Понятие и признаки правового государства
Истоки идеи о правовом государстве следует искать в тех временах, когда человеческая цивилизация находилась в колыбели. Уже тогда человек пытался уяснить и усовершенствовать формы общения с себе подобными, понять суть собственной и чужой свободы и несвободы, добра и зла, справедливости и несправедливости, порядка, хаоса и т.д.
Проблемы правового государства всегда привлекали внимание прогрессивных мыслителей древности, ученых более позднего периода и современности.
Сам термин «правовое государство» сформировался и утвердился довольно поздно – в немецкой юридической литературе в первой части Х1Х в. В дальнейшем этот термин получил широкое распространение.
Однако, многие идеи, на базе которых сформировалась впоследствии концепция правового государства, возникла уже в античном мире (Греция, Рим).
Дальнейшее развитие идеи об обеспечении прав и свобод граждан получили в работах Ш.Монтескье. Он писал: «Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их».
Разработка концепции правового государства способствовала утверждению идей гуманизма, принципов свободы и равенства всех людей, неотчуждаемости прав человека, поиску средств, направленных против узурпации государственной власти ее безответственности перед обществом и т.д.
Так, английский философ Дж. Локк (1632-1704), обогатил теорию правового государства идеями о естественных правах человека (право на жизнь, личная свобода, право собственности), о разделении властей, еще раз подтвердил верховенство права. Он писал: «Кто бы ни обладал верховной властью в государстве, он должен управлять по закону, провозглашенному народом в лице парламента. Никто не может быть освобожден от подчинения закону».
Идеи Локка в значительной мере предвосхищали теорию правового государства. Значительный вклад в ее развитие внесли Адамс, Джефферсон (разработчики американской конституции и будущие президенты США), Кант, Гегель и др.
Таким образом, суть теории правового государства сводилась, исходя из сказанного, к следующему:
1. Верховенство права (закона).
2. Разделение властей.
3. Человек является абсолютной ценностью государства.
Названные три компонента можно назвать основой теории правового государства.
Значительный вклад в развитие данной теории внесли русские юристы на рубеже 19-20 веков (Чичерин, Кистяковский, Новогородцев и др.) И опять это было реакцией на произвол и беззакония самодержавия (хотя тот произвол ни в какое сравнение не идет с произволом, впоследствии творимым коммунистическим режимом, особенно в 30-е годы). Более того, усилия этих ученых и многих других прогрессивно мыслящих людей, другие причины привели к тому, что Россия, особенно в период с 1907 по 1912г., далеко продвинулась по пути формирования правового государства (например, учреждение и функционирование Государственной Думы, в которой была образована фракция большевиков.).
Идея правового государства в условиях современной действительности нашла значительное освещение в работах отечественных юристов, политологов и социологов. Прежде всего, признается, что в основу правового государства заложено стремление оградить человека от произвола властей разных уровней, а также от мелочной опеки с их стороны, сковывающей индивидуальность человека, его свободу.
Речь идет о государстве, ограниченном в своих действиях правом и вместе с тем обеспечивающим безопасность и достоинство личности.
Современные положения и выводы, относящиеся к правовому государству, объединяют все те ценные, позитивные результаты, которые были достигнуты учеными на протяжении длительного исторического периода.
Т.о., правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности.
С учетом исторических данных, общественной и государственной практики и с позиций современного научного знания можно выделить следующие признаки правового государства.
Основные признаки правового государства:
1. Верховенство и господство права.
Именно такая конструкция использована и в ст.7 Конституции РБ. Этот признак означает, что государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней законов. Напомню, право есть «уравновешенный разум».
Причем, не всякий нормативный акт (правовая норма) может быть отнесен к праву. А только такой (такая), который соответствует принципу справедливости и гуманизма.
2. Верховенство и прямое действие Конституции.
Конституция должна быть «работающим» законом, а не формальностью, символом. Это означает, что все субъекты правоотношений могут и должны в необходимых случаях ссылаться на нормы Конституции, в т.ч. при вынесении различных актов применения, при обращении в государственные органы, в т.ч. суд.
