Проблемы исследования организации власти в первобытном обществе.

Проблемы исследования организации власти в первобытном обществе.

Необходимым условием существования любого общества является регулирование отношений его членов.Первобытное общество являлось достаточно простой организацией жизнедеятельности людей, основанной на родственных связях, коллективном труде, общественной собственности и социальном равенстве всех его членов. Власть в этом обществе носила подлинно народный характер и строилась на началах самоуправления. Никакого специального аппарата управления, который имеется в любом государстве, здесь не существовало, поскольку все вопросы общественной жизни решались самим обществом. Не существовало и специального аппарата принуждения в виде судов, армии, полиции, что тоже является принадлежностью любого государства. Принуждение, если в нем возникала необходимость, исходило только от общества (рода, племени) и не от кого более. Выражаясь современным языком, само общество было и парламентом, и правительством, и судом. Черты власти родовой общины следующие: 1. Власть носила общественный характер, исходила от всего общества в целом; 2. Власть строилась по кровнородственному принципу; 3. Не существовало особого аппарата управления и принуждения; 4. На занятие каких-либо должностей не влияли ни социальное, ни экономическое положение претендента, их власть базировалась исключительно на личных качествах: авторитете, мудрости, храбрости, опыте, уважении соплеменников; 5. Выполнение управленческих функций не давало никаких привилегий; 6. Социальная регуляция осуществлялась при помощи особых средств, т. н. мононорм. При первобытнообщинном строе основным регулятором общественных отношений были обычаи. В более позднее время появились тесно связанные с обычаями и отражавшие существовавшие в обществе представления о справедливости, добре и зле нормы общественной морали и религиозные догмы. Принятие существовавших норм поведения как «своих», безусловная солидарность с ними была связана и с тем, что первобытный человек не отделал себя от общества, не мыслил себя отдельно от рода и племени. И поскольку все нормы расценивались как ниспосланные свыше, правильные, справедливые, то, естественно, у многих народов за содержанием этих норм, а нередко и за самими нормами и их совокупностью закрепились такие наименования, как «право», «правда». В этом смысле право появилось раньше государства, и обеспечение его реализации, соблюдения всеми правовых предписаний было одной из причин возникновения государства. Развитие общества с появлением даже зачатков государства резко убыстряется, и скоро наступает момент, когда правовые обычаи не могут обеспечить регулирование социальных связей: они изменяются слишком медленно, не поспевая за темпами социального развития. Поэтому появляются новые источники, формы закрепления норм права: законы, юридические прецеденты, нормативные договоры.

Проблемы происхождения государства.

Проблемы понятия форм государства.

Проблема бюрократизации государственного аппарата.

Проблемы соотношения государства правового, социального и эффективного.

Сущность и понятие права.

Право – это система общеобязательных, нормативных предписаний или правил поведения, которые устанавливает и реализует государство. Право выражает интересы общества, регулирует наиболее значимые общественные интересы, предоставляет субъективные права и возлагает юридические обязанности. Раскрывая понятие права, необходимо обратиться к его признакам: 1) государственно-волевой характер, который характеризует право как выразителя государственной воли общества, которая обусловлена экономическими, национальными, духовными, природными и другими условиями его жизни; 2) нормативность. Право осуществляется как государственная воля в правовых предписаниях, которые проявляются в реальной жизни в виде системы официально признаваемых, действующих в государстве юридических норм; 3) взаимозависимость права и государства, которая обнаруживается как при применении мер государственного принуждения в определенных правом случаях, так и при создании гарантированности правовых норм государством; 4) общеобязательность – выражается в том, что все принятые в государстве правовые нормы направлены в адрес неопределенного количества лиц и обязательны для выполнения всеми под страхом наказания за их нарушение; 5) формальная определенность. Право как общественная воля реализуется в форме официальных юридических актов, установленных государственной властью, и содержат предписания, устанавливающие границы свободы субъектов права. 6) системность и иерархичность, которая состоит в том, что нормативные акты применяют не изолированно, а в комплексе, в котором акты взаимодействуют, а также дополняют друг друга; 7) регулирующее воздействие, которое реализуется через предоставление субъектам не только некоторых субъективных прав, но и возложение на них юридических обязанностей; 8) установление и обеспечение государством, так как оно имеет право на монополию правотворчества, все же другие субъекты правоотношений могут лишь принимать участие в правотворческой деятельности с разрешения государства. Сущность и содержание права отражают основные и устойчивые свойства права. Они зависят от экономического строя государства, политики, морали, культуры и т. д. Важное влияние на формирование права и его содержание играет такой духовный фактор, как учение о прирожденных, естественных и неотъемлемых правах человека. По своей сущности право – общесоциальное, так как: 1) изъявляет согласованную общественную волю; 2) призвано служить интересам всего без исключения населения государства; 3) гарантирует организованность и развитие социальных связей; 4) право является мерилом свободы и ответственности субъектов правоотношений; 5) выступает как средство удовлетворения разнообразных потребностей и интересов. Социальная ценность права определяется: 1) общественной востребованностью, т. е. состоянием права в качестве определенного достижения цивилизации, проявления культуры и развития мысли отдельного человека; 2) инструментальной востребованностью – использованием права как инструмента механизма, который с помощью юридических средств регулирует общественные отношения и обеспечивает их правильность и определенность.

