Рост промышленной продукции в натуральных показателях
Показатели | Годы | |
Электроэнергия, млрд кВт/ч | 150,6 | 507,7 |
Уголь, млн т | 347,1 | 577,7 |
Нефть, млн т | 52,7 | 347,3 |
Сталь, млн т | 42,4 | 91,0 |
В 1957 г. правительство осуществило переход от отраслевой к территориальной системе управления экономикой. Большинство отраслевых министерств было ликвидировано, поскольку они не обеспечивали оперативного руководства из центра работой промышленных предприятий своей отрасли, разбросанных по всей стране. Отраслевая система создавала так называемые ведомственные барьеры, которые мешали местным органам власти оптимально сочетать ресурсы крупных промышленных предприятий, так как они управлялись из Москвы и разными министерствами. Любое хозяйственное решение требовало долгого согласования в столице. Теперь же территория СССР была поделена на 101 экономический район. Экономическим развитием каждого района стал управлять межотраслевой территориальный орган – совнархоз, которому подчинялись все предприятия района, за исключением оборонных. Реформа стала шагом на пути децентрализации управления и обеспечила развитие внутрирегиональных связей, местной инициативы.
Успешно развивались наука и наукоемкое производство. Ярким свидетельством тому стал запуск в октябре 1957 г. первого в мире искусственного спутника Земли, а 12 апреля 1961 г. в космос отправился первый человек – Юрий Гагарин. Успехи науки опирались на разветвленную систему общего среднего, среднего специального и высшего образования, которая была признана одной из лучших в мире.
Быстро росло благосостояние советских людей, развивалась социальная сфера. За 1956–1960 гг. было построено жилья больше, чем за все предвоенные годы советской власти (соответственно 474 и 409 млн м2общей площади), и почти вдвое больше, чем за 1951–1955 гг. Жилье строилось по упрощенным индустриальным стандартам, но по тем временам было вполне приемлемым и позволяло решить многие социальные проблемы. В 1960 г. в стране был зафиксирован самый низкий показатель смертности – 7,1 чел. на 1 тыс. населения (для сравнения: 1913 г. – 29 чел.; 1940 г. – 18 чел.;1980 г. – 10 чел.). Это один из самых важных показателей в демографии, который говорит о степени адаптации населения к окружающим условиям, отсутствии или наличии проблем, влияющих на продолжительность жизни.
Внешняя политика
В области внешней политики Н. С. Хрущев также произвел ревизию сталинского наследия. В 1954–1955 гг. были нормализованы отношения с Югославией на принципах равного и взаимовыгодного сотрудничества. Возобновились встречи в верхах с лидерами западных стран. На этих встречах советское правительство выдвигало инициативы по созданию системы общеевропейской безопасности, решению германской проблемы путем создания единой, нейтральной и демилитаризованной Германии. Однако новая администрация США во главе с президентом Д. Эйзенхауэром продолжала линию Трумэна, стремясь к освобождению Восточной Европы от коммунизма при помощи экономического и политического давления. По периметру советской территории была создана сеть военных баз НАТО. На базах находились стратегические бомбардировщики с ядерным оружием на борту, которые, по утверждению командования ВВС США, уже с 1952 г. обладали способностью уничтожить за два часа экономический и оборонный потенциал СССР.
Н. С. Хрущев стремился смягчить атмосферу «холодной войны». В мае 1955 г. был подписан Государственный договор с Австрией, согласно которому войска США и СССР покидали территорию этой страны в обмен на ее обязательство соблюдать постоянный нейтралитет. 13 августа 1955 г. СССР объявил об одностороннем сокращении своих вооруженных сил на 640 тыс. чел. К 1958 г. численность армии была сокращена с 5,4 до 3,6 млн чел. В то же время в мае 1955 г. социалистические государства Европы (без Югославии и Албании) в ответ на прием в члены НАТО Западной Германии (ФРГ) подписали Варшавский договор, создав военный союз – Организацию Варшавского договора (ОВД) с объединенным командованием вооруженными силами.