3. Соответствие внутреннего (национального) законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права, приоритет последних (ст.8 Конституции РБ). Важнейшей задачей любого правотворческого органа в первую очередь, парламента, является добиться такого соответствия при принятии нормативного акта. Сделать это непросто еще в силу огромного количества различных международных документов, в т.ч. принятых ООН.
В случае противоречия (коллизии) национального нормативного акта с международным, применяются нормы последнего. При условии его ратификации (утверждения) данным государством.
4. Провозглашение и обеспечение прав и свобод человека, равенство всех в правах, их приоритет (ст.2 Конституции РБ).
Когда речь идет о правах и свободах, имеются ввиду права и свободы, провозглашенные Всеобщей декларацией прав человека 1948г.
При этом предполагается, что права и свободы – это не «дар» государства, не его уступка человеку, а существенная составная часть права (того права, о котором шла речь в первом признаке). Причем не следует забывать, что права человека – явление динамичное, развивающееся. Появляются новые права, видоизменяются «традиционные».
Более того, история развития человечества – это в значительной степени история борьбы за права и свободы. Начиная с античных времен, когда раб не признавался субъектом права, был «вещью», «говорящим оружием» до современного положения.
5. Легитимность власти (законность), т.е. формирование государственных органов на основе принятых в установленном порядке избирательных законов. Напомню, что не является легитимным захват власти путем социальной революции, путча, другими незаконными способами.
6. Организация и функционирование государственной власти на основе принципа разделения властей.
Идея разделения властей, выдвинутая еще античными мыслителями (Платон, Аристотель) была развернута в самостоятельную теорию выдающимся французским ученым Монтескье (1689-1759) в работе «О духе законов».
Согласно этой теории, в правильно устроенном государстве должны функционировать три независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная и судебная. Какое-либо соединение их в руках одного органа или должностного лица неизбежно ведет к злоупотреблениям. Чтобы этого не произошло, создается так называемая система сдержек и противовесов. Наиболее четко работает такая система в США, причем уже более 200 лет.
Исторический опыт и психология человека позволяют утверждать, что в большинстве случаев неограниченная власть приводит к злоупотреблениям, нарушениям прав и свобод человека, к трагедиям локального (Дюбалье - на Гаити, Пол Пот - в Камбодже, Ф.Кастро - на Кубе, Ким Ир Сен – в Северной Корее) или глобального масштаба (Наполеон, Гитлер, Сталин). Правители «подвержены страстям» (Аристотель), эмоциям, влиянию окружения и т.д., рано или поздно создается их культ личности, формируется вера в свою исключительность и непогрешимость.
Тем не менее, разделение властей не самоцель. Именно организация власти по такому принципу способствует обеспечению верховенства права, наиболее рациональному и качественному выполнению государственными органами своих функций (ст.6 Конституции РБ).
7. Особая роль судов, как органов правосудия, выступающих гарантом обеспечения прав и свобод человека. Именно суд должен стать щитом, защищающим граждан от произвола кого бы то ни было и прежде всего государства, его исполнительных органов.
8. Наличие развитого гражданского общества, т.е. совокупность граждан, их объединений, которые в своей деятельности не зависят от государства. Более того, такое общество все больше ограничивает роль государства, принимая на себя выполнение многих государственных функций.
9. Наличие многопартийной системы.
10. Наличие независимых средств массовой информации
Даже такой внушительный перечень признаков не исчерпывает все характеристики правового государства.
Формирование правового государства – сложный и длительный процесс. Темпы продвижения государства к правовому зависят от многих факторов.
Среди них:
- характер социально-исторического развития;
- национальные и культурные традиции;
- опыт государственного строительства;
- геополитические обстоятельства;
- уровень экономического развития;
- субъективные факторы (деятельность отдельных личностей, и др.).
Для определения является ли государство правовым, на каком этапе его формирования находится, необходимо реальность сопоставить с названными признаками.
