Порядок формирования государственных органов.

ПРИНЦИПЫ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Различают два основных способа образования государственных органов:

- назначение;

- выборы.

Назначение бывает:

1). Простое (например, назначение Президентом всех министров в Республике Беларусь).

2). Назначение с последующим утверждением (так, председатели местных исполкомов назначаются вышестоящим председателем исполкома с последующим утверждением соответствующим Советом депутатов).

3). Назначение по представлению какого-либо органа или должностного лица (судьи районных и областных судов в Республике Беларусь назначаются Президентом по совместному представлению министра юстиции и Председателя Верховного Суда).

4). Назначение по согласованию с каким-либо органом или должностным лицом (так, Президент Республики Беларусь назначает Премьер-министра с согласия Палаты представителей).

Выборы.

Под выборами понимается установленная законом государственно-правовая процедура, во время которой граждане отдают свои голоса за кандидата или партию, в результате чего их воля формирует выборный (представительный) орган власти или избирается конкретное должностное лицо (президент, мэр города, судья и т.д.).

Существует довольно много классификаций выборов по различным основаниям.

1. В зависимости от территории проведения выборы подразделяются на:

- общенациональные (проводятся в масштабах всей страны);

- региональные (проводятся в рамках крупных территориальных единиц. Так, применительно к США, региональными могут называться выборы в рамках штатов, в Канаде – в рамках провинций и т.д.);

- местные (охватывают административно-территориальную единицу или город).

2. В зависимости от того, кого выбирают, выборы делятся на:

- парламентские;

- президентские;

- муниципальные;

- выборы судей, шерифов, коронеров и других лиц.

1. В зависимости от способа волеизъявления граждан (избирателей) выборы делятся на:

- прямые (когда избиратели непосредственно избирают конкретного человека на определенный пост);

- непрямые – это такой вид выборов, при котором воля избирателей реализуется не прямо, а через группу выборщиков (косвенные выборы) либо через действующий избирательный орган (многоступенчатые выборы).

3. В зависимости от того, когда проводятся выборы, они подразделяются на:

- очередные – это выборы, которые проводятся после истечения определенного срока полномочий данного органа, т.е. срока, установленного в законе;

- внеочередные (досрочные) – проводятся до истечения срока полномочий представительного органа или должностного лица (отставка или смещение президента, досрочный роспуск парламента и т.д.).

Существует две основных разновидности избирательных систем:

- мажоритарная;

- пропорциональная.

Есть еще третий вариант – смешанная система, которая представляет собой соединение мажоритарной и пропорциональной систем.

Мажоритарная избирательная система – это система, в основе которой лежит принцип определения результатов голосования по большинству голосов, поданных за одного кандидата в сравнении с другими.

Такая система в свою очередь делится на 3 вида:

1. Мажоритарная система абсолютного большинства, когда избранным считается кандидат, набравший 50% + 1 голос, либо от числа всех избирателей, либо от числа участвующих в голосовании (чаще всего). Данный вид избирательной системы используется во Франции, ряде стран СНГ.

2. Мажоритарная система относительного большинства, когда избранным считается кандидат, набравший больше голосов, чем его соперники. Для победы достаточно получить больше на 1 голос, чем любой другой кандидат. Такая избирательная система используется в США, Великобритании, Индии, всех странах англосаксонской правовой системы.

3. Мажоритарная система квалифицированного большинства, когда избранным считается кандидат, набравший, 2/3, 3/4, иногда 65% или иное число голосов, значительно превышающее 50%. Эта разновидность мажоритарной системы встречается очень редко, в частности, при выборах президента Италии, где требуется в первом туре голосования кандидату набрать 2/3 голосов от числа проголосовавших.

Пропорциональная избирательная система основана на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами (количеством мест в парламенте, ином органе). Суть пропорциональной системы в том, что места в парламенте распределяются между партиями или избирательными блоками пропорционально числу поданных голосов за ту или иную партию или избирательный блок. Если, например, партия получает 30% голосов по стране, она будет иметь 30% мест в парламенте. Эта система очень точно отражает распределение политических симпатий в стране.

