Понятие и предмет общей теории государства и права

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ.. 1

ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.. 3

МЕСТО ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК.. 4

МЕТОДОЛОГИЯ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.. 5

ПОНЯТИЕ ПРАВА И ЕГО ПРИЗНАКИ.. 6

ПРИНЦИПЫ ПРАВА: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ.. 8

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ШКОЛ ПРАВА.. 9

ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА.. 12

ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА И ЕГО ПРИЗНАКИ.. 14

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА.. 16

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА.. 18

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО (ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО) УСТРОЙСТВА.. 25

ПОЛИТИЧЕСКИЙ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ) РЕЖИМ... 27

ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА.. 29

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ... 30

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА.. 31

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ИХ ВИДЫ... 33

ПРАВО И МОРАЛЬ. 36

ПРАВО И РЕЛИГИЯ.. 38

ПРАВО И ПОЛИТИКА.. 41

ПРАВО И ЭКОНОМИКА.. 43

ПРАВО И КОРПОРАТИВНЫЕ НОРМЫ... 45

ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ НОРМЫ И ЕЕ ПРИЗНАКИ.. 47

ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ... 48

СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ НОРМЫ... 50

СООТНОШЕНИЕ НОРМЫ ПРАВА И СТАТЬИ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА.. 51

ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКА (ФОРМЫ) ПРАВА. ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА.. 52

НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ.. 56

ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ.. 58

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 64

ДЕКРЕТЫ ПРЕЗИДЕНТА.. 69

ДЕЙСТВИЕ НПА ВО ВРЕМЕНИ, ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ.. 71

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ... 76

ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ. ВИДЫ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ... 78

МАТЕРИАЛЬНОЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО. ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ ПРАВО.. 80

ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА. ОСНОВАНИЯ ДЕЛЕНИЯ ПРАВА НА ОТРАСЛИ.. 81

ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ.. 83

ПОНЯТИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА. ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ.. 84

ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА. СТАДИИ ПРИМЕНЕНИЯ.. 85

ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЕ АКТЫ... 87

ПРОБЕЛЫ В ПРАВЕ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ.. 90

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ТОЛКОВАНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ... 92

СПОСОБЫ ТОЛКОВАНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ... 93

ТОЛКОВАНИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ ПО ОБЪЕМУ.. 94

ТОЛКОВАНИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ ПО СУБЪЕКТУ (ЮРИДИЧЕСКОЙ СИЛЕ) 95

ПОНЯТИЕ, СОСТАВ И ВИДЫ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.. 96

СУБЪЕКТЫ ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ... 99

ПРАВОСПОСОБНОСТЬ И ДЕЕСПОСОБНОСТЬ. 100

СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ.. 101

ОБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ.. 104

ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ... 105

ПОНЯТИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ. ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ.. 106

СТРУКТУРА И ВИДЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ.. 107

ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ. ПРАВОВОЙ ИДЕАЛИЗМ... 108

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ.. 110

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРАВОМЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ.. 111

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОНАРУШЕНИЯ. ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ.. 113

ЮРИДИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ.. 115

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. 116

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ВИДЫ... 118

ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ЗАКОННОСТИ.. 119

ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ.. 121

ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОПОРЯДКА.. 122

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПО КУРСУ «ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА». 123

Финальная версия (1.5) 10 сент 2010 126 с.

МЕСТО ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК

Разобравшись с предметом, настало время определить место ОТП в системе наук (и кому нужна вся эта фигня?... Не знаю…). Здесь можно руководствоваться следующим:

Место ОТП в системе наук, прежде всего, определяется ее предметом (см. предыдущую тему). Особенность в том, что ОТП, является, в общем, и политической и правовой и исторической дисциплиной (хрен поймешь какое место!). Общепринятой (но не единственной) в настоящее время, является следующая точка зрения:

Юридические науки


Историко-теоретические Отраслевые Специальные
· Общая теория права · История государства и права (зарубежных стран, славянских народов, РБ) · История политических и правовых учений · История политических партий и общественных движений · Конституционное право · Административное право · Гражданское право · Уголовное право · Хозяйственное право · Процессуальные отрасли (гражданский, уголовный, хозяйственный процесс) · криминалистика · криминология · судебная медицина · судебная психиатрия · судебная бухгалтерия · оперативно-розыскная деятельность

Вывод: ОТП – историко-теоретическая дисциплина, тесно связанная с большинством иных отраслевых и специальных юридических наук.