2 ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
В ИХ СООТНОШЕНИИ
Государство выделилось из общества на известной ступени его развития. Общество – мать государства. К слову, заметим, что дитя (государство) не всегда почтительно относилось к матери (обществу), о чем разговор впереди.
Что же такое общество?
Во-первых, общество – это конкретные люди (граждане). Причем не просто сообщество инвалидов, а, прежде всего, социально-культурное, надбиологическое объединение людей. (Этим оно отличается от объединений животных).
Во-вторых, это множество социальных объединений (групп), образованных как стихийно, так и в результате организационно-управленческих усилий (партии, профсоюзы и т.д.).
В-третьих, это различные отношения между людьми и их объединениями (экономические, политические, правовые, семейные и др.).
Т.о., общество – это граждане, их объединения и отношения между ними.
Изучению сущности гражданского общества, его развития и соотношения с государством уделяется большое место в юридической науке. Представления о гражданском обществе формировались в органической связи с идеей правового государства.
Вывести одно общее определение гражданского общества трудно, но можно определить основные черты, которые характеризуют его сущность.
1. Гражданское общество означает наличие и развитие демократических основ его жизнедеятельности, т.е. это демократическая форма жизни людей.
Это означает, что такое общество может сформироваться только в демократическом государстве, но не в тоталитарном.
2. В гражданском обществе имеется и постоянно расширяется область свободного волеизъявления людей, где компетенция государственного вмешательства ограничена и строго определена. Это, прежде всего, частная жизнь и экономика.
3. Наличие разнообразных общественных отношений. Можно выделить три уровня (группы) таких отношений:
а) отношения, связанные с воспроизводством самого человека. Они охватывают сферу семьи, быта, культуры.
б) отношения, связанные с экономикой. Они включают в себя производство, распределение, обмен;
в) отношения, связанные с политикой, т.е. борьба за участие в осуществлении государственной власти.
4. Гражданское общество является результатом свободного объединения индивидов и поэтому является саморегулируемой организацией, оно способно к саморазвитию.
5. Способность гражданского общества преодолевать возникающие противоречия, конфликты, возможность избегать насильственных методов, революций как средства их разрешения или замены конституционного строя.
6. Плюрализм (множественность) идей, взглядов и мнений; социальных групп, партий, других объединений; форм собственности и способов производства. Их мирное сосуществование.
7. Гражданин является основой такого общества, главной его ценностью, он не может служить средством для достижения каких-либо целей. Наоборот, его благо и процветание – это цель общества и государства.
Незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства и, прежде всего, права собственности.
8. Свободное функционирование средств массовой информации, которые призваны объективно и беспристрастно отражать жизнь и деятельность государства, общества, его различных субъектов (четвертая власть).
9. Гражданское общество – это система частных лиц, групп, слоев, общественных объединений, которые в своей деятельности не зависят от государства.
Т.о., гражданское общество – это сообщество свободных индивидов.
Во взаимоотношениях государства и общества возможно несколько вариантов.
1. Государство в лице всех своих органов старается подчинить себе все общество, охватить своим контролем все сферы его жизнедеятельности.
Государство вмешивается в экономику, оно подчиняет себе и всю политическую жизнь, культуру. Это соответствует тоталитарному режиму.
2. Общество выходит из-под контроля государства. Оно перестает подчиняться его приказам. Оно игнорирует издаваемые им законы. Оно «стряхивает» с себя государство, как надоевший груз и практически перестает его замечать.
Подобные общественные состояния бывают решенными, в переходные периоды. Такое состояние можно назвать охлократией (власть толпы).
3. Государство и общество мирно сосуществуют. Государство управляет обществом, но не подчиняет его себе. Общество живет своей полноценной жизнью, но не игнорирует государство. Между обществом и государством существует определенная граница, не позволяющая им поглощать друг друга.
4. Государство подчинено обществу. Данный вариант является полной противоположностью второму, т.к. здесь нет анархии, а наоборот, разумное, основанное исключительно на законе сотрудничество, при этом сфера вмешательства государства ограничена такими сферами как обеспечение безопасности страны, борьба с преступностью, решение экологических проблем и т.д.
