Договорная теория была значительным шагом вперед в познании сущности и назначения государства.
г) концепция насилия. Она получила широкое распространение в Х1Х в. Ёе суть состоит в утверждении: государство возникло в результате насилия одних групп над другими и завоевания. Наиболее известным представителем этого направления был Л. Гумплович, согласно которому государство в его первоначальной форме было организацией победителей над побеждёнными. Это результат внутреннего и внешнего насилия. Сторонники данной концепции считали, что первые государства возникли в результате завоевания воинственными кочевниками или викингами земледельческих обществ и эксплуатации их победителями;
д) классовая концепция. Эта концепция возникла в Х1Х в. Её создатели К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. Суть данной концепции в утверждении, что государство появилось в результате образования частной собственности, классов и роста классовых антагонизмов. Классики марксизма-ленинизма утверждали, что « государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчинённые классы». В то же время они отмечали, что деятельность государства не ограничивается только этим, а включает « и выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 - е изд. - Т. 25. Ч. 1. - С. 422). Тем не менее они считали государство исторически преходящим, временным явлением. Оно появилось вместе с возникновением классов, так же неизбежно отомрёт вместе с исчезновением классов.
е) ирригационная:
Ирригационная (водная, гидравлическая ) теория возникновения государства выдвигалась многими мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта). Суть ее в том, что государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффективного использования их вод (ирригация).
Крестьянин-индивидуалист не могли использовать самостоятельно ресурсы крупных рек. Для этого необходима была мобилизация усилий всех людей, живущих вдоль реки. В результате этого возникли первые государства - Древний Египет, Древний Китай, Вавилон.
В подтверждение данной теории говорит тот факт, что первые государства возникли в долинах крупных рек (Египет - в долине Нила, Китай - в долинах Хуанхэ и Янцзы) и имели в своем появлении ирригационную основу.
Против теории говорит то, что она не объясняет причину появления государств, расположенных не в долинах рек (например: горных, степных и т. д.))
15.Сформулируйте понятие функций государства. Классифицируйте функции государства, дайте их общую характеристику.
По учебнику Дробязко, Козлов + интернет:
Функции государства — это главные направления и основные способы осуществления государственной власти.
Функции государства классифицируются:
- по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,
- по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства),
- по значению: на основные и дополнительные,
- по видимости: на явные и латентные,
- по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.
Функции государства | |
Внутренние | Внешние |
· Правовая: обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина. · Политическая: обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества; · Экономическая: выработка и реализация стратегических направлений экономического развития страны; · Финансовая: налоговая и бюджетная политика гос-ва, сбор и распределение денежных средств; · Социальная: обеспечение социальной защищенности личности, нормальных условий жизни всех членов общества; · Культурная:поддержка развития культуры, национальной литературы, искусства, кино, науки, системы образования; · Идеологическая:разработка и поддержка государственной идеологии, деятельность гос-ва в сфере образовательной и культурной политики, взаимодействие с СМИ; · Экологическая:выработка правового режима природопользования. По способам осуществления государственной власти: 1. Законодательная 2. Исполнительно-распорядительная 3. Судебная 4. Контрольно-ревизионная 5. Надзорная | 1. Представительство государства в мировом сообществе 2. Обеспечение безопасности страны 3. Отстаивание мира 4. Сотрудничество с зарубежными государствами в решении глобальных мировых проблем (экологических, энергетических, сырьевых продовольственных и др.) 5. Сотрудничество с другими государствами, отвечающее национальным интересам |
16.Сформулируйте понятие формы государства. Дайте общую характеристику основных элементов формы государства.
Форма государства – это организация политической власти, охватывающая форму правления, форму гос. устройства и политический режим.
Форма правления – это способ организации высших органов власти, их взаимоотношения с другими госорганами и гражданами (поданными). Основными видами форм правления является монархия и республика.
Юридические признаки монархии: власть передается по наследству, осуществляется бессрочно, независимо от населения, представляет гос-во в других странах сам монарх.
Виды монархий:
1. Неограниченные (абсолютные)
2. Ограниченные (дуалистические, парламентарные)
Признаки неограниченной монархии: вся полнота законодательной, исполнительной, судебной, военной, религиозной власти сосредоточена в руках монарха, наличие громоздкого бюрократического государственного аппарата, беспрекословное подчинение нижестоящих чиновников вышестоящим, отсутствие всякой выборной власти в центре и на местах (Древний Египет, Китай). В настоящее время таковыми явл-ся Оман, Арабские Эмираты.
Ограниченная монархия характеризуется тем, что госвласть рассредоточена между главой гос-ва и другими органами.