Значение ОТП: создает основу для изучения всех иных отраслевых и специальных дисциплин. Категории ОТП используются во всех этих курсах.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

За длительный период существования и развития государства, разработано множество теорий его происхождения. Основными из них являются следующие:

Теологическая теория

Возникновение Исторически – одна из первых. Возникает в странах Древнего мира, широко распространена в Европе средневекового периода, Азии и др.
Представители Ф. Аквинский, Ж.Маритен, Конфуций и др.
Сущность Бог создал право и государство. Человек и общество в целом здесь ни при чем (все от бога). Государственная власть = власти бога. Монарх (глава государства) – наместник бога на земле.
Выводы В настоящее время данная теория утратила научную ценность. Недоказуема и неопровержима. Имеет историческое значение.

Патриархальная теория

Возникновение Также как и теологическая теория, возникает в древности.
Представители Аристотель, Фильмер, Михайловский и др.
Сущность Государство возникло в результате развития одной семьи. Монарх рассматривается как отец семейства. Государственная власть = власти в семье.
Выводы В настоящее время фактически опровергнута. Нет доказательств появления государства из семьи, наоборот, установлено, что семья появляется уже в условиях государства.

Органическая теория

Возникновение Возникает в XIX в., в связи с развитием естествознания, и попытками объяснить возникновение государства с его позиций.
Представители Блюнчли, Спенсер, Вормс и др.
Сущность Государство возникает и развивается как биологический организм (биологические закономерности распространены здесь на социальные процессы). Человек (а вместе с ним государство и право) возникают в результате эволюции животного мира от низших форм к высшим.
Выводы Не доказана в достаточной степени. Биологические и социальные процессы – не одно и то же. Нельзя отрицать биологического фактора в развитии государства, однако, он здесь не главный.

Теория насилия

Возникновение Формируется в середине 19 в., в связи с историческими исследованиями, и открытием новых фактов.
Представители Л. Гумплович, Каутский, Дюринг.
Сущность Государство возникает в результате захвата одного племени (нескольких племен, иных общностей) другим. Победителям необходимо как то управлять захваченными, так и возникает государство.
Выводы Не подтверждена в полной мере. Насилие само по себе не порождает ничего (в том числе и государство). Однако необходимость управления захваченными территориями, действительно могла быть одной из причин возникновения первых государств.

Психологическая теория

Возникновение Возникает в 19 в., в связи с бурным развитием психологии и иных наук, изучающих человека и его мыслительную деятельность.
Представители Г. Тард, Петражицкий, З.Фрейд и др.
Сущность Государство возникло в связи с особенностями человеческой психики: потребностью одних людей во власти над другими, потребностью подчинятся и т.п. С самого начала выделяется группа людей (элита) властвующая над другими. Для того чтобы обеспечить подчинение всего общества, создается государство.
Выводы Теория явно преувеличивает субъективные стороны государства. Такие стороны, безусловно, присутствуют, однако они не главные, и лишь подкрепляют влияние объективных факторов.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Сущность и социальное назначение государства раскрываются, прежде всего, через его функции. Функции позволяют ответить на вопросы «что делает государство?», «для чего необходима эта деятельность?» и как она должна осуществляться.

Функции государства – основные направления деятельности государства, в которых выражается его сущность и социальное назначение

А вот и черты (признаки) функций государства:

1. это устойчиво сложившиеся предметные виды деятельности государства в важнейших сферах жизни общества;

2. функции непосредственно связаны с сущностью государства (в них она и реализуется);

3. направлены на решение конкретных задач государства и общества;

4. реализуются в особых правовых и организационных формах (для каждой функции – своя. Например, законодательная функция реализуется в форме законотворчества)

Функции государства направлены на решение стоящих перед ним задач. Эти задачи могут различаться на различных исторических этапах развития государства, однако в целом эти задачи едины для различных государств и для разных периодов (в конце концов, государство – всегда государство)

Любое современное государство выполняет множество функций, которые можно классифицировать по разным основаниям.