Конечно, третий и четвертый варианты являются наиболее предпочтительными. Необходимым условием такого нормального течения социальной жизни является наличие гражданского общества.
Таким образом, соотношения общества и государства проявляется в четырех формах:
- подчинение общества государству;
- охлократия (власть толпы);
- примерное равновесие государства и гражданского общества (паритет);
- приоритет гражданского общества.
ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ
Полное и реальное представление о правах и свободах нельзя получить, не рассматривая их в составе правового статуса личности, т.к.:
Во-первых, эта категория носит общий собирательный, универсальный характер, т.к. она включать в себя правовые статусы:
- гражданина;
- иностранного гражданина;
- лица без гражданства;
- беженца;
- вынужденного переселенца и т.д.
Во-вторых, данная категория отражает индивидуальные особенности человека и реальное положение его в системе многообразных общественных отношений.
В-третьих, права и свободы, составляя основу правового статуса личности, не могут быть реализованы без других его компонентов: без корреспондирующих правом юридических обязанностей, без юридической ответственности, без правовых гарантий и т.д.
В-четвертых, категория правового статуса позволяет увидеть права, свободы, обязанности личности в целостном, системном виде, дает возможность проводить сравнение статусов, открывает пути дальнейшего их совершенствования.
Т.о., правовой статус личности – это правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимодействиях с обществом и государством. Это совокупность прав, свобод и обязанностей, закрепленных в Конституции и других нормативных правовых актах.
Права человека – это неотъемлемое свойство человека. Если человек не обладает правами, то тем самым уничтожается сама природа человеческого существа.
Права человека принадлежат человеку, а не государству. Поэтому они (права) не могут рассматриваться как «дар» государства.
Государство способно обеспечить их или уничтожить. В первом случае речь идет о правовом, демократическом государстве, а во втором – об антидемократическом.
Если права человека официально признаны государством и закреплены в законах, то права человека и гражданина совпадают. Но даже и не будучи закреплены, они остаются правами.
Теория и практика прав человека имеют длительную историю. Права человека – явление естественноисторическое. Это значит, что они развиваются на основе природной и социальной сущности человека с учетом исторической обстановки.
Еще в Древней Греции граждане некоторых городов пользовались такими правами, как свобода слова и равенство всех перед законами. Уже тогда ряд философов провозгласили принцип, согласно которому естественные права являются достоянием всех людей.
Одним из первых документов, закрепившим некоторые права и свободы была Великая Хартия вольностей (1215г., Англия).
Огромный вклад в теорию прав человека внесли Локк, Руссо, Кант. Еще два события и принятые в этот период документы достойно нашего упоминания.
Это образование США (Декларация независимости 1776г. и Конституция 1789г.) и революция во Франции (Декларация прав человека и гражданина 1789г. и Конституция 1791г.). Так, например, во Французской Декларации права человека оцениваются как «естественные», неотъемлемые и священные».
Этим (и другим) людям, событиям и документам мы обязаны тем, что появилось и сохранилось для потомков понятие «естественные права человека»:
- право на жизнь;
- право на свободу;
- право на имущество;
- право на счастье и т.д.
Идея ценности каждой человеческой личности приобрела особую актуальность после второй мировой войны. В 40-е годы началось широкое международное сотрудничество в области прав человека.
Причины этого:
1. На опыте люди убедились, что массовые нарушения прав человека оборачиваются гибелью и страданиями миллионов людей.
2. Во многих странах произошли и происходят демократические преобразования.
3. Произошел распад колониальной системы. Поэтому после возникновения ООН одной из первых и главнейших ее задач стало, по выражению У.Черчилля «возведение на престол человеческих прав».
Подавляющее большинство важнейших международных документов и соглашений о защите прав и свобод человека разработано в рамках ООН (всего около 180).
Эти международные документы и соглашения составляют юридическую базу международной правовой защиты каждого человека в отдельности и человеческой цивилизации в целом.
Важнейшими их таких документов являются:
1. Всеобщая декларация прав человека (1948).
2. Пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966).
3. Пакт о гражданских и политических правах (1966).
Эти документы составили Международную хартию прав человека.
Они явились основой для создания национального законодательства по правам человека, нашли отражение в конституциях практически всех государств.
Т.о., права человека – это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни. Это мера возможного его поведения.
Разграничение между правами и свободами весьма условное, такое их употребление ведет свое происхождение из далеких времен Французской революции.
На современном этапе общественного развития основные права и свободы человека определяются как объективные условия жизнедеятельности человека, без которых не может существовать сам человек.
В комплексе эти свободы и права характеризуют свободу личности, т.е. независимость личности от государства и использование своих прав, свобод и законных интересов без нарушения прав, свобод и законных интересов других личностей.
По сути, характеристика свободы личности определяет и существо государства, в котором реализуется эта свобода: демократическое ли это государство или тоталитарное.
Анализ важнейших международных и национальных документов позволяет классифицировать права и свободы следующим образом:
Гражданские (личные).
Политические.
Экономические.
Социальные.
Культурные.
Основные принципы, характеризующие права и свободы:
1. Недопустимость использования прав, свобод и законных интересов таким образом, чтобы при этом нарушались права и свободы других лиц. Предел их использования – свобода личности другого.
2. Права и свободы – это динамичная, развивающаяся система.
Само развитие прав и свобод понимается как появление все новых прав и свобод, их взаимное дополнение и обогащение.
3. Равноправие личности независимо от расы, национальности, пола, религии, место жительства и других факторов.
4. Сочетание прав, обязанностей и ответственности.
5. Всеобщий, международный характер прав человека, а также соединение в этой сфере национального законодательства и общепризнанных принципов и норм международного права.
6. Признание приоритета прав и свобод человека над всеми другими правами – правами нации, народа, государства.
Последний принцип имеет исключительно важное значение. Его признание и правильное использование – основа многих направлений внешней и внутренней политики государства, национальной политики, решения геополитических проблем.
Основные юридические понятия и термины по ОТП
№ п/п | Новые понятия | Содержание |
1. | Общая теория права | Юридическая дисциплина, изучающая возникновение и развитие государства и права. |
2. | Основные теории происхождения государства и права | Теория насилия, теологическая теория, патриархальная теория, теория Дарвина (органическая), материалистическая теория, теория договора. |
3. 1 | Право | Система общеобязательных правил поведения (норм), устанавливаемых либо санкционируемых государством или народом путем референдума в целях регулирования общественных отношений. |
4. 1 | Принципы права | Принципы: демократизма, гуманизма, социальной справедливости, законности, единства прав и обязанностей, юридической ответственности только за виновные действия. |
5. 1 | Функции права | Регулятивная, охранительная, воспитательная, организаторская, предупредительная, информационная и др. |
6. | Социальная норма | Это правило общего характера, отражающее потребности, интересы людей и регулирующее их поведение в обществе (виды: нормы права, нормы морали, корпоративные нормы (нормы общественных объединений), обычаи, традиции, религиозные нормы). |
7. 1 | Юридический прецедент | Судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает общегосударственное значение. |
8. | Система права | Это внутренняя структура права и деление его на отрасли, институты и нормы права. |
9. 2 | Норма права | Общеобязательное правило поведения, которое устанавливается и охраняется государством для регулирования определенного рода общественных отношений. |
10. 2 | Гипотеза | Часть нормы права, в которой устанавливаются определенные условия, при наличии которых норма начинает действовать (виды: простая, сложная, альтернативная). |
11. 2 | Диспозиция | Часть нормы права, в которой содержится само общеобязательное правило поведения человека в обществе (виды: простая, описательная, бланкетная, ссылочная, смешанная). |
12. | Санкция | Часть нормы права, в которой указывается вид и размер наказания описанного в диспозиции нормы права (виды: абсолютная, относительно-определенная, альтернативная, кумулятивная). |
