взаимоотношения высших органов власти между собой (являются ли они независимыми в пределах своих полномочий, кто кому подчинен и т.д.); |
4. | Порядок формирования данных органов власти и срок полномочий; |
5. | Ответственность – ее формы и процессуальный порядок; |
Виды форм правления: вообще всего два вида, однако в действительности, каждый из них имеет множество разновидностей (иногда весьма существенно отличающихся друг от друга).
Кроме этого, можно выделять особо специфические формы правления, сочетающие в себе несколько видов (напр. монархия с элементами республики и т.п.), особые виды монархий и республик и т.п. В целом, в каждом конкретном государстве, форма правления может иметь существенные особенности – поэтому ее общая характеристика мало о чем говорит.
Так, например ФРГ и Италия (обе страны – парламентарные республики) в действительности различаются по механизму осуществления власти.
В результате, появляется столько разновидностей формы правления, что сам черт ногу сломит (один только Забавский пожалуй и разберется…Ну на то он и умный…):
Форма правления |
Монархия | Республика |
Лат. «единовластие» - буквально «власть одного лица» Государственная власть сосредоточена у монарха, занимающим трон по наследству и находящийся на нем пожизненно | Лат. «общее дело» («res publico») – означает широкое участие народа в управлении государством. Глава государства президент избираемый населением (или иным способом – напр. парламентом) на определенный срок |
Монархия |
Неограниченная (абсолютная) | Ограниченная (конституционная) |
Исторически первый вид монархии (в форме централизованной восточной деспотии появляется еще в Древнем мире) | Возникает позже (в средневековье) как результат борьбы монархии и определенных кругов населения страны (напр. феодалов или буржуазии) Эта форма, включает две разновидности: |
Дуалистическая | Парламентарная |
Переходная форма от абсолютной к парламентарной. Есть ограниченное разделение властей (судебная самостоятельна, однако законодательная разделена между парламентом и монархом) | Самая демократическая форма. Достаточно широко распространена в современном мире. Монарх выполняет только формальную роль. |
Рассмотрим основные виды монархии, более подробно:
АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ | |
Общая характеристика | Историческая форма монархии, характерная для периода рабовладения и феодализма. В современном мире почти не встречается (исключение – некоторые государства Ближнего Востока). |
Возникновение | Формирование а.м., происходит по-разному для различных периодов истории. В Древнем мире (рабовладельческий период), она возникает вместе с государством. В ходе разложения родовой общины и сосредоточения власти у аристократии, постепенно власть племенных вождей, превращается в монархическую (исчезает выборность и ответственность перед членами племени). В это время а.м. называется восточная деспотия. В средневековый период, а.м. возникает не сразу. Первоначально государство имеет форму раннефеодальной монархии, затем преобразуется в сословно-представительную и лишь затем (с кризисом феодализма и развитием буржуазных отношений) возникает абсолютная монархия. |
Основные черты | 1.Вся (я сказал вся!) государственная власть сосредоточена у монарха («Государство – это я» - Людовик XIV); 2.Отсутствуют органы, ограничивающие полномочия монарх (парламент), и нормативные акты, регулирующие его статус (конституция). Никаких ограничений нет; 3.Монарх не несет ответственности перед населением страны или какими-либо органами власти; 4.Весь государственный аппарат формируется монархом, все чиновники назначаются им и ответственны перед монархом; 5.Все права и обязанности подданных полностью зависят от монарха (может наделить подданных правами, а может и нет); |
Вывод | Самая недемократическая форма монархии, явный пережиток, которому не место в современном мире. В классическом виде не встречается, однако некоторые признаки характерны для «дефективных» государств третьего мира (Бахрейн, Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия, Оман). |
ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ МОНАРХИЯ | |
Общая характеристика | Занимает промежуточное положение между абсолютной и парламентарной. Более демократическая чем предыдущая, однако, монарх явно доминирует в системе власти, поэтому в современный период встречается также редко как абсолютная. |
Возникновение | Возникает в результате борьбы населения страны за свои права. Период возникновения – XIX в. Является компромиссом между интересами аристократии (монарх и дворянство) и буржуазии (а также выступающей в союзе с ней слоев населения), стремящейся получить возможность влиять на власть. Как правило является переходной формой – через определенное время, монархия окончательно превращается в парламентарную (либо реставрируется абсолютизм?... О ужас…) |