Пропорциональная система выборов депутатов всегда связана с голосованием по спискам. Это всегда партийные списки. Пропорциональная система – это партийная избирательная система.

Завершая разговор об избирательных системах, необходимо сказать об избирательных цензах, т.е. об определенных требованиях (или ограничениях), предъявляемых к избирателям (активное избирательное право) и к кандидатам (пассивное избирательное право).

Среди цензов необходимо выделить основные:

- возрастной ценз – только по достижении определенного возраста можно избирать и быть избранным (этот ценз подробно рассмотрен применительно к Республике Беларусь в курсе Конституционного права);

- ценз оседлости – для того, чтобы избирать и быть избранным в тот или иной орган, необходимо прожить на территории определенной местности (государства, штата, области) определенное время (например, для кандидата в Президенты Республики Беларусь – 10 лет перед выборами, для того, чтобы получить право избирать во Франции – полгода, в Канаде – 12 месяцев);

- образовательный ценз (или ценз грамотности) – требование уметь писать и читать на языке той страны, где проживает избиратель;

- языковой ценз – предполагает обязательное знание государственного языка.

- ценз пола. В большинстве современных государств политических ограничений для женщин нет. Однако такое положение было не всегда. До первой мировой войны женщины имели избирательное право лишь в немногих государствах (Норвегия, Финляндия, Дания, Австралия). И только после первой мировой войны во многих странах женщины добились избирательного права (во Франции этот ценз был отменен только в 1944 году).

- имущественный ценз - долгое время существовал практически во всех странах, где существовали парламенты. Он означал, что в выборах могут участвовать только определенные группы лиц, то, что сейчас называется средний класс. Только достаточно имущие люди могли избирать и быть избранными. Сейчас имущественный ценз в открытом виде практически не существует.

Деятельность государственных органов основана на ряде принципов.

Принципы организации и деятельности государственных органов:

1. разделение властей;

2. законность;

3. гласность;

4. эффективность;

5. приоритет и обеспечение интересов граждан;

6. контроль со стороны общественности;

7. профессионализм;

Из названных принципов мы остановимся только на разделении властей, поскольку с остальными принципами вы уже познакомились в курсе Конституционного права (т. 5).

Классическая теория разделения властей была создана выдающимся французским философом и историком Шарлем Монтескье (1689 – 1755), который опирался на идеи предшественников - античных мыслителей Аристотеля, Джона Локка, Марсилия Подуанского.

Теория, разработанная Монтескье, оказала огромное влияние на ход политического развития Европы и Америки. По его мнению, в правильно устроенном государстве должны существовать три независимые друг от друга ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная.

Монтескье утверждал, что все погибло бы, если бы в одном и том же лице, в одном и том же учреждении были соединены все три ветви. Этот вывод он справедливо основывает на том, что если власть законодательная и власть исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы при этом не будет, так как можно опасаться, что тот, кто этой властью обладает, станет издавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически их применять.

Не будет свободы и в том случае, когда судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судьи будут законодателями. Если она соединена с исполнительной властью, то судья получает возможность стать угнетателем.[1]

Т.о., какое-либо соединение ветвей власти в руках одного органа или лица неизбежно ведет к злоупотреблению и несовместимо с политической свободой личности.

Ш. Монтескье отмечал необходимость полного равноправия, равновесия и независимости властей и в то же время их взаимную связанность, необходимость действовать. Таким образом, реализация принципа разделения властей означает, что государственные органы осуществляют свои полномочия самостоятельно, взаимодействуя и уравновешивая друг друга. Существует так называемая система сдержек и противовесов, направленная на предотвращение концентрации и монополизации власти в одних руках.

Почему такая концентрация власти неприемлема? Исторический опыт показывает, что в большинстве случаев неограниченная власть одного органа или лица приводит к трагедиям локального (Пиночет) или глобального масштаба (Гитлер).

Впервые концепция разделения нашла свое конституционное, пусть и не дословное, закрепление в американской Конституции 1787 года. Позднее она была закреплена в Конституции Франции (1791 г.). С тех пор продолжается ее «победное шествие» по всему миру. В нашем государстве данный принцип также получил закрепление в Конституции. Статья 6 ныне действующей Конституции Республики Беларусь гласит, что «Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга».

3. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

В процессе функционирования государство оказывает целенаправленное воздействие на различные сферы жизни, общественные процессы и связи. Выполняя определенные функции, государство посредством проводимых реформ, различных преобразований, правового регулирования общественных отношений, воздействует на состояние общественных процессов, их динамику и направленность.

Осуществление конкретных функций может как стабилизировать развитие общества, оказывать созидательное влияние, так и усиливать его кризисное состояние.

Функции государства – это основные направления деятельности государства (всех его органов) по осуществлению важнейших задач, стоящих перед ним на определенных исторических этапах развития общества.

Порядок возникновения и изменения функций государства зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и цели, которые оно преследует. В разное время приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а, следовательно, и различные его функции. На одних этапах центр тяжести перемещается в сферу экономики, поэтому в деятельности государства ключевое значение приобретает экономическая функция; на других – в сферу политики, тогда повышенное внимание уделяется реализации политической функции государственной власти. Выполнение каких-либо задач и целей ведет к исчезновению одних функций и появлению других.

Если говорить в самом общем виде, то государство выполняет две основные функции:

- посредническую (арбитражную);

- управления.

1. Посредническая функция предполагает деятельность государства по урегулированию противоречий и конфликтов, которые возникают в обществе.

Такие конфликты разнообразны, но в основном могут быть сведены в следующие группы:

а) конфликты между различными социальными группами. Они могут быть урегулированы лишь с помощью силы, возвышающейся над частными интересами различных социальных групп. В качестве таковой и выступает государство. Такие конфликты урегулируются с помощью компромисса, т.е. соглашения, достигнутого путем взаимных уступок;

б) конфликты между различными политическими силами (партиями);

в) конфликты внутри самого государственного аппарата, между его различными частями;

г) конфликты, одной из сторон которого является гражданин.

Они разрешаются, как правило, органами правосудия.

д) внешние конфликты во взаимоотношениях с другими государствами.

2. Функция управления состоит в регулировании хода дел в стране в целом, в выполнении определенных видов деятельности.

Анализ содержания этих двух функций показал, что их можно расчленить на ряд более узких по своему характеру и содержанию.

Жизнь любого современного общества осуществляется в двух основных сферах: внутри страны и на международной арене. В зависимости от этого функции государства подразделяются на:

- внутренние;

- внешние.

1. К внутренним функциям, осуществляемым в пределах данной страны, относятся:

а) экономическая, т.е. регулирование хозяйственной деятельности;

б) финансовая, т.е. бюджетная, налоговая, ценовая политика;

в) социальная, т.е. создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

г) охрана общественного порядка, защита прав и свобод граждан;

д) экологическая, т.е. охрана окружающей среды, и другие.

2. К внешним функциям, осуществляемым во внешнеполитической деятельности, относятся:

а) обеспечение целостности, безопасности и суверенитета страны;

б) защита интересов государства на международной арене;

в) развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами;

г) участие в решении глобальных проблем человечества, и другие.

Причем, внешние функции осуществляются по двум основным направлениям:

- внешнеэкономическая деятельность;

- внешнеполитическая деятельность.

Кроме этого функции государства подразделяют на:

- постоянные и временные;

- основные и не основные.

При этом одна и та же функция для одного государства может быть постоянной, для другого – временной; для одного – основной, для другого – не основной. У государства могут быть и такие функции, которые присущи только ему, например, для Беларуси – это ликвидация последствий катастрофы на ЧАЭС, да и осуществление других функций в РБ имеет свои особенности. Например, экономическая функция, в первую очередь, предполагает проведение рыночной реформы, что для многих государств нехарактерно.

Функции государства осуществляются в следующих формах:

- законодательная – принятие соответствующих нормативных актов;

- исполнительная – их реализация в жизнь;

- судебная – осуществление правосудия по различным делам. Что соответствует принципу разделения властей.

ЛЕКЦИЯ 2.3

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

ПЛАН:

Наши рекомендации