На XX съезде КПСС Хрущев выступил с новой концепцией международных отношений, которая включала три основных тезиса: 1) о необходимости проведения политики мирного сосуществования стран с различным социальным строем; 2) о возможности предотвращения третьей мировой войны в современных условиях вследствие укрепления лагеря социализма и роста миролюбивых сил во всем мире; 3) о возможности и желательности мирных, в том числе и парламентских, путей перехода к социализму.
Эти положения были направлены против натовской пропаганды, которая утверждала, что именно от СССР исходит угроза миру.
В 1956 г. наметившееся ослабление международной напряженности было сорвано двумя кризисами: в Венгрии и на Ближнем Востоке. Политический кризис в Венгрии разразился в октябре 1956 г. как следствие недовольства венгров действиями руководства страны во главе с М. Ракоши, который копировал сталинские методы. Осуждение сталинизма на XX съезде КПСС стало сигналом для венгерской оппозиции. Вначале оппозиционное движение развивалось под флагом исправления ошибок и обновления социализма. Затем ход событий стали определять силы, выступавшие за реставрацию капитализма и выход страны из Варшавского договора. Кризис сопровождался актами террора со стороны венгерских фашистов. В этих условиях советское руководство оценило события как контрреволюционный мятеж и использовало войска для его подавления. В ходе столкновений погибло 2502 венгерских гражданина и 720 советских военнослужащих. В настоящее время официальные круги Венгрии оценивают эти события как народное восстание против коммунистической диктатуры.
Помощь Запада венгерским повстанцам носила ограниченный характер, поскольку Югославия и Австрия запретили пролет самолетов НАТО через свою территорию для переброски оружия и боевиков.
Сдержанная реакция НАТО на венгерские события была обусловлена и ситуацией на Ближнем Востоке, где в эти же осенние дни развернулся так называемый Суэцкий кризис. В ответ на решение правительства Египта национализировать Суэцкий канал, Англия и Франция высадили свои войска в зоне канала, а Израиль оккупировал Синайский полуостров. Лондон и Париж предлагали Хрущеву отказать в помощи президенту Египта Г. А. Насеру в обмен на учет Западом советских интересов в Венгрии. Хрущев отверг сделку и заявил о возможности посылки советских добровольцев на помощь Египту. В результате позиции СССР агрессоры были вынуждены покинуть египетскую территорию. Такой итог событий способствовал развитию национально-освободительного движения в колониально-зависимых странах.
В сентябре 1959 г. в результате встречи Хрущева и Эйзенхауэра возникла возможность провести совещание на высшем уровне лидеров четырех держав и найти путь к решению ряда международных проблем. Однако 1 мая I960 г. как раз накануне совещания американский разведывательный самолет нарушил границу СССР и был сбит под Свердловском (Екатеринбург). Хрущев потребовал извинений. Эйзенхауэр отказался их принести. Встреча «большой четверки» была сорвана.
В октябре 1961 г. разразился новый «Берлинский кризис». Его история такова. На протяжении 1950-х гг. канцлер ФРГ К. Аденауэр неоднократно отклонял предложения СССР об объединении Германии при условии создания нейтрального, демилитаризованного государства по примеру Австрии. Он рассчитывал использовать проблему раскола Германии для более радикального пересмотра итогов Второй мировой войны в подходящий момент. При этом на первый план выдвигался тезис о необходимости «освобождения от коммунизма» всех стран Восточной Европы. Такое «освобождение» открывало для Германии возможность поставить вопрос о ее восточных границах. Позиция Аденауэра побуждала Хрущева искать пути укрепления положения ГДР. В конце 1950-х гг. советское правительство предложило превратить Западный Берлин в вольный демилитаризованный город под юрисдикцией ГДР. США и ФРГ отклонили эту инициативу и продолжали использовать Западный Берлин как плацдарм для ведения «холодной войны» против ГДР. В 1961 г. на фоне экономического бума в ФРГ резко вырос поток беженцев из ГДР через Западный Берлин. Основную массу беженцев составляли квалифицированные специалисты и молодежь. 13 августа правительство ГДР установило границу вокруг Западного Берлина. Так возникла «Берлинская стена». США пошли на обострение ситуации. В октябре советские и американские танки стояли по обе стороны стены в нескольких десятках метров. Танки были отведены по инициативе Хрущева, который дал новому президенту США Дж. Кеннеди возможность сохранить лицо. Стена осталась.
