Понятие и виды органов государства
Орган государства — это структурно-обособленное звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями (А.Ф.Вишневский).
Из данного определения вытекают основные признаки государственного органа.
Во-первых, государственный орган является самостоятельным элементом аппарата государства и образуется в установленном законом порядке. Система государственных органов устанавливается обычно Конституцией.
Во-вторых, для осуществления своих задач каждый государственный орган наделяется необходимыми государственно-властными полномочиями, в соответствии с которыми издает обязательные к исполнению правовые акты.
В-третьих, государственный орган имеет свою особую внутреннюю структуру, состоящую из подразделений (управлений, отделов, отделений, комиссий и др.) .
В-четвертых, орган государства располагает материальной базой и финансовыми средствами (зданиями, средствами связи, прочим оборудованием, деньгами), которые требуются для осуществления его компетенции.
В-пятых, орган государства состоит из государственных служащих, находящихся в особых правоотношениях между собой, государственным органом и государством.
В-шестых, орган государства, участвуя в реализации функций государства, использует для этого соответствующие формы и методы правового воздействия.
В-седьмых, орган государства при необходимости ликвидируется в установленном законом порядке.
Органы государства классифицируются по различным основаниям. Так, по принципу разделения властей различают законодательные, исполнительные, судебные и контрольно-надзорные органы.
В зависимости от территориальной сферы деятельности органы государства подразделяются на высшие (президент, парламент, правительство, Верховный суд), центральные (министерства, ведомства) и местные (советы, исполкомы).
По способу осуществления своих полномочий различают коллегиальные (парламент, правительство, исполкомы) и единоначальные (министерства, управления, отделы) органы государства.
По характеру компетенции различают государственные органы общей компетенции (парламент, правительство, исполкомы, муниципалитеты, советы) и специальной компетенции (министерства, ведомства, управления, отделы исполкомов).
Иногда органы государства классифицируются и по другим критериям. Например, по форме осуществления государственной деятельности они подразделяются на представительные, исполнительно-распорядительные, судебные, прокурорские и иные контрольно-надзорные органы;
Все государственные органы и учреждения, выполняя определенные задачи, связаны между собой и являются частями общего механизма государства, в котором действуют согласованно, в единой системе.
- Понятие и признаки права
Понятие «право» изучается с различных позиций. Существует множество подходов к его определению и социальному назначению.
Согласно наиболее распространенному (нормативному) подходу, право представляет собой систему общеобязательных норм, установленных и охраняемых государством и служащих основным регулятором общественных отношений.
Право как социальное явление рассматривают в двух плоскостях: 1) как объективное право, которое получает свое выражение в законодательстве, т.е. в законах, указах, постановлениях и т.д.; 2) как субъективное право, которое выражается правах, свободах и обязанностях конкретного субъекта права.
В качестве отличительных признаков права называют:
1) нормативность;
2) всеобщность;
3) обязательность;
4) формальная определенность;
5) обеспечение мерами принуждения.
Нормативность права означает, что оно складывается из совокупности норм, правил поведения, рассчитанных на многократное применение. Норма права – это определенный стандарт поведения, мера должного или возможного поведения.
Всеобщность права предполагает его распространение на всех без исключения субъектов правоотношений. Нормы права адресуются широкому, неопределенному кругу лиц. В них не содержится конкретных фамилий. Право – это масштаб всеобщего поведения. В то же время право применяется в отношении конкретных лиц.
Обязательность права означает, что его предписания подлежат безусловному исполнению. В случае нарушения или несоблюдения норм права виновные подлежат привлечению к той или иной ответственности.
Формальная определенность права означает, что нормы права имеют точно установленную юридическую форму и, как правило, излагаются в виде отдельного документа (закона парламента, постановления правительства, международного акта, судебного решения и др.).
Обеспечение права мерами принуждения предполагает при необходимости использование мер со стороны уполномоченных государственных органов (полиции, прокуратуры, судов).
Сущность права проявляется в его нормативности и обязательности. Право по своей сути является мерой должного поведения, требованием, исходящим от компетентных государственных органов или иных уполномоченных субъектов.
Белорусские правоведы С.Г.Дробязко и В.С.Козлов определяют сущность права как общесоциальную справедливость, которая выражает баланс интересов всех социальных групп, личности и общества.