Характеристика монархической формы правления

Введение

Форма правления занимает особое место в теоретическом осмыслении государства, так как не что иное, как она, определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно организованном обществе. Вопросы, связанные с государством и государственной властью всегда вызывают глубокий интерес в обществе. В современном мире актуальность темы обусловлена постоянным развитием общества, переходом его от одной ступени развития к другой. Эта тема является жизненной, имеет актуальное значение для понимания происходящих сейчас изменений в современном мире. Все больше стран стремятся к демократическому правовому государству, а его функционирование невозможно без четко отлаженной структуры формирования и осуществления государственной власти. Форма государственного правления является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания.

Такое понятие как «форма правления» является одним из важнейших содержательных характеристик правовой науки. Уже Аристотель, вслед за Платоном, столкнувшись с самыми разными формами организации и осуществления государственной власти в Древнем мире, попытался разработать классификацию государств по критерию, кто и как правит в этих государствах, т.е. по форме правления. Со времен Платона и Аристотеля теоретическая политико- правовая мысль пыталась выявить причины, определяли те или иные формы правления. На протяжении многих столетий выдающиеся люди стремились выделить самое основное в формах государства и по возможности спрогнозировать их развитие. В трудах Августина, Гоббса, Монтескье, Руссо, Радищева и многих других были сделаны попытки обобщить и систематизировать знание о формах правления, нащупать самые глубинные начала их возникновения и развития.

Чаще всего форму правления пытались определить в ее связи с типом государства, классовой структурой, экономическим направлением развития общества и т.д. И забывали о таких факторах, влияющих на форму правления, как исторические традиции, национальная психология, религиозность, культурная среда, географическое положение и многое другое.

Цель данной работы - рассмотреть формы государственного правления.

Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:

1. Дать понятие формы государственного правления и проследить ее историческое развитие;

2. Рассмотреть монархическую форму государственного правления;

3. Рассмотреть республиканскую форму государственного правления;

4. Рассмотреть формы правления современных государств.

Данная курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

Тема данной работы рассматривается во всех юридических учебниках, так как является одной из важнейших тем при изучении курса теории государства и права.

Базой написания работы послужили учебные пособия по данной проблематике, статьи периодических изданий, монографии, таких авторов, как Решетников С.В., Марченко М.Н., Лазарев В.В, Чиркин В.Е и других.

Ранее было принято различать две формы республики – президентскую и парламентскую, но в настоящее время все более широкое распространение получает смешанная форма правления, соединяющая черты этих двух форм. Ее принято называть полупризидентской (или полупризидентской, полупарламентской) республикой.(Мальцев,??)

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов. В ней президент сосредотачивает в своих руках полномочия главы государства и главы правительства (главы исполнительной власти). Президент занимает в государственном аппарате очень значительное место. Поэтому иногда по аналогии с монархиями называется дуалистической республикой, т.к. в ней существует два основных центра власти – парламент и президент.(полящук,27) Президент является одновременно и главой государства, и главой исполнительной власти. Он избирается независимо от парламента либо прямым голосованием избирателей, либо коллегией выборщиков. Президент сам формирует правительство, которое ответственно перед ним, а не перед парламентом. Члены правительства обычно назначаются из состава партии, победившей на президентских выборах, в результате чего возможно несовпадение партийного состава правительства и парламентского большинства.

Отличительной чертой президентской республики является жесткое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти. Парламент не может вынести вотум недоверия правительству, но и президент не вправе распустить парламент. Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек и противовесов, взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент обычно обладает правом отлагательного вето на решения парламента и правом законодательной инициативы.

В настоящее время президентская республика классического типа подвергается модификациям. Возникает президентская республика с некоторыми чертами парламентской формы. Во-первых, в некоторых странах учреждается должность премьер-министра, создается Совет министров. Министры в каких-то отношениях становятся подчиненными премьер-министрам, а не только президенту, что несколько ослабляет принцип президентского правления. Во-вторых, при сохранении основной ответственности министров перед президентом устанавливается ограниченная ответственность министров перед парламентом, что совсем несвойственно для президентской республики, а в некоторых странах – и ответственность премьер-министра и всего Совета министров. Правда, эта ответственность затруднена и, в конечном счете, вопрос решается президентом, но возможны такие ситуации, когда он должен отправить министра или правительство в отставку в результате недоверия парламента. На деле недоверие правительству при «сильном» президенте не выносится.