Дуалистическая монархияпредст. Собой переходный этап от абсолютной к парламентарной монархии. Особенность дуалистической монархии заключается в формально-юридическом разделении государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть принадлежит монарху, а законодательная - парламенту, который в большинстве случаев подчиняется монарху. В дуал. Монархии монарх обладает неограниченным правом на издание указов, имеющих большую юридическую силу по сравнению с законами.
Особенностью парламентарной монархииявл-ся формальное и фактическое ограничение власти монарха. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, исполнительная – правительству.
В парламентарной (конституционной) монархии правительство формируется из представителей определенной партии, получившей большинство голосов на парламентских выборах. Лидер победившей на выборах партии становится главой правительства, формирует состав правительства и несет отв-ть не перед королем, а перед парламентом ( современная Великобритания)
Республика – такая форма правления, при которой все высшие органы госвласти избираются народом.
Юридические признаки(свойства) республики: выборность, срочность, зависимость от избирателей.
Виды республик:
1. Президентские - Сша, Бразилия,
2. Парламентские – Германия, Болгария, Венгрия
3. Смешанные – Беларусь, Италия
Различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти (президент или парламент) формирует правительство, и перед кем оно несет ответственность.
В парламентских республиках глава гос-ва назн-ся парламентом и несет перед ним ответственность. Отличительной особенностью этого вида явл-ся наличие должности премьер-министра, которого избирает парламент.
В президентских республиках, как правило, глава правительства назначается президентом, и отв-ть он несет перед президентом. В такихресп-ах отсутствует должность премьер-министра, так как функции главы правительства выполняет президент.
Смешанная республика – это форма правления, при которой парламент и президент имеют полномочия по формированию правительства и фактически реализуют их. Парламент и президент осуществляют контроль за деятельностью правительства.
Форма государственного устройства – это способ организации единства гос-ва и его дифференциации, это национально- территориальное или административно- территориальное устройство государства, а также характер и принципы взаимоотношений между гос-вом как целым с его составными частями.
Выделяют:
- простые (унитарные)
- сложные (федеративные и конфедеративные)
В унитарном гос-ве отсутствуют его части, обладающие признаками государственности. Это целостное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые пдчиняются центральным органам власти и не обладают признаками государственного суверенитета. В унитарном гос-ве высокая степень централизации госвласти на всей территории, действует одна конституция, единые системы законодательства, денежная система, гражданство, вооруженные силы.
Федерация – это государственное устройство, при котором несколько суверенных гос-в или государственных образований образуют одно союзное (федеративное) гос-во. В федерации имеются две системы госорганов (правотворческих, судебных, правоохранительных)- федеральные и субъектов федерации. Правовой статус субъектов федерации может быть одинаковым, равным (США) или неравным (Индия).
Конфедерация – это союз гос-в, члены которого полностью сохраняют свой суверенитет, координируя общую деятельность путем консенсуса (соглашения). Отсутствует единая система государственных органов. Образуется для достижения определенных целей (экономических, военных и т.д.)
Политический режим (государственный режим) – это совокупность методов, принципов, способов осуществления госвласти.
Классификация политических режимов: деспотический, тоталитарный, авторитарный, либеральный, демократический.
Демократический режим – это правление народа, избранное народом и для народа.
Признаки демократического режима:
- население участвует в осуществлении госвласти путем прямой (референдум) или представительной (выборные представительные органы) демократии;
- выборность, сменяемость высших и местных органов власти;
- разделение властей
- многопартийность
- во всех сферах жизни господствует закон
- в управлении доминирует мтод компромисса, согласования и т.д.
Либеральный режим – это переходный режим от недемократического режима к демократическому. Для либерального режима характерно отсутствие стабильных политических структур, слабость социально-экономических программ, невысокая активность граждан в общественно-политической жизни, отсутствие гласности.
Авторитарный режим – это власть одного человека или группы людей. При авторитарном режиме существенно ограничены демократические свободы граждан, запрещены оппозиционные партии и движения, оппозиционная пресса, профсоюзы и т.д.
Тоталитарный режим – крайняя форма авторитаризма. Существует одна партия, одна государственная идеология, осуществляется монопольный контроль над всеми сферами жизни общества, над личностью, подчинена гос-ву общественная и частная жизнь, преследуется гласность, отсутствует плюрализм, устанавливается жесткое идеологическое давление на людей, отсутствует принцип разделения властей и т.д.
Факторы, обуславливающие форму государства:
Уровень экономического развития общества, соотношение классовых сил, национальные, культурные традиции, международный фактор и др.