Основные теории о понятии и сущности государства. Теории происхождения государства.
В литературе существует большое количество теорий о сущности государства, в которых она трактуется как философская, социологическая или собственно юридическая категория. Существует теологическая теория, рассматривающая государство (и государственную власть) как богоустановленное явление. Арифметический подход анализирует сущность государства как совокупность трех элементов. Юридический подход сводится к изучению сущности государства как правоотношений, правопорядка. Марксистская концепция рассматривает государство как классовый институт. Информационный подход изучает государство как поток информации.
Позиция Ильина о сущности государства. Сущность государства состоит в том, что все его граждане, кроме своих интересов и целей, имеют один общий интерес. Солидарность интереса основана на том, что каждый член общества осознает невозможность реализации своих собственных целей без достижения единой общей цели. В основе государства должна быть духовная однородность общества, основанная на единстве культуры. Быть настоящим гражданином – это значит осознавать тождество между интересами государства и собственными интересами. Каждый гражданин должен воспринимать государственную цель как свою собственную. Принятие государственных интересов это не только самопожертвование, но и самоутверждение для человека, так как государство, охраняя духовное единство и национальную культуру, защищает интересы каждого гражданина. Государство оберегает каждую личность как самобытный творческий центр духовной жизни, содействует самоопределению человека. Когда в политике на первый план выходит частный, корыстный интерес, государство начинает разлагаться. Суть государства в том, что граждане не борются друг с другом, а сотрудничают. Государство должно не стремиться не организовывать столкновение частных интересов и даже не примерять их. Оно должно исключать такие противоречия.
Теории происхождения государства.
Ирригационная теория. К. Виттфогем. Происхождение государства объясняется необходимостью консолидации общества под управлением специального слоя людей для ведения сельского хозяйства.
Патриархальная теория. Платон, Аристотель, Фильмер. В сложных климатических условиях приобретает особое значение торговля, обмен продуктами, а не сельское хозяйство. Для эффективного построения международных отношений в сфере торговли требуются опытные люди: старейшины, главы советов старейшин, вожди. На основе этого процесс создания государства осуществляется по патриархальному принципу. Когда разрастается кровнородственная семья, глава семьи становится царем, а значит, и отцом народа.
17.02.2012
Теологическая теория.
Отношение христиан к государственной власти по Священному писанию.
Апостол Павел призывает повиноваться высшим властям по двум причинам: по велению совести; под угрозой внешнего принуждения. Всякая власть основывается на божественном установлении. Она награждает добрых и несет меч наказания для злых. Христиан должен молиться о начальствующих, но воздавать при этом «Кесарю Кесарево, а Божие – Богу.» На этой основе апостолы Петр и Иоанн отказались повиноваться духовным властям, запрещавшим им проповедовать от имени Иисуса (в то время, как Иисус им это завещал). Христианское отношение к власти (светской или духовной) выражается по следующему правилу: если распоряжение власти оказывается в противоречии с волей Бога, ведет к нарушению заповедей Бога, христианин должен исполнять Божии заповеди.
О статусе земной власти Иоанн Златоуст говорит так: «Царская власть – это подобие миродержавной власти Бога. Личность монарха имеет особое значение. С одной стороны, монарх ограничивает себя (свой гнев, властолюбие, страсть к удовольствиям). С другой стороны, монарх отвечает перед Богом за вверенное ему в попечение царство. И он несет три основные обязанности: наказывать творящих зло врагов Божиих; распространять учение Божие в своем царстве; создавать условия для благочестивой жизни граждан».
В Римской империи была достаточно развита веротерпимость. Допускалось развитие различных культур покоренных народов. Наряду с этим, христианство претерпевало гонение. Дело в том, что основой государственного порядка Римской империи был культ поклонения императору, а также причисление его к Богу после смерти. Это было основой идеологии империи. Римское государство не знало норм, стоящих выше государственного закона. И если последователи нехристианских культов свободно могли поклоняться и римским богам, то официальная власть не претендовала на господство над внутренним миром человека и давала возможность свободы вероисповедания. Но христиане, готовые воздавать «Кесарю Кесарево», считали нарушением своих заповедей поклоняться императору. Поэтому в целях укрепления государства, основанного на единой римской идеологии, осуществлялось гонение на христиан.
