Тема 1.8. Принцип разделения властей в работе государственного аппарата.
1. Содержание принципа разделения властей.
2. Основные цели разделения властей.
3. Разделение властей в формальном и материальном смысле.
4. Проблемы реализации разделения властей в современных государствах.
1. Контрольные вопросы по теме:
1.1. Что такое принцип разделения властей?
1.2. Когда возник принцип разделения властей?
1.3. Чем было обусловлено возникновение принципа разделения властей?
1.4. В какой Конституции впервые был закреплен принцип разделения властей?
1.5. Охарактеризуйте концепцию разделения властей в формальном смысле.
1.6. Охарактеризуйте концепция разделения властей в материальном смысле?
1.7. Каковы цели разделения властей?
1.8. Охарактеризуйте основную и субсидиарную компетенцию ветвей властей в современной России.
1.9. С какими проблемами реализации разделения властей сталкиваются современные государства?
1.10. В чем различие технического и конституционного разделения властей?
2. Тестовые задания для самоконтроля:
2.1. Принцип разделения властей – это:
а) правила организации государственного аппарата, разграничивающие компетенцию и предметы ведения ветвей власти для обеспечения режима законности, гарантирования прав и свобод граждан;
б) правила организации органов местного самоуправления, разграничивающие компетенцию и предметы ведения ветвей власти;
в) правила организации государственного аппарата, направленные на открытость и публичность его деятельности;
г) правила организации государственного аппарата, способствующие повышению его компетентности;
2.2. Принцип разделения властей обязателен для:
а) демократического государства;
б) тоталитарного государства;
в) авторитарного государства;
г) расистского государства;
2.3. Принцип разделения направлен:
а) против опасности концентрации власти в руках высших руководителей государства;
б) против закрепления за высшими государственными органами строго определенного объема правомочий;
в) против опасности концентрации власти в руках руководителей органов местного самоуправления;
г) против закрепления за органами местного самоуправления строго определенного объема правомочий;
2.4. Принцип разделения властей предполагает выделение следующих ветвей власти:
а) законодательная;
б) исполнительная;
в) судебная;
г) муниципальная;
д) средств массовой информации;
2.5. Принцип разделения властей предполагает:
а) закрепление за высшими государственными органами строго определенного объема правомочий;
б) закрепление за высшими государственными органами строго определенного предмета ведения;
в) закрепление за высшими государственными органами неопределенного объема правомочий;
г) закрепление за высшими государственными органами неопределенного предмета ведения;
2.6. Правомочия отдельных ветвей власти в демократическом государстве закреплены:
а) в Конституции;
б) в подзаконных актах;
в) в локальных актах;
г) в кодексах;
2.7. Концепция разделения властей в материальном смысле предполагает, что:
а) ветви власти располагают только одним предметом ведения, который не пересекается с предметом других ветвей власти;
б) ветви власти реализуют пересекающиеся предметы ведения;
в) ветви власти располагают предметами ведения, которые пересекаются с предметами других ветвей власти;
2.8. Конституция РФ провозглашает:
а) принцип разделения властей в формальном смысле;
б) принцип разделения властей в материальном смысле;
в) отсутствие принципа разделения властей;
2.9. Концепция разделения властей в формальном смысле предполагает, что:
а) ветви власти реализуют пересекающиеся предметы ведения;
б) ветви власти располагают только одним предметом ведения, который не пересекается с предметом других ветвей власти;
в) ветви власти реализуют непересекающиеся предметы ведения;
2.10. Концепции разделения властей в формальном смысле предполагает, что:
а) у каждой ветви власти есть основная и субсидиарная компетенция;
б) у каждой ветви есть только основная компетенция;
в) у каждой ветви власти есть только субсидиарная компетенция;
г) у ветвей власти нет закрепленной компетенции;