13. | Отрасль права | Это совокупность связанных между собой правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения (определенный вид общественных отношений). |
14. | Институт права | Это входящая в отрасль права обособленная группа взаимосвязанных юридических норм, регулирующих определенную сторону однородных общественных отношений. |
15. | Форма (источник) права | Это способы официального выражения, закрепления правовых норм, придания им общеобязательной юридической силы. Виды: 1.Правовой обычай; 2.Юридический прецедент; 3.Нормативно-правовой акт; 4.Нормативный договор; 5.Юридические доктрины; 6.Религиозные писания. |
16. | Правотворчество | Это специальная деятельность компетентных государственных органов, непосредственно народа (при референдуме) по установлению норм права, их изменению и отмене. |
17. | Стадии законодательного процесса | 1. Законодательная инициатива; 2. Обсуждение законопроекта; 3. Принятие закона и его подписание; 4. Опубликование закона и введение его в действие. |
18. 1 | Нормативный правовой акт | Акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. |
19. | Коллизия НПА | Такие ситуации, когда один и тот же вопрос в двух нормативных актах решается по разному. |
20. | Систематизация НПА | Это целенаправленная деятельность государственных органов, негосударственных организаций, отдельных лиц по упорядочению нормативно-правового материала, приведению его в определенную согласованную систему. |
21. | Инкорпорация | Это такое объединение действующих нормативно-правовых актов, при котором они полностью или частично помещаются в различных сборниках, собраниях законодательства без изменения их нормативного содержания. Виды: а) официальная; б) неофициальная. |
22. | Кодификация | Это вид систематизации, который предполагает не только внешнюю обработку нормативного правового материала, но и изменение его содержания в процессе создания кодифицированных актов (УК, ГК, ТК и т.д.). Формы кодификации (кодексы; уставы; положения; правила). |
23. | Реализация норм права | Это осуществление содержащихся в них предписаний (положений) в правомерном поведении субъектов права. Формы (способы) реализации: 1) соблюдение; 2) исполнение; 3) использование; 4) применение норм права. |
24. | Соблюдение | Это такая форма реализации норм права, которая выражается в строгом соблюдении субъектами права содержащихся в норме запретов. |
25. | Исполнение | Это такая форма реализации права, при которой субъекты права обязаны активными действиями выполнять требования правовых норм. |
26. | Использование | Это такая форма реализации, которая выражается в осуществлении участниками регулируемых правом общественных отношений своих прав, закрепленных в законодательстве. |
27. | Применение норм права | Это деятельность компетентных гос. органов, должностных лиц по реализации правовых норм к конкретному лицу по конкретному случаю путем принятия индивидуально-правовых решений. |
28. | Акт применения норм права | Это документ, в котором содержится властное решение по конкретному делу и в отношении конкретного лица. |
29. | Стадии применения | 1. Установление и анализ фактических обстоятельств дела. 2. Выбор (отыскание) правовой нормы, подлежащей применению к данным, фактическим обстоятельствам. 3. Установление точного смысла избранной нормы права, т.е. ее толкование. 4. Издание акта применения нормы права. 5. Исполнение акта применения. |
30. | Толкование правовых норм | Деятельность компетентных органов государства, общественных организаций и отдельных граждан по уяснению и разъяснению ими смысла норм права. |
31. | Пробел в праве | Это отсутствие нормы права, которая должна быть в системе права с точки зрения самого права. |
32. 3 | Правоотношение | Общественное отношение, при котором стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством. |
33. | Структура правоотношений | 1. Субъекты 2. Объекты 3. Содержание правоотношений. |
34. | Юридический факт | Это конкретное жизненное обстоятельство, с наступлением которого норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. |
35. 3 | Правомерное поведение | Такое поведение людей, которое соответствует предписаниям правовых норм. |
36. 4 | Правонарушение | Это общественно вредное, противоправное, виновное деяние (действие либо бездействие) деликтоспособного лица, за которое предусмотрена юридическая ответственность. |
37. 4 | Юридическая ответственность | Субъективная обязанность правонарушителя претерпевать неблагоприятные либо карающие его последствия за совершенное им правонарушение. |
