Предпосылки возникновения государства и права
Вопрос о возникновении государства и права в течение многих столетий был предметом жарких дискуссий. Не перестал он быть таковым и сегодня. Это связано с тем, что наука получает все новые и новые свидетельства жизни наших далеких предков, все дальше и дальше она проникает в глубь веков.
И сегодня, например, наряду с такими очагами цивилизации, как Месопотамия (Шумер), Египет, мы с полным правом называем Месоамерику (цивилизации майя, ацтеков, инков).
Сразу следует оговорить два момента:
1. Возникновение государства и права не разовый акт, а результат закономерного исторического развития. Государство и право – продукт внутренней эволюции общества.
2. Речь идет о первичном возникновении государства и права в его классических (типичных) формах.
Что же произошло в первобытном обществе, какие изменения произошли в этой, по словам Ф.Энгельса, «чудесной организации», которые привели к возникновению государства и права?
Все предпосылки (причины) возникновения государства и права можно подразделить на 3 группы:
1. Экономические.
2. Социальные.
3. Политические.
К экономическим предпосылкам относятся:
1. Крупные общественные разделения труда, таковыми являются:
а) Отделение земледелия от скотоводства.
Глобальные значения для развития земледелия и скотоводства получила вырубка лесов, повлекшая эрозию почв и расширения ареалов степей, способных служить пастбищами для животных и объектами земледелия. Скотоводство позволило иметь не только постоянный, изобильный и достаточно надежный источник питания, но и давало и дополнительные блага: молоко, шерсть и т.д.
б) Возникновение и развитие ремесла.
Специализация общественно необходимого труда сопровождалось совершенствованием орудий труда, их разнообразием. Ремесло выросло в самостоятельную отрасль производства.
в) Обособление торговли от производства.
Занятие земледелием, скотоводством и ремеслом требовало от индивидов обмена результатами своего труда. Процесс обмена представлял отрасль общественно-полезной деятельности, которым занималась весьма значительная часть населения – купцы.
Индивидуализация труда приводит к резкому росту производительности труда, что в свою очередь способствует получению избыточного продукта частной собственности.
Процесс перехода человека от присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирательство) к производящей экономике (земледелие, скотоводство, металлообработка и т.д.) получил название «неолитической революции».
Именно «неолитическая революция» приводит первобытное общество объективно в силу своего внутреннего развития к финальному рубежу – социальному расслоению общества, появлению классов, зарождению государства и права.
2. К социальным предпосылкам относятся:
1. Запрещение инцеста (кровосмешения), т.е. браков внутри рода.
2. Возникновение и становление вследствие такого запрета моногамной семьи (моногамия – греческ. monos - один + gamеs – брак, т.е. единобрачие), т.е. семьи, которая является господствующей формой и сегодня у большинства народов (исключение – некоторые народы, исповедующие ислам).
3. Возникновение групп и слоев общества, различных по своему имущественному, политическому и социальному положению.
3. К политическим предпосылкам относятся:
1. Неспособность общинной власти управлять новыми разнообразными отношениями и процессами, т.е. кризис власти.
В первобытном обществе индивидуальные и общие интересы совпадали. Возникновение частной собственности и имущественного неравенства привело к расхождению этих интересов, с которыми общинная власть уже не могла справиться.
2. Борьба между различными слоями и группами (сословиями), в том числе и за власть.
3. Необходимость защиты своих земель, других интересов от внешних врагов, ведение захватнических войн.
Война в те времена была обычным явлением и служила основным способом разрешения споров. И. конечно, нельзя сбрасывать со счетов психологический фактор, т.е. стремление одних господствовать над другими.
Этот комплекс причин, плюс предпосылки, вызываемые особенностями развития конкретного народа, и привели, в конечном счете, к возникновению государства и права.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ
ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обуславливается историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, мировоззренческими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой и т.д.
К наиболее известным относятся следующие теории:
1. Теологическая теория (от греч. тео – бог).
Это самая древняя теория происхождения государства, которой придерживаются и религиозные философские, и правовые школы (например, неотомизм – официальная идеология католической церкви).
В странах Древнего Востока данная теория была единственной. Согласно теологической теории, сам Бог установил государство, а государь есть его наместник на земле. Народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли, как продолжению воли божественной.
Активным проводником идеи божественного происхождения государства всегда являлось христианство, его письменные источники, философские школы и их представители.
2. Теория договорного происхождения (договорная теория, или теория общественного договора).
Эта теория получила широкое распространение в Новое время (XVII – XVIII в.в.), одновременно с зарождением теории правового государства и теории разделения властей.
Смысл этой теории заключается в том, что люди первоначально, до образования государства, находились в так называемом естественном состоянии, но по разным причинам были вынуждены объединяться и, заключив договор, образовать государство.
Выдающимися представителями данной теории были голландские ученые Гюго Гроций, Барух (Бенедикт) Спиноза; англичане Томас Гоббс, Джон Локк; французы Шар ль Луиз Монтескье, Жан-Жак Руссо и другие.
3. Патриархальная теория.
Эта теория зародилась в античном мире и некоторым образом перекликается с теологической теорией.
У истоков данной теории стоял древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Смысл данной теории заключается в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи, а также трансформации отцовской власти во власть монарха, являющегося отцом своих подданных. Из патриархальной теории, как и из теологической, вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти.
4. Органическая теория.
Эта теория связана с развитием естествознания и, особенно, эволюционной теории Ч.Дарвина. Согласно этой теории человечество возникло как результат эволюции животного мира – от низшего к высшему. Дальнейшее развитие привело к объединению людей в процессе естественного отбора, борьбы с соседями в единый организм – государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как непередаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции государства (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы – внешние функции (оборона, нападение).
Крупнейшим представителем данной теории был английский социолог Герберт Спенсер (1820-1903). Однако, зачатки этой теории можно обнаружить еще в античном мире и, прежде всего, в учении о государстве древнегреческого философа Платона (427-347 гг. до н.э.).
5.Теория насилия (завоевания).
Эта теория объясняет происхождение государства и права не социально-экономическими причинами, а завоеванием, насилием, порабощением одних племен другими. Для подавления порабощенного племени создавался государственный аппарат, принимались законы. Сторонники этой теории опирались на известные исторические факты, сопутствующие образованию древнегерманских государств, венгерского государства.
Наиболее выдающимися представителями теории насилия являются австрийский социолог и государствовед Людвиг Гумплович и один из лидеров и теоретиков германской социал-демократии Карл Каутский.
6. Материалистическая теория.
Обычно эту теорию связывают с именами Ф.Энгельса, К.Маркса, В.И.Ленина.
Основным источником теории является работа Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», написанная им в 1884 году.
Суть теории заключается в том, что государство возникает в результате естественного экономического развития первобытного общества: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем – раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами.
При этом в материалистической теории различают 2 подхода:
Марксистко-ленинский.
Государство, по марксистко-ленинской доктрине, возникает как продукт классовой непримиримости, как аппарат подавления господствующим классом других классов.
Второй подход не придает решающего значения классовому фактору.
Его суть состоит в том, что в результате экономического развития общества усложняется само общество, его производительные силы и распределительные отношения. Все это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства.
7. Психологическая теория.
Представители психологической теории (З. Фрейд, Л. Петражицкий) объясняют происхождение государства и права проявлением особых свойств человеческой психики, в частности, психической потребностью людей подчиняться. Сторонники этой теории выражают мысль о том, что государство представляет собой организацию для руководства обществом со стороны выдающихся, психически сильных личностей.
ЛЕКЦИЯ 1.2