Понятие формы государства. Формы правления.

Формы государственного устройства.

Политический режим.

ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА.

ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

Государство является универсальным институтом, т.е. таким, который встречается во всех современных странах. А это, в свою очередь, означает, что формы его чрезвычайно разнообразны. Почему? Потому, что организация государственной власти и ее устройство характеризуется:

- во-первых, определенным порядком образования и организации высших государственных органов;

- во-вторых, способами территориального устройства государства, организации и отношений центральной и местной власти;

- в-третьих, приемами и методами осуществления государственной власти.

Кроме этого разнообразие форм государства зависит от:

1. исторических традиций;

2. исторических особенностей становления государства;

3. национального состава;

4. влияния метрополий;

5. субъективных факторов;

6. влияния церкви (религии) на государство и т.д.

Форма государства – это совокупность способов организации и осуществления государственной власти, выражающих сущность государства.

Для формы государства характерны 3 элемента (или составные части):

1. Форма правления.

2. Форма государственного устройства.

3. Политический режим.

Форма правления, как и любое иное понятие в теории государства и права, отражает устойчивые взаимосвязи между различными политико-правовыми явлениями и процессами. Будучи одним из главных элементов более общего понятия «форма государства», понятие «форма правления» отражает структуру и порядок образования высших органов государственной власти, раскрывает влияние этих факторов на эффективность их деятельности.

Вопросы организации верховной государственной власти, распределения компетенции между ее органами имеют не только теоретическое значение, но и большой практический смысл. Ведь государственная власть может быть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, а может быть распределена между различными органами власти.

Под формой правления понимается организация, структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними.

Различают 2 основные формы правления:

1. Монархия.

2. Республика.

Монархия – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Основными признаками монархической формы правления являются:

1. Существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно.

2. Наличие у главы государства определенного титула (царь, король, император, шах).

3. Наследственный порядок преемственности верховной власти.

4. Юридическая безответственность монарха за свои действия и т.д.

В истории известны 2 главные разновидности монархии:

1. Абсолютная (неограниченная).

2. Конституционная (ограниченная).

Абсолютная монархия возникла в рабовладельческом обществе, а достигла своего расцвета в средневековье, в XVI - XVIII вв.

Абсолютная монархия – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу. (Саудовская Аравия; Оман; Ватикан; Бруней; Катар).

Наиболее существенные признаки абсолютной монархии:

а) Монополия на власть со стороны монарха;

б) Концентрация в его руках всех ветвей государственной власти;

в) Ликвидация или полный упадок представительных учреждений;

г) Юридически не ограниченная власть монарха;

д) Наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата и др.

Современные абсолютные монархии сохранились на Востоке – в юридически чистом виде, (например, Оман), в превращенном виде - в большинстве стран Персидского залива (Бахрейн, Катар, Кувейт, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и др.).

Достоинства современных абсолютных монархий:

1. Способность верховной власти концентрировать ресурсы на решения актуальных задач.

2. Единство государственной власти, выражающееся в соединении властных полномочий в одном центре, что обеспечивает высокую степень взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной власти, предотвращает конфликты между ними.

3. Способность проводить эффективную внутреннюю и внешнюю политику, которая гарантирует политическую стабильность, правопорядок и единство нации.

4. Организация государственного механизма, который исключает дублирование управленческих функций и, как следствие, существование относительно дешевого чиновнического аппарата и др.

Недостатки:

1. Политическое бесправие народа, не участвующего в формировании институтов верховной власти и проведении государственной политики.

2. Полная бесконтрольность государственной власти.

3. Юридическая безответственность монарха за принимаемые решения.

4. Монополия монарха на власть, которая способна привести к установлению режима личной диктатуры, злоупотреблениям власти и т.д.

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. (Парламентом, советом и т.д.).

Как форма правления конституционная монархия возникла в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Япония, Испания, Марокко, Нидерланды).

Конституционная монархия бывает:

а) Парламентской (Англия, Дания, Испания).

б) Дуалистической (Иордания, Кувейт, Марокко).

Признаки парламентарной монархии:

1. Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

2. В законодательной, судебной и исполнительных сферах власть монарха фактически отсутствует. (Монарх царствует, но не правит);

3. Правительство формируется из представителей определенной партии (партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;

4. Лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства.

5. Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним и т.д.

Пример:

Власть монарха в Англии является пожизненной и наследственной. Причем в этой стране используется кастильская система престолонаследия, согласно которой престол передается по мужской линии, а младший брат исключает старшую сестру. Королевой Англии является Елизавета II из династии Виндзоров, занявшая трон с 1952г.

Монарх в Англии юридически безответственен. Издаваемые им акты скрепляются подписями премьер-министра или министра, ответственного за их реализацию.

Дуалистическая монархия является исторически переходной формой правления от абсолютной к парламентарной монархии, призванной обеспечить компромисс интересов.

