Понятие и система современных источников права.

Источники права - это действующий в государстве официальный документ, устанавливающий или санкционирующий нормы права; внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. В истории развития права различают несколько видов источников права, причем их значение в каждом типе права неодинаково. 1. Правовой обычай - это правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени и санкционировано государством в качестве общеобязательного правила. В период становления права преобладающее значение имел правовой обычай. Обычное право было основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального права. В современных государствах правовой обычай применяется довольно редко. 2. Судебный прецедент - это решение суда по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем. В настоящее время такой источник широко используется в англосаксонских странах. Прецедентное право чрезвычайно громоздко, запутанно и противоречиво, позволяет суду осуществлять правотворческие функции как в случае отсутствия соответствующего закона, так и при его наличии. 3. Нормативный договор - это соглашение между различными субъектами права, в которых содержатся нормы права. Он является одним из основных источников международного права. В ряде случаев нормативный договор используется во внутригосударственном праве. 4. Религиозные тексты - это священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике. Этот источник применяется, в первую очередь, в мусульманском праве. 5. Доктринальные тексты - это мнения, идеи и доктрины выдающихся ученых-юристов. В римском праве работы некоторых известных юристов зачастую составляли основу решения юридических дел. Судьи в англоязычных странах нередко основывают свои решения на трудах английских ученых. В мусульманских странах созданные в XII-XIV в. труды арабских юристов, знатоков ислама (иджма) имеют официальное юридическое значение. 6. Общие принципы права - это руководящие, принципиальные положения, исходные начала всего права в целом либо определенной его отрасли. В соответствии с законодательством ряда западных государств, при отсутствии конкретной нормы, прецедента или правового обычая, возможно при решении юридических дел ссылаться на принципы справедливости, доброй совести, социальной ориентации права. 7. Нормативный правовой акт как источник права - это официальный письменный акт, изданный компетентным органом или принятый всеми гражданами государства в форме референдума, устанавливающий, изменяющий либо отменяющий нормы права. Это наиболее совершенный источник права, создающий основу для четкости, точности и стабильности правового регулирования, укрепления законности, доступности и обозримости правовых предписаний. Он облегчает надзор за исполнением юридических предписаний, их толкование, систематизацию, учет. Ему присуща письменная, строго документированная форма и особый, четко регламентированный процессуальный порядок принятия и опубликования.

Виды источников права в РБ.

Источники права – это официально признанная или официально допустимая форма выражения правовых норм, то есть документы или действия, содержащие или выражающие правовые нормы данного государства. В нашей стране в качестве официальных источников права признаются только правовые акты Республики Беларусь и ее международные договоры,а негласно еще и мнения высокого начальства, выраженные любым способом. Но есть страны, где источниками права признаются еще и: -священные тексты; -правовые обычаи ; -судебные прецеденты; - толкования и разъяснения юридических авторитетов. Впрочем, и в нашей стране многие юристы склонны руководствоваться решениями судов и других госорганов, распространенными религиозными верованиями, обычаями (традициями), устоявшимися в правоведческой среде стереотипами и мнениями авторитетных коллег. Кроме того, нужно иметь в виду, что гражданское право Республики Беларусь допускает применение правовых норм по аналогии – то есть распространение правовых норм на деяния, формально не попадающие под действие этих норм. По юридической силе нормативно-правовых актов может быть определена иерархия, то есть соподчиненность нормативных актов. Иерархия нормативных актов в Республике Беларусь выглядит следующим образом: 1. Конституция; 2. международные договоры, действующие на территории Республики Беларусь; 3. законы, декреты и указы Президента; 4. указы Президента, изданные на основе закона; 5. постановления Правительства; 6. нормативные акты министерств и ведомств; 7. нормативные акты, принимаемые местными органами государственной власти, в том числе и в порядке делегирования им некоторых полномочии вышестоящими органами.

37. Проблема определения понятия системы (структуры) права.

Сразу следует обратить внимание на различие понятий «система права» и «правовая система». Последнее охватывает всю правовую действительность в ее системном, организованном виде. В правовую систему входят все право­вые явления, необходимые для процесса правового регулирования. Причем право (объективное право), которое в данном случае мы рассматриваем как систему, в правовую систему входит как элемент наряду с другими элемента­ми. правоотношениями, юридическими фактами, законностью, правосозна­нием, системой законодательства и др. Системность - одно из важнейших качеств права и оно присуще ему объ­ективно. Объективность этого свойства означает, что система права не может быть сконструирована произвольно, она обусловлена закономерностями об­щественной жизни, регулируемой социальной сферы. Системность права предполагает его следующие характеристики: а) единство, целостность; б) внутреннюю расчлененность, дифференцированность, наличие эле­ментов; в) наличие структуры - целесообразного способа связи элементов; г) наличие цели. Любую систему образуют две стороны: состав (набор необходимых эле­ментов) и структура (целесообразный способ связи этих элементов). Поэтому понятие «система права» охватывает как элементы права, так и его структуру. В этой связи некорректна, с точки зрения теории системного подхода, фор­мулировка - «система и структура права». Структура права рассматриваться отдельно, как особый объект исследования, конечно, может, но не в качест­ве некоего дополнения к системе права, а как ее внутренняя сторона. Структура права, как и структуры других социальных явлений, невидима и неосязаема, но она может быть познана через изучение двух моментов: а) свойств элементов; б) взаимодействия элементов системы права. Социальная структура про­являет себя именно через взаимодействие элементов. Система вообще - это объект, функционирование которого, необходимое для достижения стоящей перед ним цели, обеспечивается совокупностью составляющих его элементов, находящихся в целесообразных отношениях друг с другом. Право представляет собой сложную, многоуровневую, иерархически построенную систему. Последнее означает, что право построено как бы по принципу «матрешки»: то, что на одном уров­не выступает как элемент, на другом уровне уже может быть рассмотрено как система (подсистема), то есть такое образование, в котором тоже могут быть выделены свои элементы и своя структура. Элементы в системе права могут быть выделены как минимум на четырех уровнях: а) на уровне отрасли права: б) на уровне института права; в) на уровне нормы права; г) на уровне элементов нормы права. Основаниями деления права на отрасли признаются предмет и метод пра­вового регулирования. Правовой институт представляет собой первичную общность юридичес­ких норм, которая обеспечивает целостное регулирование определенного участка в предмете отрасли права. Например, институт гражданства в госу­дарственном праве, институт наследования в гражданском праве, институт необходимой обороны в уголовном праве и т. п. В системе права можно вы­делить крупные блоки отраслей — материального и процессуального права, частного права и публичного. Существуют базовые отрасли, которые составляют фундамент всей систе­мы права, тот «набор» отраслей, без которых невозможно функционирование любой системы права. Это - государственное право, гражданское право, ад­министративное право, уголовное право и отрасли процессуального права. На базе гражданского и административного права, как отраслей, представля­ющих частно-правовое и публично-правовое начало, складываются отрасли трудового, семейного, земельного, финансового права и др. Дискуссионным является вопрос о природе комплексных отраслей права. Их называют «несамостоятельными», полагая, что они не имеют своих пред­мета и метода, или считают, что они являются не отраслями права, а отрасля­ми законодательства.

Наши рекомендации