Осенью 1962 г. разразился еще более острый Карибский (Кубинский) кризис. Его главная причина состояла в стремлении правящих кругов США устранить на Кубе правительство Ф. Кастро, которое в 1959 г. свергло проамериканского диктатора Батисту. Кастро проводил реформы, затрагивавшие интересы американских монополий. В апреле 1961 г. ЦРУ организовало высадку на Кубе десанта из числа кубинских эмигрантов. Они были наголову разбиты. Правые круги в США восприняли эту неудачу как опасный удар по американскому престижу и требовали реванша. Летом 1962 г. Ф. Кастро, уверенный в неизбежности американского вторжения, принял предложение Н. Хрущева о размещении на Кубе советских ракет среднего радиуса действия с ядерными боезарядами. Появление таких ракет не только делало крайне опасной для США атаку на Кубу, но позволяло СССР достичь некоторого паритета с США по степени уязвимости от ядерного оружия. Дело в том, что США, окружившие СССР сетью военных баз, обладали многократным стратегическим преимуществом перед СССР, который не имел ни одной базы в западном полушарии.
Обнаружив 14 октября советские ракеты на Кубе, правительство США потребовалоих немедленного вывоза и установило морскую блокаду острова. Н. Хрущев не хотел острого конфликта, понимая ядерное превосходство США (в 16 раз по числу ядерных зарядов стратегического назначения). Он заявил о готовности убрать ракеты, если США примет обязательства не нападать на Кубу и убрать свои ракеты средней дальности из Италии и Турции. Правые круги в США требовали немедленного бомбового удара по кубинской территории. Президент Д. Кеннеди, проявив волю и ответственность, отклонил вариант силового решения проблемы. Н. Хрущев также пошел на компромисс: миру было объявлено о согласии СССР убрать ракеты в обмен на американские гарантии о ненападении на Кубу. Что касается американских ракетных баз в Европе, то Н. Хрущев удовлетворился устным конфиденциальным обещанием Д. Кеннеди убрать их через несколько месяцев. Обещание было выполнено.
Кубинские события, в ходе которых американцы впервые почувствовали свою уязвимость от внешней угрозы, позволили военно-промышленному комплексу США раскрутить такую гонку вооружений, которую СССР мог выдержать только путем постоянного отвлечения огромных ресурсов на оборонные нужды. Следует отметить, что в 1963 г. опасность такого рода не ощущалась. Напротив, решение Н. Хрущева и Д. Кеннеди подписать Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой, последовавший вслед этим Договор о невыводе на орбиту космических объектов с ядерным оружием и небольшие сокращения расходов на оборону создавали впечатление о готовности великих держав идти по пути разрядки напряженности. Эта тенденция была прервана в результате убийства Д. Кеннеди в Далласе в ноябре 1963 г. Новый президент Л. Джонсон занял жесткие позиции в международных вопросах.
Смещение Н. С. Хрущева
Хрущев, сосредоточив в 1958 г. в своих руках партийную и государственную власть, чем дальше, тем больше использовал ее для проведения непродуманных решений. Одним из таких случаев стала «кукурузная кампания». Необходимость укрепить кормовую базу животноводства кукурузой в принципе была правильной идеей Хрущева. И внедрение кукурузы в районах, где она давала полноценный урожай, помогало решить проблему нехватки кормов. Однако кукурузу стали насаждать повсюду, вплоть до Архангельской области, устраняя традиционные культуры, что приносило ущерб.
Непродуманными являлись меры по сокращению армии и обычных вооружений. В 1960 г. Хрущев добился решения о новом сокращении армии на 1,2 млн чел. Он полагал необходимым сосредоточить ресурсы на создании ракетно-ядерного щита. Однако массовое одновременное сокращение офицерского корпуса порождало проблемы. В итоге программа Хрущева не была полностью реализована из-за нарастающего сопротивления военных.
В 1961 г. ХХII съезд КПСС принял новую программу партии. В ней ставилась задача создания материальной базы коммунизма. Н. Хрущев утверждал, что «за двадцать лет мы построим в основном коммунистическое общество». Нереальность этого проекта была быстро осознана советскими людьми.