В парламентской республике правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед парламентом. Достоинством парламентарной республики является единство высших эшелонов власти, поскольку глава исполнительной власти (премьер-министр) и его кабинет назначаются и контролируются парламентом, точнее, парламентским большинством. До тех пор пока правительство располагает поддержкой большинства законодателей, оно выполняет свои функции, не исключая и представления законопроектов.(лазарев 307)

Парламент может выразить вотум недоверия правительству, что влечет за собой отставку правительства либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. В большинстве стран с парламентской формой правления членство в правительстве совместимо с сохранением депутатского мандата. Глава правительства (премьер-министр, канцлер) реально является первым лицом в политической иерархии. Президент же фактически занимает в ней более скромное место, осуществляя главным образом представительские и церемониальные функции. Глава государства избирается, как правило, парламентским путем, т.е. либо парламентом, либо особой коллегией, создаваемой на основе парламента.

При всех существующих вариациях в парламентских республиках президент играет незначительную роль; исполнительная власть является, по сути, продолжением законодательной, и тем самым возможный конфликт между двумя ветвями власти сводится к минимуму. (решетников,??)

Стабильность и эффективность функционирования всей системы государственной власти в условиях парламентской республики в значительной мере зависит от политических партий, их способности и готовности найти необходимые компромиссы на почве конституционализма и в рамках парламентской борьбы за власть.(249,)

Недостатки парламентарной республики сводятся, во-первых, к крайней фрагментарности партийной системы, которая обрекает парламентскую коалицию на аналогичную фрагментарность, а правительство на неустойчивость. При неразвитости партийной системы даже экстремистские (малочисленные) партии могут оказаться частью парламентской коалиции большинства. Это может стать не менее пагубным, чем тупик во взаимоотношениях исполнительной и законодательной властей.

Во-вторых, вполне реальной может оказаться угроза тирании, которую в состоянии создать простое парламентское большинство, т.е. эффективность и стабильность парламентских форм правления зависят от характера политических партий, соревнующихся за места в парламенте. Судьба же партий и структура партийной системы в немалой степени определяются способом избрания законодателей, т.е. мажоритарной или пропорциональной системами.(лазарев 307)

К парламентским республикам относятся Италия, ФРГ, Индия, Турция, Израиль, Австрия, Швейцария и др.(бромлей, 310)

Выделяют также "смешанную" или полупрезидентскую республику.

Впервые полупрези­дентская республика (таково утвердившееся в литературе не со­всем точное, условное название) была введена во Франции в 1958 г. по инициативе де Голля, который стремился к сильной президент­ской власти, но должен был учитывать длительные традиции пар­ламентаризма в стране.(лазарев 1996)

Эта форма правления стремится сочетать сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Она не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская республики и в различных странах существенно отличается в ту или иную сторону. Ее главная отличительная черта – двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом. Наряду с совмещением черт президентской и парламентарной республики полупрезидентская республика имеет такие особен­ности, которые не присущи первым. Основная из них: особый ста­тус президента. По конституциям президент выводится за триаду разделения властей. Он не относится ни к одной из ее ветвей, в том числе к исполнительной власти, как это всегда бывает в президент­ской республике и по традиции — в парламентарной. Смешанная республика существует сегодня в Австрии, Финляндии, Франции, Болгарии, Польше и ряде других стран.()

Что касается Беларуси и других республик бывшего СССР, то очевиден отказ этих стран от модели республики советского типа и поиски наиболее приемлемых вариантов формы правления. В государствах Прибалтики сложились элементы парламентской республики, что во многом определяется довоенными традициям и влиянием западноевропейской политической культуры. В России, Республике Беларусь, других странах СНГ устанавливается режим республики президентского типа (собственно президентской или полупрезидентской). При этом высказывается мнение, что для государств, находящихся в кризисном состоянии, предпочтительнее сильная президентская власть. Однако эта точка зрения не является общепризнанной. Споры и дискуссии в пользу парламентской или президентской республики скорее всего разрешит практика политической жизни. Априорного предпочтения какой-либо форме правления дать невозможно. Все зависит от особенностей исторического развития страны, устоявшихся традиций и обычаев, конкретной политической ситуации.(решетн,??)

Так мы рассмотрели республиканские формы государственного правления. Отметили, что при президентской республике президент непосредственно, при определенном парламентском контроле, формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. При парламентской республике президент республики является только главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партией (или партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр (он может называться иначе). И при смешанной республике парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.

Введение

Форма правления занимает особое место в теоретическом осмыслении государства, так как не что иное, как она, определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно организованном обществе. Вопросы, связанные с государством и государственной властью всегда вызывают глубокий интерес в обществе. В современном мире актуальность темы обусловлена постоянным развитием общества, переходом его от одной ступени развития к другой. Эта тема является жизненной, имеет актуальное значение для понимания происходящих сейчас изменений в современном мире. Все больше стран стремятся к демократическому правовому государству, а его функционирование невозможно без четко отлаженной структуры формирования и осуществления государственной власти. Форма государственного правления является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания.

Такое понятие как «форма правления» является одним из важнейших содержательных характеристик правовой науки. Уже Аристотель, вслед за Платоном, столкнувшись с самыми разными формами организации и осуществления государственной власти в Древнем мире, попытался разработать классификацию государств по критерию, кто и как правит в этих государствах, т.е. по форме правления. Со времен Платона и Аристотеля теоретическая политико- правовая мысль пыталась выявить причины, определяли те или иные формы правления. На протяжении многих столетий выдающиеся люди стремились выделить самое основное в формах государства и по возможности спрогнозировать их развитие. В трудах Августина, Гоббса, Монтескье, Руссо, Радищева и многих других были сделаны попытки обобщить и систематизировать знание о формах правления, нащупать самые глубинные начала их возникновения и развития.

Чаще всего форму правления пытались определить в ее связи с типом государства, классовой структурой, экономическим направлением развития общества и т.д. И забывали о таких факторах, влияющих на форму правления, как исторические традиции, национальная психология, религиозность, культурная среда, географическое положение и многое другое.

Цель данной работы - рассмотреть формы государственного правления.

Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:

1. Дать понятие формы государственного правления и проследить ее историческое развитие;

2. Рассмотреть монархическую форму государственного правления;

3. Рассмотреть республиканскую форму государственного правления;

4. Рассмотреть формы правления современных государств.

Данная курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

Тема данной работы рассматривается во всех юридических учебниках, так как является одной из важнейших тем при изучении курса теории государства и права.

Базой написания работы послужили учебные пособия по данной проблематике, статьи периодических изданий, монографии, таких авторов, как Решетников С.В., Марченко М.Н., Лазарев В.В, Чиркин В.Е и других.

Характеристика монархической формы правления

Монархия – это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха (короля, царя, императора, шаха и т.д.), который выполняет функции и главы государства и законодательной и во многом исполнительной власти.(матузов,80 )

Власть монарха, как правило, передается по наследству и считается непроизводной от какой-либо другой власти, органа или избирателя. Глава государства занимает пост на определенный срок и не несет юридической ответственности за свои действия.

Монархическая форма правления весьма разнообразна, причем настолько, что на каждый из указанных признаков можно найти исключения.Рассмотрим все-таки подробнее основные черты монархий.

1. Во главе государства находится монарх – один человек, который пользуется титулом.

2. Монарх приобретает власть, как правило, по наследству и на неограниченный срок (т.е. пожизненно).

3. В руках монарха сосредоточена вся полнота верховной государственной власти, монарх выступает источником всякого права, только с его волеизъявления те или иные постановления могут приобретать силу закона; от его имени творится правосудие, ему принадлежит право помилования.

Однако власть монарха может ограничиваться, и очень существенно, иными, в первую очередь представительными органами государства, конституцией. За монархом вообще могут оставаться лишь символические полномочия. Такие монархии называются ограниченными, о них речь пойдет позже.

4. Монарх не несет юридической ответственности за свои политические действия.

5. На международной арене, в сношениях с другими государствами монарх единолично представляет свое государство.(полящук, 24)

Эти признаки в своей идеальной совокупности встречаются достаточно редко. В Византии, например, где из 109 царствовавших императоров 74 были убиты, во всех 74 случаях престол переходил к цареубийце не по наследству, а по праву захвата. И при коронации императора Цхимисхия патриарх Полуевкт провозгласил даже новый догмат: таинство помазания на царство смывает все грехи, в том числе и грех цареубийства. Римские легионеры назначали и смещали императоров. Как свидетельствуют историки, арагонские феодалы возводили на престол королей по формуле: "Мы, которые стоим столько же, сколько и Вы, и которые можем больше, чем можете Вы, мы назначаем Вас нашим королем и сеньором при том условии, что Вы будете соблюдать наши привилегии. А если нет, - нет". Реальная история оказывается весьма далекой от идеальных моделей теоретиков /солоневич,стр.77/.

