Особенности деятельности органов социальной защиты населения

Научная организация труда (НОТ) — совершенствование труда на основе достижений науки и передового опыта — позволяет наилучшим образом соединить технику и людей в едином произ­водственном процессе, обеспечивает наиболее эффективное ис­пользование материальных и трудовых ресурсов, а также непре­рывное повышение производительности труда, способствует сохранению здоровья человека, постепенному превращению труда в первую жизненную необходимость.

Российское правительство проводит значительную работу по созданию условий для успешного применения в народном хозяй­стве принципов НОТ. Создана государственная система планиро­вания мероприятий по научной организации труда; многие пере­довые формы и методы организации труда закреплены в правовых документах и стандартах.

На предприятиях и в учреждениях подразделения и группы за­нимаются внедрением НОТ; организованы подготовка и система­тическое повышение квалификации специалистов по НОТ.

Задачи, решаемые при внедрении НОТ, можно разделить на три основные группы:

1) экономические, направленные на достижение высокого уров­ня производительности труда при экономии времени и энергии человека;

2) психофизиологические, направленные на всестороннее оздо­ровление и облегчение условий труда, в конечном счете позволя­ющие сохранить здоровье и трудоспособность работающих;

3) социальные, способствующие всестороннему и гармонич­ному развитию личности работников, воспитанию новых людей, повышению степени содержательности и привлекательности их труда.

При внедрении НОТ широко используются выводы и дости­жения общественных и естественных наук, прежде всего эконо­мики, социологии, психологии, трудового права, медицины (ги­гиены, санитарии, физиологии). НОТ тесно связана с праксеологией — наукой, исследующей и формулирующей правила «хоро­шей работы» в любой сфере человеческой деятельности.

Основные направления НОТ в работе органов социальной защиты населения:

1) разделение и кооперация труда в коллективе; подбор и рас­становка кадров; организация творческого труда; сплочение кол­лектива;

2) совершенствование оплаты труда работников (ликвидация уравниловки), его материального и морального стимулирования;

3) организация и обслуживание рабочих мест (оснащение, планировка, эстетизация — вкус);

4) создание благоприятных условий труда: санитарно-гигие­нических и психофизиологических (отношения в коллективе);

5) проектирование и внедрение рациональных приемов и ме­тодов труда;

6) воспитание сознательного и творческого отношения к тру­ду; укрепление дисциплины труда;

7) распространение передового опыта;

8) совершенствование нормирования труда;

Особенности деятельности органов социальной защиты населения - student2.ru Особенности деятельности органов социальной защиты населения - student2.ru Особенности деятельности органов социальной защиты населения - student2.ru 9) подготовка кадров и повышение их квалификации. Напри­мер, в районных (городских) органах социальной защиты:

- происходит компьютеризация назначения и выплаты пенсий;

- открываются консультационные пункты;

- появляются «горячие линии» телефонов: работник комитета, отдела социальной защиты населения в определенный день отве­чает на телефонные звонки жителей, затрагивающие их основные жизненные проблемы;

- организуются выступления с консультациями по радио, те­левидению, в печати;

- проводятся выездные заседания комиссий по назначению пенсий на крупных предприятиях;

- составляются «памятки» для пенсионеров и др.

Взаимодействие органов и учреждений социальной защиты населения с другими организациями.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ взаимодействует с хозяйственными, профсоюзными и другими общественными организациями.

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (п. 18) предписывают государству признать право объ­единений инвалидов представлять интересы этой группы населе­ния на национальном и местном уровнях, закрепить их консуль­тативный статус при разработке и реализации государственной политики в отношении инвалидов. Рекомендуется постоянное представительство в руководящих органах государственных учреж­дений, участие в работе общественных комиссий, осуществление совместных проектов.

К основным направлениям совместной деятельности государ­ства и объединений инвалидов правила относят определение по­требностей и первоочередных проблем инвалидов, планирование, осуществление и оценку услуг и мер, которые необходимо при­нять в сфере жизнедеятельности инвалидов.

Это выражается в привлечении общественных организаций инвалидов к разработке и оценке соответствующего националь­ного законодательства, использовании их опыта при разработке и экспертизе государственных реабилитационных программ, стан­дартов и норм доступности жизненной среды для инвалидов.

Так, Федеральный закон «О социальной защите инвалидов» был разработан в сотрудничестве с представителями Всероссий­ских общественных организаций инвалидов, слепых, глухих (ВОИ, ВОС, ВОГ).

Для взаимодействия федеральных органов государственной вла­сти, органов государственной власти субъектов РФ, обществен­ных объединений инвалидов, организаций и учреждений, занимающихся проблемами профилактики инвалидности, реабилита­ции инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных прав и свобод, в конце 1996 г. создан консультативный орган при главе государ­ства — Совет по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации.

Наши рекомендации