Вопрос 55. Суперпрезидентские режимы в Латинской Америке
· Президентская республика является одной из наиболее распространенных форм правления в латиноамериканских странах.
· Президентское правление установлено в 12 странах: Бразилии, Венесуэле, Гаити, Гватемала, Гондурас, Доминиканская Республика, Колумбия, Коста-Рика, Мексика, Парагвай, Сальвадор и Эквадор.
· Для государств Латинской Америки свойственно особое понимание роли президента и придание особого значение возглавляемой им исполнительной власти. Особый статус президента не только существует на практике, но и закреплен в конституциях большинства этих стран. Такой характер государственной власти отражается в понятии - каудилизм. Слово «каудильо» означает лидер, руководитель, вождь. Но само понятие каудидизма шире. Реально, президент или каудильо оказывается осью политической жизни страны, "отцом нации". Если судить по полномочиям, которыми он наделяется официально и неофициально, то можно сказать, что его власть не просто президентская, а суперпрезидентская.
· "Суперпрезидентская" форма правления - это фактически независимая, неконтролируемая на практике законодательтной, исполнительной или судебной отраслью власти система государственного управления, основной чертой которой является гипертрофированная президентская власть. Эта форма правления, как правило, подразумевает принцип прямых выборов президента избирателями фактически без промежуточных органов или инстанций.
· "Суперпрезидентская" форма правления подразумевает обширные полномочия президента, закрепленные в текстах конституций и реально осуществляемые на практике. Прежде всего, это полномочия его как главы государства. Ряд латиноамериканских конституций уполномочивает президента "олицетворять нацию" (конституция Перу), а конституция Аргентины 1853 года провозглашает его "верховным главой нации".
56. Трансформация партийно-политических систем в Латинской Америке в 90-е гг. XX - н. XXI вв
К концу 20 в завершился период демократического транзита, приведя к утверждению норм электоральной демократии, ставшей мегатрендом латиноамериканской политики. Выборы стали неотъемлемым атрибутом политических процессов. Но, несмотря на это, в функционировании латиноамериканской демократии наблюдаются сбои и противоречия. За последнее десятилетие разрыв между странами-флагманами процесса политической модернизации (Чили, Коста-Рика и Уругвай) и отстающими не сократился. Большинство стран региона только решают задачи укрепления демократии, а другие вообще совершили вираж в сторну авторитаризма.
Застарелые болезни переходности- социальная поляризация и политическая фрагментация, кризис доверия к институтам власти и партиям, не исчезли, но сопровождаются новыми симптомами: радикализацией общественных настроений, всплесками индейских волнений, активизацией неправительственных организаций и пёстрой антисистемной оппозиции, выступающей за альтернативную неолиберализму модель развития.
Признаки дестабилизации ряда стран и региона и проявления массового недовольства политикой правительств, реализующих экономические реформы по образцам неолиберализма, прослеживались с конца прошлого века. Неэффективность управления и коррупционные скандалы, политические и конституционные кризисы привели к дискредитации правящих партий и подрыву доверия к государственным институтам, с одной стороны, и растущей популярности оппозиционных течений, выступающих под лозунгами смены модели развития и защиты суверенитета, с другой.
Крайнее неравенство в распределении доходов, распространение безработицы, бедности и нищеты питали антиправительственные настроения и генерировали социальные волнения и активность организаций гражданского общества, но сама активизация как системной, так и антисистемной оппозиции стала возможной в условияъ утвердившейся электоральной демократии. Различные сегменты гражданского общества получили возможность артикулировать свои насущные интересы. Протесты против ухудшения условий жизни и призывы к переменам развёртывались на фоне падения доверия к властям в большинстве стран региона. Кризис демократий в Латинской Америке.
Сочетание нового (демократии) со старым (клиентелизмом, непотизмом, неравенством в распределении доходов, низким уровнем правосознания и соблюдения законности). Поэтому возросший потенциал общественных организаций не всегда ведёт к хорошему.
Всё это обусловило приход к власти антисистемной оппозиции в Венесуэле, Боливии и Эквадоре, и лидеров системной оппозиции в Мексике, Бразилии, Аргентине, Уругвае, Никарагуа и Парагвае.
Из числа радикалов выделяется Уго Чавес, провозгласивший социальную направленность внутренней политики и претендующего на роль регионального лидера. Этот режим, прокламирующий курс на построение социализма 21 века, стал полюсом притяжения для различных течений антисистемной оппозиции. В Латинской Америке вновь, как и 40 лет назад, стали озвучиваться идеи социализма.
Приход к власти радикальных или умеренных левых назвали «левым поворотом».
Популистские режимы продемонстрировали успешное использование оппозицией избирательных механизмов для прихода к власти. Часто эволюция этих режимов идёт по пути прямой демоератии и нередко сопровождается свёртыванием демократических свобод, что ведёт к становлению неоавторитарных режимов.
Иной алгоритм прослеживается в Бразилии и Уругвае, где к власти пришли социал-демократы. Там задачи: борьба с бедностью, расширение демократии и достижение национального консенсуса на путях широкого общественного диалога.
Среди этих левых режимов популярны антиамериканские настроения.
Установились режимы различной направленности. Таким образом, речь идёт об усвоении новых стандартов политической культуры, основанных на диалоге власти и общества, а не на системе господства-подчинения. Модернизация этих стран зависит от того, будут ли, несмотря ни на какие первоначальные трудности, во власти партии, выступающие за справедливость и гражданский мир. Если будут революционеры, то ничего не поменяется.
57. Леворадикальные популистские режимы в Латинской Америке
В начале 2000-х годов произошёл «левый поворот» в странах Латинской Америки – приход к власти в целом ряде стран левых политиков, как умеренных (Бразилия, Аргентина), так и радикальных (Венесуэла, Боливия). Главной причиной была неолиберальная политика правительств Латинской Америки в 1990-е годы, в долгосрочной перспективе ударившая по уровню жизни в этих странах. Так сложились социально-экономические предпосылки для «левого поворота».
Необходимой политической предпосылкой «левого поворота» стали кардинальные изменения в политической и в информационной сферах, произошедшие после краха в 1980-е годы латиноамериканских диктатур. Политическая демократия, свобода слова, бурное развитие и глобализация СМИ привели к тому, что раздробленные низшие слои общества осознали себя большинством. С их стороны вслед за этим последовал запрос на харизматических лидеров и на образец для подражания. Лидеры «левого поворота» отыскались среди местных политиков-популистов, вроде Уго Чавеса и Эво Моралеса. А вот образцом стала Куба. И у Чавеса, и у Моралеса было бы мало шансов удержать власть в первые годы своего правления без помощи кубинских советников и специалистов.
По мере развития левого движения в Латинской Америке образовалось и стало отчетливо видным его разделение на радикалов вроде венесуэльского президента Чавеса и левоцентристов вроде бывшего бразильского президента Лула. Радикалы обладают властью в Венесуэле, Боливии, Эквадоре, Никарагуа. На внешнеполитической арене страны, которыми управляют радикалы, объединены в так называемый Боливарианский альянс.
Наиболее заметный водораздел между радикалами и левоцентристами проходит по отношению к политической демократии. Для левоцентристов демократия является главной ценностью. Напротив, для левых радикалов демократия – это только средство для достижения целей.
Особенность политики радикалов заключается в опоре исключительно на низшие слои общества. Например, Чавес и его команда систематически ущемляют интересы иных социальных групп и загоняют оппозицию в угол. Радикалы рано или поздно разворачивают атаку на крупный и средний капитал, всемерно усиливая воздействие на все сферы экономики. Напротив, в Бразилии левоцентристы заботятся о том, чтобы не оттолкнуть от власти деловые круги.
В отличие от властей Бразилии, Аргентины, Уругвая, стремящихся к достижению консенсуса между различными политическими и социальными силами, радикалы, как правило, настроены на конфронтацию. В той же Венесуэле за время своего правления Чавес в корне испортил отношения с верхушкой бизнеса, католической Церковью, СМИ. Такое положение дел – неизбежное следствие стремления радикалов к созданию этатистской модели «социализма XXI века», который внутри стран, где правят радикалы, нередко навязывается силой, а в сфере внешней политики поддерживается экспансией альянса Венесуэлы и Кубы в другие страны региона.
