Понятие, признаки, определение и виды норм права

Норма права

- общеобязательное формально-опреде ленное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликован ное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обя занностей их участников.

Норма права — установленные или санкционированные государством правила поведения, общеобязательные в пределах сферы своего действия, обеспеченные его принудительной силой и отражённые в источнике права.

Признаки правовой нормы: Регулируют наиболее важные общественные отношения, носящие типовой характер (например, отношений по поводу наследования имущества); Закрепляют, как правило, уже сложившиеся, повторяющиеся общественные отношения, но могут и программировать их развитие, направлять их в определенное русло; Имеет определенную форму (письменную, документальную) и содержание (представительно-обязывающее - предоставляя права какому-либо субъекту, одновременно возлагает на него соответствующие обязанности); Содержит общеобязательное правило поведения и распространяется на всех, кто вступает в сферу е действия; Либо непосредственно исходят от государства в лице его органов либо имущества в результате проведения референдума, либо санкционируются государством, закрепляются в официальных государственных актах; Реализация нормы права обеспечена государственным принуждением;Носит общий характер, то есть отличается нормативностью;Характеризуется неперсонифицированностью - адресуется не конкретному лицу или распространяется на конкретный случай жизни, а на всех или большие группы людей (военнослужащих, учащихся, пенсионеров); Имеет многократное применение - не прекращает своего действия после ее исполнения;Имеет государственно-властный характер - положения нормы являются властным предписанием; государство устанавливает, что является правомерным, а что не правомерным.

Классификация правовых норм:

1. По субъектам правотворчества (сфере действия):

Нормы законов - нормы общего дей ствия - распространяются на всех граж дан и функционируют на всей территории государства;

Нормы подзаконных актов (указы Президента, акты правительства) - нормы ограниченного действия - имеют пределы, обус­ловленные территориальными, временными, субъективны ми факторами; нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав РФ, или нормы, исходящие от представительных или ис полнительных органов краев, областей;

Локальные нормы - принимаются на предприятиях, в организациях, фирмах и действуют только в пределах данной организации (правила внутреннего трудового распорядка).

2. По выполняемым функциям

регулятивные (нормы-правила поведения) - содержат предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений;

ох ранительные (нормы-стражи порядка) - направлены на защиту правопорядка, прав и свобод человека, предусматривают меры наказания или иного юридического воздействия на правонарушителей; определяют также условия и поря док освобождения от наказания;

3. По социальному назначению и роли в правовой систе ме:

учредительные (нормы-принципы) - отражают исходные начала пра вового регламентирования общественных отношений, право вого положения человека, пределов действия государства;

обеспечительные (нормы-гарантии) - содержат предписания, гаран тирующие осуществление субъективных прав и обязаннос­тей в процессе правового регулирования. Социальная цен ность их зависит от того, насколько эффективно они спо собствуют созданию механизмов и конструкций беспрепят ственной реализации права;

декларативные (нормы-объявления) - включают в себя поло жения программного характера, определяют задачи право вого регулирования отдельных видов общественных отно шений, содержат нормативные объявления;

де финитивные (нормы-определения) - формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступ ления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т.п.);

коллизионные (нормы-арбитры) - призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями;

оперативные (нормы-инструменты) - устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.п.;

4. По предмету правового регулирования (нормы подразделяются по отраслям): уголовно-правовые; гражданско-правовые; трудовые; административные и т.п.

Отраслевые нормы подразделяются:

материальные - предназначены для воздействия на общественные отношения путем прямого, непосредственного их регулирования, закрепляют, например, правовой режим собственности, порядок ее приобретения;

процессу альные - закрепляют процедуру защиты и осуществления норм материального права (совокупность правовых норм, устанавливающих статус субъектов права); содержат предписания, устанавливающие процеду ру применения норм права. Два вида процессуальных норм: обслуживающие отрасль в целом - нормы уголовного, гражданского или административного процесса; обслуживающие конкретный правовой институт - избирательный или законодательный процесс, порядок рассмотрения трудовых споров.

5. По методу правового регулирования:

императивные - категорические, строго обязательные предписания, не допускающие каких-либо отступлений или иной трактовки; строго обязательны и не предоставляют субъектам возможности выбора варианта поведения (нормы УП, АП НП, а также учредительные предписания);

диспозитивные - устанавливая тот или иной вариант поведения, дают возможность субъектам в пределах закона выбрать рациональный для них вариант (ГП, СП, ТП ПП);

поощрительные - предписания о предоставлении государством определенных мер поощрения за полезный вариант действий субъектов, одобряемый государством и обществом (shpora.su). Цель - воздействовать на поведение людей посредством поощрения тех или иных действий, при этом субъект побуждается, а не обязывается к достижению полезного результата (нормы, устанавливающие государственные награды, почетные звания);

рекомендательные

- устанавливают варианты желательного с точки зрения государства поведения, имея в виду проявление субъектами высокой ответственности, инициативы, а также учет местных условий, возможностей и средств. Субъекту предоставляется возможность самому определить свое поведение, но при этом в норме указывается наиболее предпочтительный его вариант (следование - поощрение; игнорирование - негативные последствия).

6. По средствам, используемым для регулирования общественных отношений:

Обязывающие - предписывают субъектам совершить определенные действия;

управомочивающие - предоставляют субъектам опрееленные права или возможности совершать положительные действия;

запрещающие - устанавливают запреты на совершение определнных действий под угрозой наказания.

Наши рекомендации