Статичное и динамичное в государстве
Во всяком государстве есть две главные стороны - сущностно-статическая (структурная) и сущностно-динамическая (функциональная).
Статическая сторона выражается в наличии государственного аппарата, определенной структуре его органов.
Динамическая сторона— это деятельность государственных органов, государственная власть. Государственная власть – это целенаправленная легализованная деятельность аппарата, всех его органовпо управлению обществом, основанная на авторитете и принудительной силе с целью обеспечения социального прогресса.
Динамическая, функциональная сторона государства является главной, определяющей.
14.Раскройте сущность государства. Объясните основные подходы к сущности государства.
Сущность государства есть то наиболее характерное, значимое в нем, что определяет его содержание, социальное назначение и функционирование.
При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:
1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);
2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).
Если при анализе сущности государства останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнее рабовладельческое и современное государство тождественны по своей сущности. Между тем это в корне неверно. Главное в сущности государства - его содержательная сторона, другими словами, то, чьи интересы прежде всего данная организация политической власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике.
Существует два основных зеркальных подхода к пониманию сущности государства:
· Классовый (марксистский):в рамках этого подходагосударство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса, слоя, социальной группы. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном "снятии" данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры, господства. Рабовладельческие, феодальные, раннебуржуазные, социалистические (на этапе диктатуры пролетариата) государства во многом по своей сути выступают классовыми. Вместе с тем общечеловеческие и иные интересы в сущности данных государств также присутствуют, но они отходят на второй план.
· Общесоциальный:в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь государство уже используется в более широких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов общества, концентрирующих запросы различных классов и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс. Государство такой сущности, не занимая однозначной классовой позиции, используется больше как арбитр, пытающийся согласовать имеющиеся в разнородном обществе противоречия, конфликты, коллизии.
Наряду с этими основными можно выделить:
- Национальный подход, который предполагает, что государство существует, во имя исполнения интересов титульной нации данного государства.
- Религиозный подход, который предполагает, что государство существует, во имя исполнения интересов представителей какой-либо религиозной конфессии.
- Расовый подход, который предполагает, что государство существует, во имя исполнения интересов представителей какой-либо расы.
+ На всякий случай теории происхождения, как говорила Лапутько, хотя к этому вопросу они совсем не относятся. Ниже представлены те теории, которые она говорила на лекции, и еще несколько.
Концепции (теории) происхождения государства:
а) теократическая концепция, связывающая происхождение государства с божьим установлением. Оно, то есть государство, якобы предписано человеку Богом: « вся власть от Бога». Подчинение людей воле Божьей, принципам божественного разума обеспечивает порядок в обществе, самосохранение и продолжение человеческого рода. Эта концепция подкреплялась историческими фактами. Ведь первые государственные образования были религиозными: управленческие функции выполняли жрецы;
б) патриархальная концепция (основатель английский политический мыслитель ХVIII в. Роберт Фильмер) определяет государственную власть как опекунскую, отеческую, возникшую в результате соединения родов в племена, племён в большие общности, вплоть до государства. Государство рассматривается как большая семья во главе с отцом - монархом. Глава государства олицетворяет собой отца всех семей. Он осуществляет власть посредством издания законов;
в) договорная теория происхождения государства появилась в XVII—XVIII вв., хотя отдельные ее аспекты разрабатывались мыслителями Древней Греции и Древнего Рима. Авторами теории договорного происхождения государства были Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Дидро, Ж.-Ж.Руссо, А. Радищев и др. Согласно этой теории государство возникает в результате договора, в который вступают люди, находящиеся до этого в естественном состоянии. Т. Гоббс изображал также естественное состояние как «состояние войны всех против всех», где нет общей власти, закона и справедливости. Ж.-Ж. Руссо, наоборот, называл его «золотым веком», утверждая, что в естественном состоянии люди обладают прирожденными правами и свободами. Общественный договор, создающий государство, понимался как согласие между изолированными до этого индивидами на объединение, образования государства в целях надежного обеспечения своих естественных прав и свобод, мира и благополучия. В соответствии с договором люди передают часть своих прав, присущих им от рождения, государству, которое, в свою очередь, представляет общие интересы и обязуется обеспечить права и свободы человека. В случае нарушения условий общественного договора народ имел право свергнуть власть, совершив революцию.