Теория насилия. Выделяется теория внешнего и внутреннего насилия.
Теория внешнего насилия. Каутский, Гумплович. Государство возникает в результате завоевания одного другим. Насилие необходимо не только в ходе завоевания, но и после него, чтобы не было постоянной войны. Деление на классы происходит при объединении двух общин. Более сильная община начинает управлять, а слабая становится угнетенным классом. Существует несколько стадий объединения государства. 1. Покорение одного народа другим; 2. Возникновение каст, классов, сословий; 3. Смягчение их неравенства; 4. Замена военного господства господством права; 5. Образование государства, граждане которого имеют права и обязанности; 6. Объединение в один народ; 7. Образование нации.
Теория внутреннего насилия. Дюринг. Идея состоит в признании существования общества, состоящего из двух человек, воли которых абсолютно равны. При возникновении споров в этом обществе необходимо присутствие третьего человека, способного разрешать спор большинством голосов. Наличие этого человека является основой для формирования нового государства.
Расовая теория. Ницше. Человеческие расы различаются (в физическом, психическом, умственном отношении), и их разделяют на высшие и низшие. Одни могут господствовать и навязывать свою волю, другие способны подчиняться. Люди могут быть трех типов: гениальные люди, исполнители, основная масса людей. История возникновения и развития государств заключается в борьбе двух волей к власти: воли сильных и воли слабых.
Инцестная теория. Леви-Стросс.
Спортивная теория. Ортега-И.-Гассет.
Патримониальная теория. Галлер. Государство происходит из права собственности на землю. Сначала земля принадлежит общине, целому племени – коллективная собственность. Затем власть сосредоточивается в руках вождей, которые получают право распоряжения землей. Постепенно земля переходит к государственной власти и распространяется на людей, проживающих на этой территории.
Органическая теория. Спенсер. Государство рассматривается как организм, развивающийся по общим законам. Ему присущи интеграция и дифференциация. Все органы объединены единством целей и задач, стоящих перед государством, но в то же время каждый из них обладает своими функциями и наделен определенными полномочиями.
Психологическая теория. Петражицкий. У человека существует потребность жить в рамках организованного общества и чувства коллективного взаимодействия. Государство – это сумма психических взаимодействий людей. Их общение основано на солидарности, но люди по своим психическим качествам не равны. Одни подчиняются авторитету и убеждены в справедливости его решений. Другие же стремятся повелевать и подчинять волю других своей воле.
Экономическая теория. Сен-Симон. Государство – это результат развития экономики. Его возникновению предшествует присвоение продуктов природы. Потом с использованием примитивных орудий труда осуществляется производство. После этого наступает теологическая фаза развития общества (античность и феодализм), после которой наступает метафизическая фаза (буржуазный миропорядок). Новой стадией развития общества и государства будет позитивная стадия с предоставлением максимума средства для удовлетворения потребностей. На первой стадии господство принадлежит старейшинам и вождям, на второй – священникам и феодалам, на третьей – юристам и метафизикам, потом промышленникам, затем – ученым.
Марксистская теория.
Договорная теория. Гроций, Гоббс, Руссо, Локк. Люди до образования государства жили в условиях войны всех против всех. Им было присуще соперничество, честолюбие, что делало людей врагами. Либо люди жили в условиях мира и доброжелательности. Основанные на естественных правах человека, существовали мир и безопасность. Но гарантии этого мира не было. Происходили споры относительно толкования содержания естественных законов. Поэтому все были вынуждены заключить договор с другими людьми для общей пользы. Они взаимно отказались от определенной части свободы для самосохранения, стабильности. Далее люди заключили второй договор. Они передали часть своих прав государству, издающему законы, снабженные санкциями. Государство взяло на себя обязательство обеспечивать реализацию оставшихся прав. Общественный договор – это постоянно возобновляющийся процесс перехода каждого человека из естественного состояния в правовое. Этот процесс индивидуален. Тем самым обеспечивается преемственность, участниками договора являются предки, современники и последующее поколение.