Основные черты | Название монархии происходит от лат. duo – «двойственный». Такое название отражает важнейшую ее черту (запомнить на всю жизнь!) – законодательная власть принадлежит не парламенту (как положено), а парламенту и монарху вместе (разделена между ними).Это и естьдуализм законодательной власти. А вот и черты такой монархии: 1.Есть конституция и парламент, власть монарха юридически ограничена (хотя и незначительно); 2.Монарх теперь не может принять закон без парламента. Однако это положение формальное – с помощью права абсолютного вето монарх может заблокировать любой закон принятый парламентом. Следовательно, фактически, парламент действует под контролем монарха. В этом и проявляется дуализм, описанный выше. 3.Исполнительная власть полностью принадлежит монарху. Он формирует правительство самостоятельно, согласия парламента не требуется. 4.Судебная власть юридически отделена от двух других ветвей власти и самостоятельна, однако также формируется монархом и в целом зависима от него и правительства. 5.Объем прав и свобод граждан ограничен, возможно приостановление их действия, реальными являются не все (особенно политические). 6.Хотя конституция существует, она чаще всего недемократическая (дарована народу монархом, а не принята Учредительным собранием). 7.Парламент хотя и есть, но тоже «особенный» - формируется с использованием цензового избирательного права (имущественный ценз – значительная часть населения отстранена от выборов). |
Вывод | В общем, немного смягченная версия абсолютной монархии. Демократизм данной формы очень невелик. В настоящее время встречается редко (в Европе, например таких стран нет). Исторически – Италия (Конституция 1848 г.), Япония (Конституция 1889 г.), Австро-Венгрия и другие. |
Две рассмотренных формы монархии в настоящее время можно считать историческими (но те, кто еще не сдавал историю государства и права зарубежных стран учат их всерьез! Приду проверю…). В настоящее время они почти не встречаются, в будущем этих форм, скорее всего не останется совсем.
Вместе с тем, монархия в целом – отнюдь не пережиток истории. В современном мире они распространены достаточно широко. Много монархий в современной Европе, есть они в Азии (Япония), встречаются и в других регионах.
Современной подлинно демократической формой монархии может являться только парламентарная монархия, которая выглядит примерно так:
Сматри сюды |
ПАРЛАМЕНТАРНАЯ МОНАРХИЯ | |
Общая характеристика | Самая демократическая форма монархии, широко распространенная в мире. Монарх выполняет в основном представительские функции, реально не управляя государством. Принцип разделения властей реализуется полностью, парламент формируется демократическим путем, суды независимы. |
Возникновение | Парламентарная монархия складывается позднее, чем две предыдущие формы. В некоторых случаях промежуточным этапом является дуалистическая (как например, в Японии), иногда абсолютная монархия сразу преобразуется в парламентарную. В целом, как и дуалистическая парламентарная монархия – результат борьбы населения страны с абсолютизмом. Однако если дуалистическая монархия – компромисс (временное перемирие в борьбе), то парламентарная – победа населения. Формирование парламентарных монархий в Европе связано с периодом буржуазных революций (примерно XVIII – XIX вв.) – такая форма возникает только при достаточном уровне развития капиталистических отношений в стране. В Азии п.м. возникает значительно позже – например, в Японии – только в 1946 г. (вторая половина XX века!!! Ну вы даете! А еще японцами называетесь…). |
Основные черты | Вот и черты: 1.Монарх не имеет никаких (еще раз – никаких!) реальных полномочий по управлению государством (ни исполнительной, ни тем более законодательной и судебной власти). Он только представляет государство и символизирует единство нации. 2.Парламент является полноценным законодательным органом – действует самостоятельно и независимо (и ни одна сволочь не посмеет нарушить закон принятый парламентом!). Формирование – путем всеобщих (а никаких не цензовых) выборов. 3.Правительство формируется с одобрения парламента и ответственно перед ним. Монарх в его деятельность не вмешивается. 4.Судебная власть полностью самостоятельна и независима 5.Все права и свободы граждан закреплены в законе и реально соблюдаются. Есть механизмы их реализации и защиты. 6.В стране действует демократическая конституция, принятая демократическим путем (а не дарованная монархом). 7.Политический режим – демократический. Реальная многопартийность и политический плюрализм. |
Вывод | Ну, здесь все ясно и так. Как говориться «буду краток» - самая демократическая форма монархии. Вообще, по механизму осуществления власти очень похожа на республику (так и есть – единственное различие: здесь вместо президента – монарх). |
Несмотря на сохранение монархий в современном мире, абсолютное большинство современных государств являются все же республиками. Эта форма правления, безусловно, доминирует в современный период, и сохранит свое лидерство в будущем.
