Переход общественного призрения в определенную систему и усиление государственного участия в ней

Переход общественного призрения в определенную систему принадлежит уже императору Петру Великому. Системати­зируя обширный ряд его законов и распоряжений, нельзя не видеть, что им были затронуты все важнейшие и, так сказать, основные вопросы призрения. Он подробно останавливается на необходимости различать нуждающихся по причинам их нужды и определять помощь в соответствии с этой нуждой. Он указыва­ет на предупреждение нищеты как лучший способ борьбы с ней; выделяет из нуждающихся работоспособных, профессиональ­ных нищих и другие категории. Кроме того, принимает реши­тельные меры к урегулированию частной благотворительности, определяет организованную помощь общества, устанавливает органы призрения и необходимые для развития дела средства. Таким образом, применяемые им меры составляют уже не ряд разрозненных и не связанных между собой попыток, а цельную систему, отличающуюся известной выдержанностью и после­довательностью.

Переход общественного призрения в определенную систему и усиление государственного участия в ней - student2.ru Переход общественного призрения в определенную систему и усиление государственного участия в ней - student2.ru В 1706 г. митрополитом Иовом основан близ Новгорода первый в России приют для «зазорных» (незаконнорожденных) детей. Император, очень сочувствовавший такому учреждению, не­медленно определил на содержание его доходы с нескольких монастырских вотчин.

Позже он повелел учредить в городах госпитали для незаконнорожденных, а затем и общие сиротские дома.. Затем, в 1710 г., ввиду злоупотреблений в пользовании богадельнями, великий преобразователь России предписывал произвести разбор и выселить из богаделен тех из них, которые имеют жен и детей и знают промыслы, а в 1712 г. Петр снова на­стаивает на принятии энергичных мер по призрению.

В то же время следует отметить, что, несмотря на то, что Петр Великий в общественное призрение вносит много нового, он не мог не сознавать крайней необходимости новых источников средств на призрение. Без этих источников невозможна была реформа призрения, а потому при нем:

1) вдвое против прежнего был увеличен сбор венечных денег за венечные памяти со всех вступающих в брак;

2) воспрещена вольная продажа восковых свечей и предо­ставлена исключительно церквам («понеже церковные имения нищих имения суть»);

3) установлен вычет из жалованья у всяких чинов людей «кроме солдат, по одной копейке с рубля на содержание госпи­талей»;

4) введено в монастырях обучение монахинь рукоделиям и ремеслам с целью обращения вырученных за эти работы денег «на общую монастырскую пользу, а не на собственные свои по­требы»;

5) сбор доброхотных подаяний в церквах в два кошелька, из которых один предназначен был на покупку церковных потреб, а другой на госпиталь;

6) штрафные деньги с раскольников установлено обращать на богоугодные дела. Как ни незначительны в общем были средства, получаемые от этих источников, но сам факт обосо­бления их, со специальным назначением, указывает на сильное желание прочно организовать и поставить дело общественного призрения.

Непосредственно же после смерти Петра наступил период законодательного затишья. По некоторым отраслям призрения произошло даже заметное ухудшение дела. Так, хотя импе­ратрица Екатерина I, а затем и Елизавета и издавали указы о призрении незаконнорожденных, но не имели энергии настоять на исполнении, вследствие чего даже те приюты, которые были открыты при Петре I, постепенно закрылись.

Продолжателем реформ становится Екатерина II, которая создает целую сеть специальных учреждений под названи­ем «Приказы общественного призрения», открытых в сорока, губерниях на основании «учреждения о губерниях» 1775 г. По этому закону «приказу общественного призрения поручается попечение и надзирание о установлении и прочном основании 1) народных школ, 2) установление и надзирание сиротских домов для призрения и воспитания сирот мужского и женского пола оставшихся после родителей без пропитания; 3) установление и надзирание госпиталей или больниц для излечения больных; 4) установление и надзирание богаделен для мужского и жен­ского пола, убогих, увечных и престарелых, кои пропитания не имеют; 5) установление и надзирание особого дома для неизлечимо больных, кои пропитания не имеют; 6) установление и над­зирание дома для сумасшедших; 7) установление и надзирание работных домов для обоего пола; 8) установление и надзирание смирительных домов для обоего же пола людей».

Таким образом, законодательным актом от 7 ноября 1775 г. получившим название «Учреждения для управления губерний Всероссийской Империи», была заложена государственная система общественного призрения. Законодательство Екатерины II решительным образом поворачивало дело призрения от земского общественного принципа, где помощь бедным оказывали земские люди на общественные средства, в сторону централизации на государственной бюрократической основе, где призрением сирых и убогих занимались чиновники полиции и приказы.

Приказ общественного призрения представлял собою административный орган, председателем которого являлся генерал-губернатор. Приказы подчинялись сначала Коллегии экономики, а с учреждением в 1802 г. министерств они вошли в ведение Министерства внутренних дел.

Приказная система просуществовала свыше 80 лет и была ликвидирована в ходе буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX столетия.

К 1862 г. складывается определенная система учреждений социальной помощи:

- лечебные заведения (больницы, дома для умалишенных);

- заведения призрения (богадельни, инвалидные дома, дома для неизлечимых больных);

- учебно-воспитательные заведения (воспитательные дома, сиротские дома, училища для детей канцелярских служащих);

-институты пансионеров, местные благотворительные
общества.

Таким образом, реформой 1775 г. Екатерина II создала уни­версальную систему благотворительности.

Следует подчеркнуть, что институты социальной помощи населению в губерниях не имели четкой структуры и принци­пов организации. Их деятельность не была постоянной, и они не могли удовлетворить потребности населения.

И тем не менее система призрения, созданная в этот период времени, процветала долго и сохранилась в общих чертах до наших дней.

Наши рекомендации