Так, по принципу разделения властей можно выделять и функции, принадлежащие каждой из них: законодательные, исполнительные, судебные.

По продолжительности действия функции могут быть постоянными (есть всегда) и временными (связаны с особенностями конкретного периода развития государства, затем исчезают). Главными являются постоянные.

По значимости можно выделять главные и производные функции. Вторые связаны с первыми, но имеют вспомогательный по отношению к главным характер.

Значительное количество функций, можно выделить и в зависимости от сферы их приложения: политические, идеологические, экономические

Функции государства

(по направленности функций)


Внутренние функции Внешние функции
Направлены на решение внутригосударственных задач. Экономическая – управление экономикой страны. При этом государство не подчиняет себе экономику (как в СССР), а только определяет основные направления ее развития, защищает общество от кризисов, обеспечивает законность в экономической сфере. Субъекты экономической деятельности остаются свободными! Социальная – преодоление конфликтов между социальными группами, справедливое распределение материальных благ, поддержка групп населения которые не могут сами обеспечить себя (престарелого возраста, молодежь и т.п.). Для большинства современных государств – одна из важнейших функций. С ее реализацией связано появление фактически особого типа государства – социального государства. Правоохранительная – здесь и так все ясно! Это охрана правовых норм от нарушений, защита личности, общества, государства от противоправных посягательств. Идеологическая – любое государство базируется на определенной идеологии, которую пропагандирует и защищает. Экологическая – сравнительно новая функция, характерная для современных государств. Выражается в поддержании благоприятного для жизни состояния окружающей среды, защите ее от воздействия человека. В настоящее время, эта функция уже, не только внутренняя, но и внешняя (экологические проблемы носят глобальный характер) Направлены на решение задач в сфере взаимоотношений с другими странами.. Интеграция в мировую экономику – обеспечение включения экономической системы государства в мировую систему экономических связей. Это выгодно для обеих сторон. Здесь необходимо, однако сохранять суверенитет государства, свободу выбора форм интеграции, равенство сторон. Оборона – поддержание достаточного уровня обороноспособности страны, в соответствии с требованиями национальной безопасности. Вооруженные силы в нормальных государствах выполняют 2 основные задачи: защита территориальной целостности страны и выполнение международных обязательств. Поддержание мирового порядка – деятельность по разоружению, ликвидации ядерного оружия, запрещение его применения. Эта функция включает и борьбу с международной преступностью и терроризмом, пресечение и урегулирование международных конфликтов. Сотрудничество с другими государствами – это участие вместе с другими странами в решении глобальных задач человечества. Важнейшей проблемой здесь в современный период является экология.

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

«Не размазывая кашу по столу» форма правления – это организация высших органов власти в государстве. Ну а если все-таки «размазать», определение выглядит так:

Форма правления – это система и порядок формирования высших органов власти в государстве (глава государства, парламент, и др.), их компетенция, место в системе органов государственной власти, порядок взаимоотношений между собой и с гражданами государства

Такое определение является вполне достаточным, хотя вопрос «что же такое форма правления?» отчасти остается. А вот и ответ (элементы формы правления):

Элементы формы правления
1. Система высших органов власти в стране (глава государства, правительство и его глава, парламент, высшие судебные органы, органы конституционного контроля);
2. Объем и характер полномочий этих органов, распределение компетенции между ними;
3. Порядок взаимоотношения высших органов власти между собой (являются ли они независимыми в пределах своих полномочий, кто кому подчинен и т.д.);
4. Порядок формирования данных органов власти и срок полномочий;
5. Ответственность – ее формы и процессуальный порядок;

Виды форм правления: вообще всего два вида, однако в действительности, каждый из них имеет множество разновидностей (иногда весьма существенно отличающихся друг от друга).

Кроме этого, можно выделять особо специфические формы правления, сочетающие в себе несколько видов (напр. монархия с элементами республики и т.п.), особые виды монархий и республик и т.п. В целом, в каждом конкретном государстве, форма правления может иметь существенные особенности – поэтому ее общая характеристика мало о чем говорит.

Так, например ФРГ и Италия (обе страны – парламентарные республики) в действительности различаются по механизму осуществления власти.