Преемственность в праве.

На развитие и особенности любой правовой системы оказывает самое непосредственное влияние преемственность. Преемственность в праве — это заимствование правом того или иного государства положений прошлых либо современных ему правовых систем. 1. Наличие сходных отраслей и институтов в различных или во всех правовых системах. 2. Сходство в технических сторонах правового регулирования. 3. Сходство и даже идентичность в непосредственном объекте и непосредственной цели отдельных правовых институтов. 4. Сходство некоторых правовых норм в области обязательственного права. 5. Сходство ряда правовых норм, регулирующих отношения между родителями и детьми. 6. Наличие во всех правовых системах норм, предусматривающих наказание за такие преступления, как убийство, кража и т. д. 7. Наличие во всех правовых системах норм, учитывающих некоторые биологические законы и факторы, например, наследственность, кровосмешение, биологические особенности полов, особенности возраста, здоровья субъектов и т.д. 8. Сходство и преемственность в некоторых принципах и институтах процессуального права. 9. Использование таких общих формул, как «институт собственности», «содержание института собственности», а его составляют такие элементы, как владение, пользование, распоряжение и другие элементы. Преемственность является разновидностью рецепции права. По мнению ученых, преемственность всегда исторична. Она связана с восприятием только правовых элементов прошлого, тогда как рецепция может проявляться и при использовании однотипных действующих правовых норм и институтов. Слово «рецепция» в переводе с латыни означает «принятие», а приниматься и заимствоваться могут: прошлый правовой опыт; элементы современных правовых систем. По мнению известного немецкого правоведа Виеакера, термин «рецепция» более правильно употреблять для обозначения восприятия каким-либо правовым порядком действующих норм современной ему юридической системы. Практический смысл этого различия состоит в том, что рецепция в форме принятия элементов, параллельных правовых систем, то есть, правовых систем других современных государств, таит в себе опасность механического заимствования чуждых исторически, социально, религиозно-этически правовых ценностей. В случае рецепции права в форме преемственности такие ценности испытываются временем, проходят через «фильтр» общечеловеческой культуры.

Виды источников права в РБ.

Источники права – это официально признанная или официально допустимая форма выражения правовых норм, то есть документы или действия, содержащие или выражающие правовые нормы данного государства. В нашей стране в качестве официальных источников права признаются только правовые акты Республики Беларусь и ее международные договоры,а негласно еще и мнения высокого начальства, выраженные любым способом. Но есть страны, где источниками права признаются еще и: -священные тексты; -правовые обычаи ; -судебные прецеденты; - толкования и разъяснения юридических авторитетов. Впрочем, и в нашей стране многие юристы склонны руководствоваться решениями судов и других госорганов, распространенными религиозными верованиями, обычаями (традициями), устоявшимися в правоведческой среде стереотипами и мнениями авторитетных коллег. Кроме того, нужно иметь в виду, что гражданское право Республики Беларусь допускает применение правовых норм по аналогии – то есть распространение правовых норм на деяния, формально не попадающие под действие этих норм. По юридической силе нормативно-правовых актов может быть определена иерархия, то есть соподчиненность нормативных актов. Иерархия нормативных актов в Республике Беларусь выглядит следующим образом: 1. Конституция; 2. международные договоры, действующие на территории Республики Беларусь; 3. законы, декреты и указы Президента; 4. указы Президента, изданные на основе закона; 5. постановления Правительства; 6. нормативные акты министерств и ведомств; 7. нормативные акты, принимаемые местными органами государственной власти, в том числе и в порядке делегирования им некоторых полномочии вышестоящими органами.

37. Проблема определения понятия системы (структуры) права.