Как и монархий, республикатакже имеет свои разновидности:
Парламентарная |
Смешанная |
Республика |
Особые виды |
Президентская |
Данные виды республик выделяются по соотношению полномочий законодательной и исполнительной власти (главы государства).
ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА | |
Определение | Форма республики, в которой исполнительная власть принадлежит президенту, избираемому населением страны путем прямых выборов. |
Общая характеристика | Самая привычная («классическая») форма республики. Принцип разделения властей здесь реализован в наиболее простом его виде – все ветви власти разделены, самостоятельны и независимы по порядку формирования, организации и деятельности. Исполнительная власть принадлежит президенту, законодательная власть – парламенту, суды независимы. Исторически первой президентской республикой стали Соединенные Штаты Америки (Конституция 1787 г.) |
Основные черты | Президентская республика характеризуется следующими чертами: 1. Президент является и главой государства и главой исполнительной власти (это не одно и то же!). У него сосредоточены реальные полномочия в различных сферах. Президент – высшее должностное лицо, которое определяет все развитие страны; 2. Президент всегда избирается путем прямых выборов населением страны (единственное исключение из данного правила – США); 3. Вся исполнительная власть сосредоточена у президента. Он сам является главой правительства (должность Премьер-министра отсутствует), правительство назначается президентом и ответственно перед ним. 4. Парламент не имеет возможностей воздействовать на исполнительную власть – ни повлиять на формирование правительства, ни отправить его в отставку (это все прерогативы президента); 5. Президент, однако, тоже не имеет возможности воздействовать на законодательную власть – права роспуска парламента у него нет (досрочный роспуск вообще невозможен). |
Вывод | В общем неплохо. В целом – «классика жанра» и все такое. Всем хороша, но есть и недостаток – отсутствуют механизмы разрешения конфликтов между ветвями сласти. Если президент и парламент не договорятся (бывает…), придется применить танки (а это уже не есть хорошо). В целом подходит для стран с хорошо развитыми традициями демократии – поэтому например, в США действует отлично более 200 лет, а в латиноамериканских государствах часто вырождается в диктатуру. В Европе республики этого типа почти не встречаются (все парламентарные или смешанные), зато в Америке (особенно в Южной) – преобладают абсолютно. |
ПАРЛАМЕНТАРНАЯ РЕСПУБЛИКА | |
Определение | Форма республики, в которой исполнительная власть принадлежит правительству, которое формируется по результатам парламентских выборов. |
Общая характеристика | Менее простая для понимания, зато более удобная на практике форма республики, чем предыдущая. Такие республики широко распространены в Европе (весь Евросоюз, плюс множество других). Исполнительная власть здесь принадлежит правительству, однако, и формирование и деятельность этой ветви власти тесно связано с парламентом. Разделение властей здесь не такое четкое – парламент и правительство не разделены абсолютно (как в президентской), а взаимодействуют в процессе работы. |
Основные черты | 1. Понятие «глава государства» и «глава правительства» здесь разделены – исполнительная власть принадлежит правительству (и персонально – его главе - Премьер-министру); 2. Президент в таких республиках (такая должность, ясный пень, существует) – чисто формальная должность. Он является только главой государства, исполнительную власть он не возглавляет. Никаких реальных полномочий у него нет. Президентов таких республик, в большинстве случаев не знают даже граждане этих стран (скажу более – их, скорее всего, не знает даже сам Забавский, который вообще- то знает все…); 3. Избирается президент косвенным путем (чаще всего парламентом). Прямых выборов здесь нет (да они и не нужны); 4. Правительство формируется по итогам выборов в парламент – его главой становиться лидер партии получившей большинство в парламенте, основные министры также принадлежат к победившей партии. 5. Парламент не только участвует в формировании правительства, но и контролирует его деятельность – если не понравится, можно применить вотум недоверия (правительство в этом случае уйдет в отставку). 6. У правительства также есть средство воздействия на парламент – по предложению главы правительства возможен его досрочный роспуск (что во многих парламентарных республиках – обычное дело: редко какой парламент доживает до конца срока своих полномочий). 7. В целом, законодательная и исполнительная власть здесь не столько разделены, сколько совмещены – нередко возникает даже особая система отношений между парламентом и правительством – «министериализм». |