Курс на форсированный переход к коммунизму побудил Хрущева начать борьбу против психологии частной собственности. Он установил ограничения на ведение личных подсобных хозяйств, сначала в небольших городах, где значительная часть населения держала скот и птицу, а затем и в деревне. С 1958 по 1962 гг. поголовье коров в личном подворье сократилось с 22 до 10 млн голов. Это привело к резкому снижению производства мяса и молока в частном секторе. Как следствие, больше людей стали покупать эти продукты в государственной торговле, усиливая дефицит мясомолочных продуктов. Дефицит последних был связан и с тем, что доходы населения быстро росли, а государство сохраняло низкие розничные цены на продукты питания и тратило на дотации большие средства. Рост потребления опережал рост предложения продуктов питания в государственных магазинах.
В 1962 г. Хрущев повысил на 20–50 % розничные цены на мясо, молоко и масло. Новые цены вызвали волнения. Наиболее крупное из них произошло в Новочеркасске и сопровождалось агрессивными действиями группы демонстрантов, которые пытались ворваться в здание горкома партии и были обстреляны охраной. 23 человека были убиты.
В следующем 1963 г. в силу неблагоприятных погодных условий и агротехнических ошибок целина не дала урожая. Низкий урожай был получен и в других регионах. В целом валовой сбор зерна составил 107 млн т, что было на 35 млн т меньше, чем в предыдущий год. Возникли перебои не только с мясом, молоком и маслом, но и с хлебом. Население было крайне недовольно. И тогда было решено осуществить закупки зерна за рубежом. Первая партия закупленного зерна составила 3 млн т. В последующие годы (уже и после отставки Хрущева) эта практика станет постоянной, а объемы закупок будут увеличиваться. Следует, однако, помнить и о том, что эти закупки осуществлялись на фоне постоянного роста и собственного производства сельскохозяйственной продукции (табл. 12.2).
Таблица 12.2
Производство основных видов продукции в СССР (в среднем за год)
Виды продукции, млн т | Годы | ||||
1946–1950 | 1951–1955 | 1956–1960 | 1961–1965 | ||
Зерно | 95,6 | 64,8 | 88,5 | 121,5 | 130,3 |
Мясо | 4,7 | 3,5 | 5,7 | 7,9 | 9,3 |
Молоко | 33,6 | 32,3 | 37,9 | 57,2 | 64,7 |
В 1962 г. Хрущев затеял совсем уж неоправданную реформу, разделив партийные органы на региональном уровне на промышленные и сельские. Возникла двойная структура обкомов и райкомов КПСС, которая привела к росту партийного аппарата, но не дала никакого позитивного эффекта.
Постоянные перестройки плохо воспринимались людьми. К осени 1964 г. Хрущевым были недовольны многие: и те, кто считал неоправданной критику Сталина, и те, кто считал процессы демократизации в стране недостаточными, и те, кто протестовал против волюнтаристских решений в экономике и политике. В октябре 1964 г. на пленуме ЦК КПСС Хрущев был обвинен в «субъективизме и волюнтаризме», снят со всех постов и отправлен на пенсию. В своем последнем выступлении перед соратниками на Президиуме ЦК Хрущев заявил: «Я сейчас переживаю, но радуюсь, так как настал период, когда члены Президиума ЦК начали контролировать деятельность первого секретаря ЦК КПСС и говорить полным голосом. Сегодняшнее заседание Президиума – это победа партии».
Уже до пленума Хрущев сказал Микояну: «Главное я сделал. Отношения между нами, стиль руководства поменялись в корне. Разве кому-нибудь могло пригрезиться, что мы можем сказать Сталину, что он нас не устраивает, и предложить ему уйти в отставку? От нас бы мокрого места не осталось. Теперь все иначе».
Это было правдой. Правдой было и то, что в эпоху Хрущева СССР развивался динамично. Правдой было и то, что по уровню политической культуры Хрущев отставал от тех требований, которые предъявляла жизнь к руководителю сверхдержавы в 1960-е гг. Новым главой ЦК КПСС был избран Л. И. Брежнев. Правительство возглавил А. Н. Косыгин.
Глава 13. «Эпоха Брежнева» (1965–1984)