Сразу следует обратить внимание на различие понятий «система права» и «правовая система». Последнее охватывает всю правовую действительность в ее системном, организованном виде. В правовую систему входят все право­вые явления, необходимые для процесса правового регулирования. Причем право (объективное право), которое в данном случае мы рассматриваем как систему, в правовую систему входит как элемент наряду с другими элемента­ми. правоотношениями, юридическими фактами, законностью, правосозна­нием, системой законодательства и др. Системность - одно из важнейших качеств права и оно присуще ему объ­ективно. Объективность этого свойства означает, что система права не может быть сконструирована произвольно, она обусловлена закономерностями об­щественной жизни, регулируемой социальной сферы. Системность права предполагает его следующие характеристики: а) единство, целостность; б) внутреннюю расчлененность, дифференцированность, наличие эле­ментов; в) наличие структуры - целесообразного способа связи элементов; г) наличие цели. Любую систему образуют две стороны: состав (набор необходимых эле­ментов) и структура (целесообразный способ связи этих элементов). Поэтому понятие «система права» охватывает как элементы права, так и его структуру. В этой связи некорректна, с точки зрения теории системного подхода, фор­мулировка - «система и структура права». Структура права рассматриваться отдельно, как особый объект исследования, конечно, может, но не в качест­ве некоего дополнения к системе права, а как ее внутренняя сторона. Структура права, как и структуры других социальных явлений, невидима и неосязаема, но она может быть познана через изучение двух моментов: а) свойств элементов; б) взаимодействия элементов системы права. Социальная структура про­являет себя именно через взаимодействие элементов. Система вообще - это объект, функционирование которого, необходимое для достижения стоящей перед ним цели, обеспечивается совокупностью составляющих его элементов, находящихся в целесообразных отношениях друг с другом. Право представляет собой сложную, многоуровневую, иерархически построенную систему. Последнее означает, что право построено как бы по принципу «матрешки»: то, что на одном уров­не выступает как элемент, на другом уровне уже может быть рассмотрено как система (подсистема), то есть такое образование, в котором тоже могут быть выделены свои элементы и своя структура. Элементы в системе права могут быть выделены как минимум на четырех уровнях: а) на уровне отрасли права: б) на уровне института права; в) на уровне нормы права; г) на уровне элементов нормы права. Основаниями деления права на отрасли признаются предмет и метод пра­вового регулирования. Правовой институт представляет собой первичную общность юридичес­ких норм, которая обеспечивает целостное регулирование определенного участка в предмете отрасли права. Например, институт гражданства в госу­дарственном праве, институт наследования в гражданском праве, институт необходимой обороны в уголовном праве и т. п. В системе права можно вы­делить крупные блоки отраслей — материального и процессуального права, частного права и публичного. Существуют базовые отрасли, которые составляют фундамент всей систе­мы права, тот «набор» отраслей, без которых невозможно функционирование любой системы права. Это - государственное право, гражданское право, ад­министративное право, уголовное право и отрасли процессуального права. На базе гражданского и административного права, как отраслей, представля­ющих частно-правовое и публично-правовое начало, складываются отрасли трудового, семейного, земельного, финансового права и др. Дискуссионным является вопрос о природе комплексных отраслей права. Их называют «несамостоятельными», полагая, что они не имеют своих пред­мета и метода, или считают, что они являются не отраслями права, а отрасля­ми законодательства.

Проблемы исследования организации власти в первобытном обществе.

Необходимым условием существования любого общества является регулирование отношений его членов.Первобытное общество являлось достаточно простой организацией жизнедеятельности людей, основанной на родственных связях, коллективном труде, общественной собственности и социальном равенстве всех его членов. Власть в этом обществе носила подлинно народный характер и строилась на началах самоуправления. Никакого специального аппарата управления, который имеется в любом государстве, здесь не существовало, поскольку все вопросы общественной жизни решались самим обществом. Не существовало и специального аппарата принуждения в виде судов, армии, полиции, что тоже является принадлежностью любого государства. Принуждение, если в нем возникала необходимость, исходило только от общества (рода, племени) и не от кого более. Выражаясь современным языком, само общество было и парламентом, и правительством, и судом. Черты власти родовой общины следующие: 1. Власть носила общественный характер, исходила от всего общества в целом; 2. Власть строилась по кровнородственному принципу; 3. Не существовало особого аппарата управления и принуждения; 4. На занятие каких-либо должностей не влияли ни социальное, ни экономическое положение претендента, их власть базировалась исключительно на личных качествах: авторитете, мудрости, храбрости, опыте, уважении соплеменников; 5. Выполнение управленческих функций не давало никаких привилегий; 6. Социальная регуляция осуществлялась при помощи особых средств, т. н. мононорм. При первобытнообщинном строе основным регулятором общественных отношений были обычаи. В более позднее время появились тесно связанные с обычаями и отражавшие существовавшие в обществе представления о справедливости, добре и зле нормы общественной морали и религиозные догмы. Принятие существовавших норм поведения как «своих», безусловная солидарность с ними была связана и с тем, что первобытный человек не отделал себя от общества, не мыслил себя отдельно от рода и племени. И поскольку все нормы расценивались как ниспосланные свыше, правильные, справедливые, то, естественно, у многих народов за содержанием этих норм, а нередко и за самими нормами и их совокупностью закрепились такие наименования, как «право», «правда». В этом смысле право появилось раньше государства, и обеспечение его реализации, соблюдения всеми правовых предписаний было одной из причин возникновения государства. Развитие общества с появлением даже зачатков государства резко убыстряется, и скоро наступает момент, когда правовые обычаи не могут обеспечить регулирование социальных связей: они изменяются слишком медленно, не поспевая за темпами социального развития. Поэтому появляются новые источники, формы закрепления норм права: законы, юридические прецеденты, нормативные договоры.

Наши рекомендации