Особенности деятельности органов социальной защиты населения
Научная организация труда (НОТ) — совершенствование труда на основе достижений науки и передового опыта — позволяет наилучшим образом соединить технику и людей в едином производственном процессе, обеспечивает наиболее эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, а также непрерывное повышение производительности труда, способствует сохранению здоровья человека, постепенному превращению труда в первую жизненную необходимость.
Российское правительство проводит значительную работу по созданию условий для успешного применения в народном хозяйстве принципов НОТ. Создана государственная система планирования мероприятий по научной организации труда; многие передовые формы и методы организации труда закреплены в правовых документах и стандартах.
На предприятиях и в учреждениях подразделения и группы занимаются внедрением НОТ; организованы подготовка и систематическое повышение квалификации специалистов по НОТ.
Задачи, решаемые при внедрении НОТ, можно разделить на три основные группы:
1) экономические, направленные на достижение высокого уровня производительности труда при экономии времени и энергии человека;
2) психофизиологические, направленные на всестороннее оздоровление и облегчение условий труда, в конечном счете позволяющие сохранить здоровье и трудоспособность работающих;
3) социальные, способствующие всестороннему и гармоничному развитию личности работников, воспитанию новых людей, повышению степени содержательности и привлекательности их труда.
При внедрении НОТ широко используются выводы и достижения общественных и естественных наук, прежде всего экономики, социологии, психологии, трудового права, медицины (гигиены, санитарии, физиологии). НОТ тесно связана с праксеологией — наукой, исследующей и формулирующей правила «хорошей работы» в любой сфере человеческой деятельности.
Основные направления НОТ в работе органов социальной защиты населения:
1) разделение и кооперация труда в коллективе; подбор и расстановка кадров; организация творческого труда; сплочение коллектива;
2) совершенствование оплаты труда работников (ликвидация уравниловки), его материального и морального стимулирования;
3) организация и обслуживание рабочих мест (оснащение, планировка, эстетизация — вкус);
4) создание благоприятных условий труда: санитарно-гигиенических и психофизиологических (отношения в коллективе);
5) проектирование и внедрение рациональных приемов и методов труда;
6) воспитание сознательного и творческого отношения к труду; укрепление дисциплины труда;
7) распространение передового опыта;
8) совершенствование нормирования труда;
9) подготовка кадров и повышение их квалификации. Например, в районных (городских) органах социальной защиты:
- происходит компьютеризация назначения и выплаты пенсий;
- открываются консультационные пункты;
- появляются «горячие линии» телефонов: работник комитета, отдела социальной защиты населения в определенный день отвечает на телефонные звонки жителей, затрагивающие их основные жизненные проблемы;
- организуются выступления с консультациями по радио, телевидению, в печати;
- проводятся выездные заседания комиссий по назначению пенсий на крупных предприятиях;
- составляются «памятки» для пенсионеров и др.
Взаимодействие органов и учреждений социальной защиты населения с другими организациями.
Министерство здравоохранения и социального развития РФ взаимодействует с хозяйственными, профсоюзными и другими общественными организациями.
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (п. 18) предписывают государству признать право объединений инвалидов представлять интересы этой группы населения на национальном и местном уровнях, закрепить их консультативный статус при разработке и реализации государственной политики в отношении инвалидов. Рекомендуется постоянное представительство в руководящих органах государственных учреждений, участие в работе общественных комиссий, осуществление совместных проектов.
К основным направлениям совместной деятельности государства и объединений инвалидов правила относят определение потребностей и первоочередных проблем инвалидов, планирование, осуществление и оценку услуг и мер, которые необходимо принять в сфере жизнедеятельности инвалидов.
Это выражается в привлечении общественных организаций инвалидов к разработке и оценке соответствующего национального законодательства, использовании их опыта при разработке и экспертизе государственных реабилитационных программ, стандартов и норм доступности жизненной среды для инвалидов.
Так, Федеральный закон «О социальной защите инвалидов» был разработан в сотрудничестве с представителями Всероссийских общественных организаций инвалидов, слепых, глухих (ВОИ, ВОС, ВОГ).
Для взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, общественных объединений инвалидов, организаций и учреждений, занимающихся проблемами профилактики инвалидности, реабилитации инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных прав и свобод, в конце 1996 г. создан консультативный орган при главе государства — Совет по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации.