Понятие, признаки, виды органов государства.

Орган государства – структурно обособленное звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями; внутренняя форма государства, имеющая свою микроструктуру, клеточка, ядро всей системы государства. Признаки органа государства: является самостоятельным элементом механизма государства; образован и действует на основе права (закона); выполняет свойственные ему задачи и функции; наделен в этой связи властными полномочиями, в том числе возможностью применения, в случае необходимости, принудительных мер; имеет соответствующую структуру, материальную базу, финансовые средства; ликвидируется в установленном законом порядке.Органы государства классифицируют: 1. по принципу разделения властей: законодательные, исполнительные, судебные, контрольно-надзорные; 2. характеру компетенции: общей (парламент, правительство, местные советы); специальной (министерства, ведомства, управления, исполкомы); 3. характеру формирования: первичные (создаются без участия других органов государства; Президента непосредственно избирает народ); производные (формируются другими госорганами; Президент Республики Беларусь назначает 6 членов избирательной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов); 4. тер.пределам действия: высшие (Президент, Парламент, Правительство, Конституционный суд, Высший хозяйственный суд, Верховный суд); центральные (министерства, ведомства); местные (исполкомы); 5. способу осуществления полномочий: коллегиальные (Парламент, Правительство, исполкомы), единоначальные (министерства, управления, ведомства).

14. Политическая система общества (понятие, структура). Место и роль государства, политических партий, профсоюзов в политической системе современного общества.

- совок. гос. и негос. соц. институтов, осущ. опред. политич. ф-ции. Народ явл. ядром полит.с-мы любого об-ва. Гос-во – осн. элемент полит.с-мы. Под структурой политической системы понимается способ свя­зи ее элементов в единое, целостное системное образование, т.е. ус­тановление устойчивых связей и отношений между элементами этой системы. Структура полит.с-мы: 1. институциональная подсистема вкл. в себя все гос. и общ. институты; вед. роль принадл. гос. органам и учреждениям; 2.идеологич. вкл. политич. культуру и идеологию, служат основой развития и совершенствования полит. с-мы; 3. нормативная – корректирует, обогащает нравств. нормы, полит. традиции и обычаи, кот. направляют и упорядоч. дея-ть; 4. коммуникативная – ответственна за взаимод. всех элементов полит.с-мы на основе обмена иформ.; 5. культурно-идеологич. служит основой развития и совершенствования полит. с-мы. Государство представляет собой универсальную политическую организацию политической системы. Политическая организация государства – взятая в единстве и взаимодействии совокупность организаций (партии, профсоюзы), институтов непосредственной демократии (выборы, референдумы, демонстрации и т. д.), посредством которых осуществляется управление делами общества
и государства. Признаки государства как основного структурного элемента политической системы. Главным субъектом политической власти, ядром политической системы выступает государство.

Основные признаки государства: выступает в качестве единственного официального представителя народа, объединенного в пределах его территориальных границ по признаку гражданства; является единственным носителем суверенитета – внешнего и внутреннего;

обладает специальным аппаратом – особой публичной властью, а также «силовыми» структурами (армия, милиция, служба безопасности); владеет, в отличие от других субъектов, монополией на правотворчество; обладает собственными материальными ценностями – государственная собственность, бюджет, валюта. В условиях перехода к рыночной экономике, структурных и организационных перемен в белорусском обществе, банкротства предприятий и организаций, роста безработицы и других негативных явлений возросла роль профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений. Центром профсоюзной жизни в Беларуси стала Федерация профсоюзов Беларуси (ФПБ) – самое мощное добровольное объединение граждан, в состав которого входит большинство профсоюзных организаций страны. Согласно Закону о профессиональных союзах от 22 апреля 1992 г. профсоюзам Беларуси при проведении забастовок запрещено выдвигать политические требования. Однако они могут влиять на осуществление таких функций политической системы, как дистрибутивная, реагирования, регуляции и др. Дистрибутивная функция предполагает участие в распределении ценностей и ресурсов страны (мнение учитывается при выделении бюджетных средств на реализацию государственно-социальных программ); функция реагирования – учет импульсов, поступающих от различных социальных групп населения, в том числе профсоюзных работников, в сфере регулирования социально-трудовых отношений; функция регуляции – координация поведения индивидов нанимателей, профессиональных союзов и применение мер в отношении нарушителей трудового
законодательства. По мере реализации экономических реформ меняется роль государства и профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений, постепенно сужается вмешательство государства в экономические отношения, усиливается процесс установления партнерских отношений между государством, нанимателями и профсоюзами, строящихся на принципах равенства, свободы и справедливости.



Наши рекомендации