В результате, появляется столько разновидностей формы правления, что сам черт ногу сломит (один только Забавский пожалуй и разберется…Ну на то он и умный…):

Форма правления


Монархия Республика
Лат. «единовластие» - буквально «власть одного лица»   Государственная власть сосредоточена у монарха, занимающим трон по наследству и находящийся на нем пожизненно Лат. «общее дело» («res publico») – означает широкое участие народа в управлении государством.   Глава государства президент избираемый населением (или иным способом – напр. парламентом) на определенный срок

Монархия


Неограниченная (абсолютная) Ограниченная (конституционная)
Исторически первый вид монархии (в форме централизованной восточной деспотии появляется еще в Древнем мире) Возникает позже (в средневековье) как результат борьбы монархии и определенных кругов населения страны (напр. феодалов или буржуазии) Эта форма, включает две разновидности:

Дуалистическая Парламентарная
Переходная форма от абсолютной к парламентарной. Есть ограниченное разделение властей (судебная самостоятельна, однако законодательная разделена между парламентом и монархом) Самая демократическая форма. Достаточно широко распространена в современном мире. Монарх выполняет только формальную роль.

Рассмотрим основные виды монархии, более подробно:

АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ
Общая характеристика Историческая форма монархии, характерная для периода рабовладения и феодализма. В современном мире почти не встречается (исключение – некоторые государства Ближнего Востока).
Возникновение Формирование а.м., происходит по-разному для различных периодов истории. В Древнем мире (рабовладельческий период), она возникает вместе с государством. В ходе разложения родовой общины и сосредоточения власти у аристократии, постепенно власть племенных вождей, превращается в монархическую (исчезает выборность и ответственность перед членами племени). В это время а.м. называется восточная деспотия. В средневековый период, а.м. возникает не сразу. Первоначально государство имеет форму раннефеодальной монархии, затем преобразуется в сословно-представительную и лишь затем (с кризисом феодализма и развитием буржуазных отношений) возникает абсолютная монархия.
Основные черты 1.Вся (я сказал вся!) государственная власть сосредоточена у монарха («Государство – это я» - Людовик XIV); 2.Отсутствуют органы, ограничивающие полномочия монарх (парламент), и нормативные акты, регулирующие его статус (конституция). Никаких ограничений нет; 3.Монарх не несет ответственности перед населением страны или какими-либо органами власти; 4.Весь государственный аппарат формируется монархом, все чиновники назначаются им и ответственны перед монархом; 5.Все права и обязанности подданных полностью зависят от монарха (может наделить подданных правами, а может и нет);
Вывод Самая недемократическая форма монархии, явный пережиток, которому не место в современном мире. В классическом виде не встречается, однако некоторые признаки характерны для «дефективных» государств третьего мира (Бахрейн, Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия, Оман).
ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ МОНАРХИЯ
Общая характеристика Занимает промежуточное положение между абсолютной и парламентарной. Более демократическая чем предыдущая, однако, монарх явно доминирует в системе власти, поэтому в современный период встречается также редко как абсолютная.
Возникновение Возникает в результате борьбы населения страны за свои права. Период возникновения – XIX в. Является компромиссом между интересами аристократии (монарх и дворянство) и буржуазии (а также выступающей в союзе с ней слоев населения), стремящейся получить возможность влиять на власть. Как правило является переходной формой – через определенное время, монархия окончательно превращается в парламентарную (либо реставрируется абсолютизм?... О ужас…)
Основные черты Название монархии происходит от лат. duo – «двойственный». Такое название отражает важнейшую ее черту (запомнить на всю жизнь!) – законодательная власть принадлежит не парламенту (как положено), а парламенту и монарху вместе (разделена между ними).Это и естьдуализм законодательной власти. А вот и черты такой монархии: 1.Есть конституция и парламент, власть монарха юридически ограничена (хотя и незначительно); 2.Монарх теперь не может принять закон без парламента. Однако это положение формальное – с помощью права абсолютного вето монарх может заблокировать любой закон принятый парламентом. Следовательно, фактически, парламент действует под контролем монарха. В этом и проявляется дуализм, описанный выше. 3.Исполнительная власть полностью принадлежит монарху. Он формирует правительство самостоятельно, согласия парламента не требуется. 4.Судебная власть юридически отделена от двух других ветвей власти и самостоятельна, однако также формируется монархом и в целом зависима от него и правительства. 5.Объем прав и свобод граждан ограничен, возможно приостановление их действия, реальными являются не все (особенно политические). 6.Хотя конституция существует, она чаще всего недемократическая (дарована народу монархом, а не принята Учредительным собранием). 7.Парламент хотя и есть, но тоже «особенный» - формируется с использованием цензового избирательного права (имущественный ценз – значительная часть населения отстранена от выборов).
Вывод В общем, немного смягченная версия абсолютной монархии. Демократизм данной формы очень невелик. В настоящее время встречается редко (в Европе, например таких стран нет). Исторически – Италия (Конституция 1848 г.), Япония (Конституция 1889 г.), Австро-Венгрия и другие.