Форма государства
1. Форма государства и ее соотношение с содержанием государства.
2. Форма правления.
3. Форма государственного устройства.
4. Политико-правовой режим.
1. Форма государства и ее соотношение с содержанием государства.
Диалектическое единство формы и содержания. Содержание – это ведущая сторона предмета, определенная совокупность элементов, образующих данный предмет. Форма – это внешнее выражение содержания предмета, имеющая временные и пространственные границы. Она изменяется в зависимости от изменения содержания явления (государства). Форма должна полностью соответствовать содержанию. Только в этом случае произойдет нормальное развитие изучаемого объекта. Формой государства признают устройство государства и порядок организации государственной власти. Под содержанием понимают всестороннюю деятельность государства, направленную на решение стоящих перед ним задач. Сущность государства определяет, волю и интересы каких слоев общества оно преследует.
На практике форма государства не является постоянной. Форма государства зависит от экономических, социальных, идеологических факторов. На нее влияет культурный уровень населения, политические традиции, религиозные воззрения, национальные особенности, условия проживания.
Традиционно форма государства характеризуется через три признака: форма правления, форма территориального устройства, политико-правовой режим. Однако до конца 1970-х годов форма государства традиционно анализировалась через форму правления и форму территориального устройства. В настоящее время признается, что форма правления, форма территориального устройства и политико-правовой режим должны характеризоваться в органическом единстве. Это не 3 отдельные формы государства, а просто 3 аспекта анализа единой проблемы. Каждое государство в процессе исторического развития может приобретать разнообразные формы. Изучение таких форм имеет не только теоретическое, но и практическое значение для организации наиболее оптимального функционирования государственной власти.
Форма правления.
Форма правления – это способ организации государственной власти, включающий в себя порядок образования высших и местных государственных органов и взаимоотношения между ними.
Монархия.
1. Источник власти и ее носитель – чаще опирается на божественный авторитет, носителем является монарх.
2. Главой государства становятся чаще всего в порядке престолонаследия (или по праву родства, или выборность).
3. Ответственность. Юридически и политически монарх ответственности не несет. Он находится выше других органов суда и управления.
4. Сроки полномочий – пожизненно.
5. Ограничения: внутреннее саморегулирование + на практике монарха ограничивают свободы определенной части членов общества.
6. Принципы деятельности. Преобладает единоличность принятия решений. Выделяют два вида: ограниченные (дуалистические и парламентарные) и неограниченные.
Республика:
1. Источник власти и носитель. Источник – народ, носитель – президент.
2. Глава государства – должностное лицо. В порядке замещения должности.
3. Ответственность. Политическая и/или юридическая.
4. Срок полномочий. Выбирается на определенный срок.
5. Ограничения: законы, политические нормы.
6. Принцип деятельности: принцип коллегиальности.
Парламентарная, президентская, смешанная республики.
24.02.2012
Абсолютная монархия характеризуется сосредоточением законодательной, исполнительной и судебной власти в руках монарха. Он является верховным законодателем, от его имени вершится правосудие, он может назначать и смещать должностных лиц исполнительной власти. Монарх признается стоящим выше закона. Но это не значит, что его власть деспотична и не ограничена никакими рамками.
Дуалистическая монархия чаще возникает в переходные периоды развития государства. В ней формально юридически происходит разделение власти между монархом и парламентом. Но парламент фактически подчиняется монарху.
Конституционная монархия. Монарх формально и фактически ограничен во всех сферах государственной власти. Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная власть – правительству. Законодательство принимается парламентом, но утверждается монархом.