38. 4 | Законность | Точное и неукоснительное соблюдение всех нормативных правовых актов всеми субъектами права. |
39. | Гарантии законности | Это условия, организационные меры, а также специальные (юридические) способы и средства, с помощью которых обеспечивается режим законности. |
40. 4 | Правопорядок | Состояние общественных отношений, которое устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. |
41. | Общественный порядок | Это такое состояние урегулированности общественных отношений, при котором они соответствуют требованиям всех социальных норм. |
42. 2 | Правосознание | Совокупность идей, взглядов, чувств, традиций, переживаний, которые выражают отношение людей к праву и правовым явлениям общественной жизни. |
43. | Политическая система | Совокупность государственных органов, политических партий, общественных объединений и трудовых коллективов, через которую осуществляется управление обществом и государством. |
44. 5 | Суверенитет государства | Независимость государства во внутренних и внешних отношениях от других государств. |
45. 6 | Государство | Политическая организация народа на определенной территории, обладающая государственным аппаратом, правом и суверенитетом. |
46. | Государственный орган | Это часть государственного аппарата, создаваемая, действующая и прекращающая свою деятельность в установленном порядке, обладающая властными полномочиями для выполнения государственных задач. |
47. 7 | Форма правления | Представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними. |
48. 8 | Форма государственного устройства | Национально-территориальное или административно-территориальное деление государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти. |
49. 9 | Политический режим | Совокупность способов и методов осуществления государственной власти. |
50. | Правовое государство | Это такая форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим правления, развитая прогрессивная правовая система, разделение властей, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности. |
Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену
1. Понятие и предмет общей теории права. Значение изучения общей теории права для сотрудников ОВД.
2. Характеристика наиболее известных теорий происхождения государства и права.
3. Власть и социальные нормы при первобытном обществе.
4. Общие предпосылки и особенности возникновения государства и права.
5. Понятие права, его признаки и сущность.
6. Сущность, принципы и функции права.
7. Виды (классификация) норм права.
8. Понятие социальных норм, их виды. Взаимодействие с правом.
9. Понятие и признаки норм права.
10. Структура норм права.
11. Краткая характеристика отраслей права Республики Беларусь. Предмет и метод правового регулирования.
12. Понятие системы права, характеристика ее элементов.
13. Понятие формы (источника) права, их виды.
14. Понятие правотворчества, его субъекты, принципы и функции.
15. Стадии правотворческого процесса. Особенности принятия законов.
16. Понятие и признаки нормативных правовых актов. Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность ОВД.
17. Структура и содержание нормативного правового акта.
18. Действие нормативных правовых актов во времени. Обратная сила нормативного правового акта.
19. Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц.
20. Понятие коллизии нормативных правовых актов. Способы ее преодоления.
21. Систематизация нормативных правовых актов: понятие, значение, виды.
22. Понятие систематизации. Понятие и виды кодификации.
23. Понятие систематизации. Понятие и виды инкорпорации.
24. Понятие реализации норм права. Формы (способы) реализации.
25. Применение норм права, его признаки, принципы и субъекты. Применение норм права в деятельности ОВД.
26. Акты применения норм права, их признаки и виды. Акты применения норм права в деятельности ОВД.
27. Правоприменительный процесс, его стадии. ОВД в правоприменительном процессе.
28. Понятие, значение, необходимость толкования норм права. Основные способы (приемы) толкования норм права.
29. Понятие толкования. Толкование норм права по субъектам.
30. Понятие толкования. Толкование норм права по объему.
31. Пробелы в праве и способы их преодоления.
32. Понятие правовых отношений, их признаки и виды.
33. Структура правовых отношений, характеристика ее элементов.
34. Юридические факты, их значение и виды.
35. Понятие и признаки правонарушений. Роль ОВД в борьбе с правонарушениями.
36. Состав правонарушения.
37. Виды правонарушений. Роль ОВД в борьбе с правонарушениями.
38. Понятие, признаки и принципы юридическ