Две рассмотренных формы монархии в настоящее время можно считать историческими (но те, кто еще не сдавал историю государства и права зарубежных стран учат их всерьез! Приду проверю…). В настоящее время они почти не встречаются, в будущем этих форм, скорее всего не останется совсем.

Вместе с тем, монархия в целом – отнюдь не пережиток истории. В современном мире они распространены достаточно широко. Много монархий в современной Европе, есть они в Азии (Япония), встречаются и в других регионах.

Современной подлинно демократической формой монархии может являться только парламентарная монархия, которая выглядит примерно так:

Сматри сюды


ПАРЛАМЕНТАРНАЯ МОНАРХИЯ
Общая характеристика Самая демократическая форма монархии, широко распространенная в мире. Монарх выполняет в основном представительские функции, реально не управляя государством. Принцип разделения властей реализуется полностью, парламент формируется демократическим путем, суды независимы.
Возникновение Парламентарная монархия складывается позднее, чем две предыдущие формы. В некоторых случаях промежуточным этапом является дуалистическая (как например, в Японии), иногда абсолютная монархия сразу преобразуется в парламентарную. В целом, как и дуалистическая парламентарная монархия – результат борьбы населения страны с абсолютизмом. Однако если дуалистическая монархия – компромисс (временное перемирие в борьбе), то парламентарная – победа населения. Формирование парламентарных монархий в Европе связано с периодом буржуазных революций (примерно XVIII – XIX вв.) – такая форма возникает только при достаточном уровне развития капиталистических отношений в стране. В Азии п.м. возникает значительно позже – например, в Японии – только в 1946 г. (вторая половина XX века!!! Ну вы даете! А еще японцами называетесь…).
Основные черты Вот и черты: 1.Монарх не имеет никаких (еще раз – никаких!) реальных полномочий по управлению государством (ни исполнительной, ни тем более законодательной и судебной власти). Он только представляет государство и символизирует единство нации. 2.Парламент является полноценным законодательным органом – действует самостоятельно и независимо (и ни одна сволочь не посмеет нарушить закон принятый парламентом!). Формирование – путем всеобщих (а никаких не цензовых) выборов. 3.Правительство формируется с одобрения парламента и ответственно перед ним. Монарх в его деятельность не вмешивается. 4.Судебная власть полностью самостоятельна и независима 5.Все права и свободы граждан закреплены в законе и реально соблюдаются. Есть механизмы их реализации и защиты. 6.В стране действует демократическая конституция, принятая демократическим путем (а не дарованная монархом). 7.Политический режим – демократический. Реальная многопартийность и политический плюрализм.
Вывод Ну, здесь все ясно и так. Как говориться «буду краток» - самая демократическая форма монархии. Вообще, по механизму осуществления власти очень похожа на республику (так и есть – единственное различие: здесь вместо президента – монарх).

Несмотря на сохранение монархий в современном мире, абсолютное большинство современных государств являются все же республиками. Эта форма правления, безусловно, доминирует в современный период, и сохранит свое лидерство в будущем.

Как и монархий, республикатакже имеет свои разновидности:

Парламентарная
Смешанная
Республика
Особые виды
Президентская

Данные виды республик выделяются по соотношению полномочий законодательной и исполнительной власти (главы государства).