В зависимости от того, ограничена ли власть монарха представительным органом или нет, монархии подразделяются на:

абсолютные (неограниченная);

конституционные (ограниченная).

В свою очередь, данная классификация тоже делится на разновидности, критериями для которых являются «различная степень концентрации власти в руках одного лица – монарха, наличие или отсутствие конституционных актов, оказывающих сдерживающее влияние на проявление монархической власти, функционирование в стране наряду с монархическими институтами традиционных республиканских институтов в виде парламента или других представительных органов»(хропанюк,106)

«Абсолютная монархия – это такая форма правления форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу»(мелехин,стр 76)

«Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий»(хропанюк, 105)

Монарх выступает единственным носителем суверенитета, обладает широкими полномочиями в законодательной, исполнительной и судебной сферах. Дух этой формы правления ярко выражен в знаменитой фразе Людовика XIV "Государство – это я". Неограниченная монархия типична для рабовладельческого и феодального общества. В настоящее время практически не встречается, за исключением нескольких стран – Саудовской Аравии, Катара, Омана.(полящук,25)

Следует заметить, что абсолютные монархии – категория исторически ограниченная. Созданные как альтернатива феодальной раздробленности абсолютные монархии, выполнив свою миссию в большинстве стран мира, либо видоизменились, либо были уничтожены в результате революций (Франция, Россия). В настоящее время абсолютная монархия – довольно редкая форма правления.

Если монарх не обладает всей полнотой власти, то форма правления приобретает характер ограниченной монархии.

«Конституционная монархия – такая форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом»(хропанюк, 106)

Обычно, таким органом выступает конституция и законы, учрежденные парламентом и провозглашающие права личности, их обязательное признание верховной властью и передачу законодательной функции парламенту, а исполнительной – правительству.

Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Великобритания, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).

В зависимости от того, насколько ограничена власть монарха, различают дуалистическую и парламентарную монархии.

В дуалистической монархии (от латинского слова «два») законы принимает только парламент, а управляет страной монарх через назначаемое им и ответственное только перед ним правительство.

Характерной чертой дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между парламентом и монархом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная – у парламента. Парламент в ряде случаев подчиняется монарху. Принято считать, что дуалистическая монархия – это промежуточный вариант от абсолютной к парламентарной монархии. Здесь власть монарха ограничена, но незначительно.

Дуалистическая монархия первоначальная форма ограниченной монархии.

Такая форма, при которой уже в той или иной мере проведен принцип разделения властей. Монарх осуществляет исполнительную власть, как правило, через назначаемое им правительство. Весьма значительны полномочия монарха в отношении органа законодательной власти.

Дуалистическая монархия возникает в особых исторических условиях, как выражение компромисса между монархом и народом. В этом случае перевес пока остается за монархом. Для данной формы правления характерен авторитарный политический режим. Эта форма правления в традиционных государствах Иордания, Кувейт, Марокко. (марченко, 96-100)

В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические (Саудовская Аравия, Ватикан – феномен, религиозный лидер является главой государства – «Государство в государстве»).

Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, исполнительная – правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом.

В ней также власть делится между монархом и народным представительством. Но тогда как в конституционной монархии власть монарха гораздо обширнее прав парламента, здесь наоборот – власть народного представительства и фактически, и, пожалуй, юридически, более обширна, чем власть монарха. Известная поговорка: «Король царствует, но не управляет» вполне применима к парламентской монархии. В ней судьбами страны заведует парламент. Управление также сосредоточено преимущественно в руках последнего. (сорокин,243 хрестоматия)

Парламентарная монархия по тексту конституций существует практически во всех монархических государствах Европы (кроме Монако), в Японии, Малайзии, Таиланде, в тех государствах – членах британского Содружества (Австралия, Канада, Ямайка и др.), в которых британский монарх представлен генерал-губернатором. В парламентарной монархии правительство формируется парламентом (его формирует партия или коалиция партий, получившая большинство на выборах в нижнюю палату парламента или в однопалатный парламент).(решетников1,???)

Таким образом, мы рассмотрели монархические формы государственного правления и каждой из них дали краткую характеристику. Выяснили то, что при абсолютной монархии правитель обладает огромной властью над народом, чем в конституционной.

Наши рекомендации