Пример:

Согласно Конституции 1953г. верховная власть в Иордании формально разделена между королем и парламентом с преобладанием властных полномочий у монарха. Король является главой государства и не несет ответственности за свои действия. Согласно Конституции источником власти является народ, однако фактически легитимность монаршей власти основана на авторитете правителя, священности его права на престол и управления нацией. Титул короля передается по наследству по принципу майората (по мужской линии к старшему сыну). К монарху предъявляются требования быть законнорожденным и исповедовать ислам.

Признаки дуалистической монархии:

1. Юридически, по конституции, верховная власть разделена между парламентом, который наделен законодательной властью и избирается народом, и монархом, которому принадлежит исполнительная власть.

2. Принцип разделения властей не является завершенным, король обладает правом вето на решения парламента и издания декретов-законов, равных по юридической силе законам парламента.

3. Управление государством монарх осуществляет путем назначения премьер-министра и правительства, которые ответственны только перед ним.

4. Монарх обладает правом роспуска парламента.

5. Монарх назначает руководителей местного управления и самоуправления, которые ответственны только перед ним и др.

Одновременно с монархией развивалась и альтернативная ее форма правления – республика.

Республиканская форма правления зародилась в городах-государствах Древней Месопотамии (IV - VI вв. до н.э.).

В них власть осуществлялась выборными органами власти – собранием и советом (возглавляемым правительством). В собрании, которое избирало правительство, участвовали все полноправные граждане города-государства.

Признаки, отличающие республиканскую форму правления от монархической:

1. Выборностью высших органов государственной власти населением, включая и главу государства.

2. Принадлежностью власти народу, от имени и по поручению которого действуют созданные органы государственной власти.

3. Разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную.

4. Гарантированностью прав граждан со стороны государства.

5. Взаимной ответственности государства и личности перед правом.

6. Контроль общества за верховной властью с помощью негосударственных организаций и др.

Т.о., республика – эта форма правления, при которой высшие органы государственной власти формируются населением на свободных выборах и на определенный срок.

Современные республики подразделяются на:

1. Парламентские.

2. Президентские.

Парламентская республика – это разновидность формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

Пример: Италия, Германия, Финляндия, Израиль, Хорватия, Венгрия, ФРГ, Швейцария, Индия и т.д.

Признаки парламентской республики:

1. Отсутствует принцип жесткого разделения властей, существует режим сотрудничества законодательной и исполнительной власти.

2. Правительство формируется победившей на выборах партией или коалицией партии, которая располагает большинством мест в парламенте.

3. Правительство ответственно перед парламентом.

4. Глава государства (президент) избирается парламентом и формально обладает правом назначать премьер-министра.

5. Президент по конституции наделен широкими полномочиями, однако на практике он осуществляет их по предложению премьер-министра и др.

Достоинства парламентских республик:

а) единство органов верховной государственной власти, поскольку исполнительная власть (правительство) назначается и контролируется законодательной властью (парламентом) и зависят от ее поддержки;

б) велика роль политических партий, формирующих волю граждан и отражающих их интересы в органах власти и др.

Недостатки:

а) правительство в условиях многопартийной системы, особенно если нет доминирующей партии или коалиции партий, слабо и нестабильно, поскольку сформировать эффективное правительство практически невозможно.

Президентская республика впервые была создана в США Конституцией 1787г. и, как показал опыт, стала ее классическим вариантом, Т.к. более чем 200 летний опыт США показывает, что президентская республика является эффективной формой правления благодаря сильной исполнительной власти в лице президента, способной быстро реагировать на возникающие потребности и решать их.

Т.о., президентская республика – разновидность формы государственного правления, которая соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства (США, Сирия, Зимбабве и др.).

Признаки президентской республики:

1. Президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства в одном лице (США), либо непосредственно назначает главу правительства и участвует в формировании Кабинета (Совета) Министров (Россия).

2. Избрание главы государства внепарламентским способом (всеобщим голосованием населения).

3. Жесткое разделение законодательной, исполнительной и судебной власти.

4. Правительство формируется президентом с согласия парламента и ответственно перед президентом.

5. Президент утверждает законы, имеет право на роспуск парламента, является верховным главнокомандующим.

6. У президента отсутствует право на роспуск парламента.

Наше государство называют смешанной республикой, т.к. Президент Беларуси имеет право распускать Парламент.

Положительные черты президентских республик:

а) в цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой нормально функционируют и все остальные ветви власти;

б) президентская республика определяет стабильность правительства, которое не может быть уволено парламентом в отставку, в частности, по причинам борьбы политических партий (фракций) и изменения соотношения сил в его стенах.

Недостатки:

а) существует опасность узурпации верховной власти президентом;

б) в результате чего, образуются суперпрезидентские республики, где зачастую конституции предусматривают пожизненных президентов.

Пример:

В 60-80-х годах пожизненными президентами провозгласили себя главы государств в Уганде, Тунисе, Филиппинах. В последствие все они были свергнуты в результате военных переворотов.

Наши рекомендации