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА
Определение Форма республики, в которой исполнительная власть принадлежит президенту, избираемому населением страны путем прямых выборов.
Общая характеристика Самая привычная («классическая») форма республики. Принцип разделения властей здесь реализован в наиболее простом его виде – все ветви власти разделены, самостоятельны и независимы по порядку формирования, организации и деятельности. Исполнительная власть принадлежит президенту, законодательная власть – парламенту, суды независимы. Исторически первой президентской республикой стали Соединенные Штаты Америки (Конституция 1787 г.)
Основные черты Президентская республика характеризуется следующими чертами: 1. Президент является и главой государства и главой исполнительной власти (это не одно и то же!). У него сосредоточены реальные полномочия в различных сферах. Президент – высшее должностное лицо, которое определяет все развитие страны; 2. Президент всегда избирается путем прямых выборов населением страны (единственное исключение из данного правила – США); 3. Вся исполнительная власть сосредоточена у президента. Он сам является главой правительства (должность Премьер-министра отсутствует), правительство назначается президентом и ответственно перед ним. 4. Парламент не имеет возможностей воздействовать на исполнительную власть – ни повлиять на формирование правительства, ни отправить его в отставку (это все прерогативы президента); 5. Президент, однако, тоже не имеет возможности воздействовать на законодательную власть – права роспуска парламента у него нет (досрочный роспуск вообще невозможен).
Вывод В общем неплохо. В целом – «классика жанра» и все такое. Всем хороша, но есть и недостаток – отсутствуют механизмы разрешения конфликтов между ветвями сласти. Если президент и парламент не договорятся (бывает…), придется применить танки (а это уже не есть хорошо). В целом подходит для стран с хорошо развитыми традициями демократии – поэтому например, в США действует отлично более 200 лет, а в латиноамериканских государствах часто вырождается в диктатуру. В Европе республики этого типа почти не встречаются (все парламентарные или смешанные), зато в Америке (особенно в Южной) – преобладают абсолютно.
ПАРЛАМЕНТАРНАЯ РЕСПУБЛИКА
Определение Форма республики, в которой исполнительная власть принадлежит правительству, которое формируется по результатам парламентских выборов.
Общая характеристика Менее простая для понимания, зато более удобная на практике форма республики, чем предыдущая. Такие республики широко распространены в Европе (весь Евросоюз, плюс множество других). Исполнительная власть здесь принадлежит правительству, однако, и формирование и деятельность этой ветви власти тесно связано с парламентом. Разделение властей здесь не такое четкое – парламент и правительство не разделены абсолютно (как в президентской), а взаимодействуют в процессе работы.
Основные черты 1. Понятие «глава государства» и «глава правительства» здесь разделены – исполнительная власть принадлежит правительству (и персонально – его главе - Премьер-министру); 2. Президент в таких республиках (такая должность, ясный пень, существует) – чисто формальная должность. Он является только главой государства, исполнительную власть он не возглавляет. Никаких реальных полномочий у него нет. Президентов таких республик, в большинстве случаев не знают даже граждане этих стран (скажу более – их, скорее всего, не знает даже сам Забавский, который вообще- то знает все…); 3. Избирается президент косвенным путем (чаще всего парламентом). Прямых выборов здесь нет (да они и не нужны); 4. Правительство формируется по итогам выборов в парламент – его главой становиться лидер партии получившей большинство в парламенте, основные министры также принадлежат к победившей партии. 5. Парламент не только участвует в формировании правительства, но и контролирует его деятельность – если не понравится, можно применить вотум недоверия (правительство в этом случае уйдет в отставку). 6. У правительства также есть средство воздействия на парламент – по предложению главы правительства возможен его досрочный роспуск (что во многих парламентарных республиках – обычное дело: редко какой парламент доживает до конца срока своих полномочий). 7. В целом, законодательная и исполнительная власть здесь не столько разделены, сколько совмещены – нередко возникает даже особая система отношений между парламентом и правительством – «министериализм».
Вывод Достоинство парламентарной республики – ее гибкость в сложных ситуациях (не могут договориться парламент и правительство – распустил и то и другое, провел новые выборы – может чего и выйдет). Такая форма республики исключает и возможность концентрации власти в одних руках (таких рук здесь нет). Однако, в условиях конкретного государства, парламентарная республика может оказаться неустойчивой, так как сильно зависит от политических партий и их коалиций (пример – Четвертая республика во Франции 1946 – 1958)
СМЕШАННАЯ РЕСПУБЛИКА
Определение Форма республики, в которой исполнительная власть разделена между президентом и правительством (принадлежит им обоим), при этом президент избирается населением страны путем прямых выборов (как в президентской республике), а правительство формируется по результатам парламентских выборов (как в парламентарной).
Общая характеристика Такая республика по аналогии с соответствующей формой монархии, иногда называется дуалистической республикой. Однако дуализм здесь характерен не для законодательной (это недопустимо в демократическом государстве), а для исполнительной власти – как указано в определении она разделена между главой государства (президентом) и главой правительства (премьер – министром). Это и есть дуализм исполнительной власти. Республика такого типа сочетает черты президентской и парламентарной республик.
Основные черты В отличие от двух рассмотренных ранее республик, здесь важную роль играют оба высших должностных лица – и президент и премьер-министр: 1. Положение президента похоже на президентские республики – «сильный» президент, избираемый прямыми выборами; 2. Однако и правительство здесь – не «тень президента», а как в парламентарных республиках – самостоятельный коллегиальный орган, возглавляемый премьер-министром. Формирование – также как в парламентарных республиках; 3. Ответственность правительства – двойная (смешанная) – и перед президентом (может уволить министра) и перед парламентом (вотум недоверия); 4. Часть исполнительных полномочий принадлежит президенту и осуществляется им самостоятельно, другая часть – с согласия премьер-министра; 5. Из-за того что и президент и правительство фактически получают свои полномочия посредством выборов (президентских и парламентских), возможна уникальная ситуация (не встречающаяся в других республиках) – разделенное правление (когда президент и премьер-министр принадлежат к разным партиям, но вынуждены работать вместе).
Вывод Республика смешанного типа – способ преодоления недостатков президентской и парламентарной республики. Она сохраняет сильную власть главы государства – президента (позволяя ему разрешать политические кризисы), в то же время исполнительная власть формируется с участием парламента и находиться под его контролем (это позволяет ей работать эффективнее). В современной Европе республики смешанного типа встречаются нередко – например Франция. Еще больше их на постсоветском пространстве – обе бывших крупнейших республики СССР (Украина и Россия) – республики как раз такого типа. К нему же относиться и Республика Беларусь.