Вывод | Достоинство парламентарной республики – ее гибкость в сложных ситуациях (не могут договориться парламент и правительство – распустил и то и другое, провел новые выборы – может чего и выйдет). Такая форма республики исключает и возможность концентрации власти в одних руках (таких рук здесь нет). Однако, в условиях конкретного государства, парламентарная республика может оказаться неустойчивой, так как сильно зависит от политических партий и их коалиций (пример – Четвертая республика во Франции 1946 – 1958) |
СМЕШАННАЯ РЕСПУБЛИКА | |
Определение | Форма республики, в которой исполнительная власть разделена между президентом и правительством (принадлежит им обоим), при этом президент избирается населением страны путем прямых выборов (как в президентской республике), а правительство формируется по результатам парламентских выборов (как в парламентарной). |
Общая характеристика | Такая республика по аналогии с соответствующей формой монархии, иногда называется дуалистической республикой. Однако дуализм здесь характерен не для законодательной (это недопустимо в демократическом государстве), а для исполнительной власти – как указано в определении она разделена между главой государства (президентом) и главой правительства (премьер – министром). Это и есть дуализм исполнительной власти. Республика такого типа сочетает черты президентской и парламентарной республик. |
Основные черты | В отличие от двух рассмотренных ранее республик, здесь важную роль играют оба высших должностных лица – и президент и премьер-министр: 1. Положение президента похоже на президентские республики – «сильный» президент, избираемый прямыми выборами; 2. Однако и правительство здесь – не «тень президента», а как в парламентарных республиках – самостоятельный коллегиальный орган, возглавляемый премьер-министром. Формирование – также как в парламентарных республиках; 3. Ответственность правительства – двойная (смешанная) – и перед президентом (может уволить министра) и перед парламентом (вотум недоверия); 4. Часть исполнительных полномочий принадлежит президенту и осуществляется им самостоятельно, другая часть – с согласия премьер-министра; 5. Из-за того что и президент и правительство фактически получают свои полномочия посредством выборов (президентских и парламентских), возможна уникальная ситуация (не встречающаяся в других республиках) – разделенное правление (когда президент и премьер-министр принадлежат к разным партиям, но вынуждены работать вместе). |
Вывод | Республика смешанного типа – способ преодоления недостатков президентской и парламентарной республики. Она сохраняет сильную власть главы государства – президента (позволяя ему разрешать политические кризисы), в то же время исполнительная власть формируется с участием парламента и находиться под его контролем (это позволяет ей работать эффективнее). В современной Европе республики смешанного типа встречаются нередко – например Франция. Еще больше их на постсоветском пространстве – обе бывших крупнейших республики СССР (Украина и Россия) – республики как раз такого типа. К нему же относиться и Республика Беларусь. |
В итоге, всего возникает вопрос – какая же форма республики лучшая? Ответ: а никакая.
Смысл в том, что все они обладают своими достоинствами и недостатками, поэтому ни одна из них не имеет абсолютных преимуществ перед другими. В современном мире имеются все три вида республик.
Для каждой страны, с учетом особенностей ее развития подходит та или иная форма. При этом, в каждой стране могут быть свои особенности (так оно и есть – редко можно встретить все эти формы в классическом виде).
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ИХ ВИДЫ
Общество представляет собой сложную систему связей между людьми. Люди в государстве и обществе вступают в различные отношения между собой. Такие отношения регулируются определенными правилами. Эти правила и есть социальные нормы. Таким образом:
Социальные нормы – правила поведения людей, регулирующие отношения между ними в различных сферах жизни |
Понятие «социальные норма – самое широкое по содержанию, включает в себя все нормы, существующие в обществе, независимо от их особенностей.
Характерные черты социальных норм:
- Возникают и существуют только в обществе (но не обязательно в государстве! Некоторые социальные нормы возникают до государства – напр. обычай. Общество и государство – не тождественные понятия).
- Цель социальных норм – регулирование отношений между людьми.
Мораль |
Религия |
Обычаи |
Социальные нормы |
Право |
Корпоративные нормы |
Мораль – правила поведения, исторически складывающиеся в обществе в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости, и обеспечиваются силой общественного мнения. Признаки морали:
Нормы морали | |
Происхождение | Складываются стихийно, в процессе жизнедеятельности людей, в |