Президентская республика. Президент – глава государства и глава Правительства (если не так, он назначает главу Правительства и участвует в его формировании). Часто президент избирается народом и не несет политической ответственности перед парламентом. Парламент не вмешивается в формирование правительства и осуществление исполнительной власти. Он несет ответственность (перед избирателями) только за свою законодательную деятельность.
Парламентская республика. Парламент осуществляет законодательную власть и участвует в формировании правительства. Правительство формируется одной партией или их коалицией. Премьер-министр и другие члены правительства могу одновременно являться депутатами нынешней палаты Парламента. Поэтому на выборах в Парламент фактически формируется будущее Правительство.
Смешанная республика. Объединяет в себе черты, признаки парламентской и президентской республик. От президентской республики существует институт избираемого народом президента, часто имеющего полномочия исполнительной власти. От парламентской республики заимствуется ответственность Правительства перед Парламентом. Президент в формальном смысле отделен от руководства исполнительной властью. Предусматривается возможность роспуска Парламента (нижней палаты) по инициативе Президента в случае конфликта между исполнительной и законодательной властью.
Традиционно разделение государств на монархию и республику появилось в работах Макиавелли, что в дальнейшем нашло свое отражение в практике политики, дипломатии и теоретической науки. Однако такой подход до сих пор воспринимается не всеми. После американской и французской революций, которые являлись по сути антимонархическими и утверждалась власть нации, необходимо было вводить новую, немонархическую форму правления. Старые монархии противопоставлялись новым республиками, однако такое деление было условным. В теории и практике существуют сведения о выборных монархиях, в которых глава государства избирается своими подданными, а выборность не всегда характеризует представительную власть.
Кроме того, власть монарха чаще не является безграничной. А наследственное правление может устанавливаться и в республике. Для республики не всегда характерен светский характер, а власть монарха не всегда сакральна.
Политико-правовой режим.
Политический режим понимается в нескольких значениях. Во-первых, как методы реализации власти либо как порядок взаимоотношения властных структур.
Политико-правовой режим – это способы осуществления публичной власти, отношение властных структур к основам жизнедеятельности общества, наделенность граждан правами и свободами и гарантированность их.
Государственный режим – составная часть политического режима, который охватывает собой не только государство, но и другие элементы политической системы общества.
Политический режим является динамичным, он реагирует на все процессы, происходящие в экономической, политической, социальной сферах. Он индивидуализирует форму государства. Политический режим не возникает спонтанно, а складывается под воздействием объективных и субъективных факторов.
К объективным факторам относится: характер экономики, уровень общей политической и правовой культуры, тип и форма государства, исторические традиции. Субъективные факторы: правовое и политическое сознание, дух и воля нации.
Критерии разграничения режимов: способ формирования органов власти, распределение компетенции между ними, реализация прав и свобод граждан, роль права в отношениях государства и гражданина и в отношениях между гражданами. Степень реального участия граждан в политической жизни; способы разрешения социальных и политических конфликтов; формальное или реальное разделение властей; стремление к плюрализму или единообразию в обществе.
Демократический режим. Признаки демократического режима. Реальное функционирование принципа разделения властей, защита личности, учет интересов большинства и меньшинства, национальных и религиозных особенностей общества, прямое воздействие населения на осуществление государственной власти, правовая основа жизнедеятельности. Демократия – это формально равное участие полноправных граждан в формировании и осуществлении государственной власти. Смысл демократии не только в том, что народ – источник власти. Демократия заключается в формально равном предоставлении политических прав всем гражданам государства.
Недемократический режим. Признаки: власть сосредоточена в руках одной социальной группы. Органы формируются в основном по назначению. Принцип разделения властей носит формальный характер. Ущемляются права и свободы граждан. Государство доминирует над правом.
Виды недемократических режимов: авторитаризм, элитаризм, тоталитаризм, охлократия, расизм, шовинизм.
Авторитаризм. В нем блокируются и не воспринимаются сигналы обратной связи, демонстрирующие реакцию общества на управление со стороны государства. Выделяют прогрессивный и консервативный авторитаризм.