В итоге, всего возникает вопрос – какая же форма республики лучшая? Ответ: а никакая.

Смысл в том, что все они обладают своими достоинствами и недостатками, поэтому ни одна из них не имеет абсолютных преимуществ перед другими. В современном мире имеются все три вида республик.

Для каждой страны, с учетом особенностей ее развития подходит та или иная форма. При этом, в каждой стране могут быть свои особенности (так оно и есть – редко можно встретить все эти формы в классическом виде).

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ИХ ВИДЫ

Общество представляет собой сложную систему связей между людьми. Люди в государстве и обществе вступают в различные отношения между собой. Такие отношения регулируются определенными правилами. Эти правила и есть социальные нормы. Таким образом:

Социальные нормы – правила поведения людей, регулирующие отношения между ними в различных сферах жизни

Понятие «социальные норма – самое широкое по содержанию, включает в себя все нормы, существующие в обществе, независимо от их особенностей.

Характерные черты социальных норм:

  • Возникают и существуют только в обществе (но не обязательно в государстве! Некоторые социальные нормы возникают до государства – напр. обычай. Общество и государство – не тождественные понятия).
  • Цель социальных норм – регулирование отношений между людьми.

Мораль
Религия
Обычаи
Социальные нормы  
Право
Корпоративные нормы

Мораль – правила поведения, исторически складывающиеся в обществе в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости, и обеспечиваются силой общественного мнения. Признаки морали:

Нормы морали
Происхождение Складываются стихийно, в процессе жизнедеятельности людей, в

Наши рекомендации