Критерий деления системы права на отрасли и институты.

Для деления права на отрасли используют два критерия: предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования (группа качественно однородных общественных отношений, регулируемых нормой). Предмет правового регулирования – это те общественные отношения, которые право регулирует, они являются основным критерием, ибо общественные отношения объективно существуют. Их определённыйхаракер требует и соответствующих правовых форм. Так трудовые отношения выступают предметом регулирования трудового права, семейные отношения семейного права. Вместе с тем, предмет правового регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли, потому что:

· Общественные отношения и их составляющие очень разнообразны.

· Нередко одни и те же общественные отношения регулируются разными отраслями и к тому же различными способами.

Поэтому вторым, дополнительным критерием, выступает метод правового регулирования. Если предмет является материальным критерием, то метод формально- юридическим.

Метод правового регулирования – это совокупность юридическтих средств, при помощи которых очуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений.

Выделяют следующие основные методы правового регулирования:

1. Императивный – метод властных предписаний, субординации, основанных на запретах, обязанностях, наказаниях.

2. Диспозитивный – метод равноправия сторон, координации, основанной на дозволениях.

3. Поощрительный – метод вознаграждения за определёённое заслуженное поведение.

4. Рекомендательный – метод совета, осуществление конкретного желательного для общества и государства поведения.

Метод правового регулирования: авторитарный (субординации), характерен для отрасли административного права; автономный (координации) используется в гражданском праве; пощрительный – в трудовом праве; рекомендательный – в трудовом праве и др.

Публичное и частное право

Юридические нормы можно подразделить на частное и публичное право. Их различие основывается на принципиальной разнице частных и публичных интересов, и заключаются в характере и способах воздействия права на регулируемые общественные отношения, обусловленные природой последних.

Если частное право – это область свободы и инициативы, то публичное право – это сфера власти и подчинения. Отсюда частное право состоит из отраслей гражданского права, семейного, административного, финансового, уголовного и иных.

В литературе выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные отрасли права относятся к частному или публичному:

1. Интерес. Если частное право признанно регулировать честные интересы, то публичное право – государственные и общественные интересы.

2. Предмет правового регулирования. Если частному праву свойственны нормы, регулирующие преимущественно имущественные отношения, то публичному не имущественные отношения.

3. Метод правового регулирования. Если в частном праве господствует метод координации, то в публичном праве – метод субординации.

Материальное и процессуальное право.

В правовой науке все юридические нормы подразделяются на материальные и процессуальные.

Первые - регулируют реально складывающиеся между людьми и их объединениями отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением, его купле-продажей, формами собственности, трудовой и политической деятельностью, государственным управлением, реализацией субъектами прав и обязанностей, вступлением в брак и т.д.

Вторые - определяют порядок разрешения споров, конфликтов, расследования и судебного рассмотрения преступлений и иных правонарушений, т.е. регламентируют чисто процедурные или организационные вопросы, имеющие, однако, важное, принципиальное значение.

В соответствии с Конституцией, у нас признанно пять видов процессов: гражданский, уголовный, административный, арбитражный и конституционный. Они соответственно отражают формы и методы осуществления материальных норм, содержащихся во всех непроцессуальных отраслях. Естественно, что все группы юридических предписаний в равной степени обязательны к соблюдению.

13.Сформулируйте понятие и опишите признаки государства. Охарактеризуйте статичное и динамичное (функциональное) состояние государства.

На сегодняшний день существует более 600 определений понятия «государство»; его можно охарактеризовать след.образом:

Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и обязательной для исполнения всеми гражданами волей.

Признаки государства:

· Основные

1) Территория и население (вспомнить, почему именно в совокупности идут 2 признака – пример с Антарктидой: территория есть, а население отсутствует!):

Территория: государство - это организация власти, которая властвует на строго определенной территории, т. е. ограниченной части поверхности планеты (суши, моря, воздушного пространства). Территория государства является материальной основой его существования;

Население: государство - это организация власти, субъектом и объектом которой является народ, населяющий территорию государства. Государство объединяет людей в единое целое, а принадлежность их к данному государству отражается понятием "гражданство" (подданство). Гражданство (подданство)- это устойчивая правовая связь лица с данным государством, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.

2) Публичная власть (НЕ государственная, так как публ.власть - более широкое понятие + публичная власть отделена от народа и претендует на выравнивание общественных интересов):

Власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т. е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат).

Олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т. е. той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение.

3) Государственный суверенитет - способность государственной власти независимо и самостоятельно осуществлять свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами.

ИлиСуверенитет государственной власти означает ее верховенство и независимость от любых других властей страны (например, партий или других организаций) и независимость ее на международной арене. Верховенство государственной власти выражается в способности:

а) издавать общеобязательные для всего населения решения;

б) устанавливать и обеспечивать единый правопорядок на всей территории;

в) отменять постановления и решения негосударственных политических организаций;

г) определять права и обязанности граждан, должностных лиц;

д) воздействовать на население через специальные средства властвования, отсутствующие у других организаций.

В суверенитете выражается способность государства независимо от других государств формировать и проводить в жизнь внутреннюю и внешнюю политику. Суверенитет государства не противопоставлен суверенитету народа. В большинстве конституций современных государств указывается на то, что народ является носителем суверенитета и единственным источником власти. Государственная власть должна выражать интересы народа и служить ему.

· Производные

1) государственная символика: флаг, герб, гимн

2) налоговая система:

Налоги - это обязательные платежи с получаемого дохода граждан и организаций. Их размеры и сроки уплаты устанавливает государство, издавая соответствующие законы. Налоги необходимы для содержания государственных органов, армии, выплаты пенсий, пособий многодетным семьям, безработным, инвалидам. Если в стране происходят различного рода чрезвычайные происшествия (ЧП), то выделяется часть средств также из налоговых поступлений для устранения последствий ЧП, бедствий.

3) правотворчество:только государство имеет право издавать нормативно-правовые акты (законы, постановления, указы и т. д.), обязательные для всеобщего исполнения. Нормативно-правовые акты закрепляют правовые (юридические) нормы, в которых выражена общеобязательная государственная воля. Юридические нормы рассчитаны на добровольное их соблюдение. При необходимости проведение их в жизнь обеспечивают специальные юридические органы: налоговые , органы прокуратуры, милиции и др.;

4) органы принуждения и армии:

Органы принуждения, т. е. отряды вооруженных, специально обученных людей, принудительные учреждения. Они являются силовой основой действенности государственной власти. К числу так называемых "силовых" ведомств государства в первую очередь относятся вооруженные силы, органы охраны общественного порядка, органы государственной безопасности, карательные (пенитенциарные) учреждения. Государству принадлежит монопольное право применять принуждение на своей территории.

Армия: необходима для защиты территориальной целостности государства. Обычно пограничные споры и военные конфликты возникают между смежными

государствами. По своему размеру армия должна быть способной отразить любую

агрессию. Но армия требует на свое содержание и поддержание боеготовности значительных материальных затрат. В некоторых государствах армия используется во внутренних конфликтах.

Наши рекомендации