Несмотря на всемирную известность, левые популисты в Латинской Америке во второй половине 2000-х годов стал наталкиваться на все возрастающее сопротивление.
В Сальвадоре в марте 2012 года местные левые, бывшие повстанцы, проиграли выборы консервативной партии. Наконец, самым ярким поражением левых сил стал переворот в Гондурасе, когда, несмотря на поддержку почти всех латиноамериканских стран, левый президент Мануэль Селайя, который хотел совершить государственный переворот, потерял власть.
Одной из причин остановки успехов левых в Латинской Америке, безусловно, является позиция США. Однако вряд ли американское влияние имело бы такое значение, если бы не те проблемы, с которыми «левый поворот» столкнулся внутри региона. Сегодня в Латинской Америке возникает спрос на новые политические идеи для более молодого поколения, которое уже не знакомо с диктатурой, беспросветной бедностью и бесправием. Политика радикалов по огосударствлению всего и вся не может не способствовать обострению социальных конфликтов, и тем самым создает запрос на иную политику. В результате этих социальных изменений левые радикалы в большинстве стран в последнее время сохраняют лишь относительно небольшое преимущество.
Эквадор. Президент Корреа, был избран в 2006 году, и переизбран в 2009 году. Его предвыборная платформа в 2006 г была популистской: «этическая революция»- борьба с коррупцией, социально-экономическая революция- направление денег на социальную сферу, отказ от проекта зоны свободной торговли с США, политическая революция- созыв Учредительной Ассамблеи. Во внешней политике- борьба с диктатом США, широкие связи с Венесуэлой. Корреа добился значительных успехов в социальной сфере, отстаивает позицию страны на внешней арене, однако многим не нравится усиление его власти и ограничение свободы СМИ, а также остающаяся коррупция. Своей политикой он вызвал недовольство бизнеса и СМИ. В 2010 г была совершена попытка государственного переворота.
Президент Перу Умала (бывший маоист и левый популист), который выиграл со второй попытки выборы президента в 2011 году, смог набрать во втором туре только 51% голосов. Следует заметить, что при этом на него работала и поддержка многочисленного индейского населения, и одиозность его главного соперника – дочери бывшего диктатора Фухимори, и прямая поддержка со стороны во главе с нобелевским лауреатом Варгасом Льосой. Придя к власти в таких условиях, Умала очень стеснен в действиях элитой перуанского общества, которая не допустила его к власти в 2006 году, когда он обещал подражать Чавесу, и приняла его во второй раз лишь на условиях отказа от радикальных реформ.
Относительно устойчивое положение лишь у президента Боливии Эво Моралеса, который на выборах в 2009 году набрал 60% голосов. Прочности его позиций способствует то, что Моралес – левый индейский националист, а Боливия – единственная страна региона, где индейцы составляют порядка двух третей населения. Благодаря наличию крупных природных богатств, в освоение которых активно инвестируют Венесуэла и Бразилия, экономическое положение Боливии неплохое. Несмотря на успехи режима Моралеса его стабильность зависит от поддержки со стороны Венесуэлы и Бразилии.
Куба до сих пор является авторитарным и социалистическим государством. Но и здесь председатель Государственного Совета Рауль Кастро проводит изменения. В октябре 2010 года правительство страны значительно увеличило число разрешенных видов предпринимательской деятельности.
В Никарагуа с 2006 года президентом является Д. Ортега, один из лидеров левого движения сандинистов, который уже был президентом страны в 1985-1990 гг. Стиль его правления можно охарактеризовать как авторитарный. В стране зреет массовое недовольство бедностью населения и его недемократическим правлением, большой вес имеют либералы.
Президент Венесуэлы Уго Чавес – это не просто лидер «левого поворота», а его символ и флагман. Благосостояние его страны основано на нефти: за счет этого на протяжении 13 лет Чавес проводит широкомасштабные реформы, борется с сильной внутренней оппозицией, ведет активную политику поддержки левых режимов в Латинской Америке и играет роль одного из видных противников США на международной арене. Хотя сам Чавес обладает сильной харизмой, а нефтяные доходы обеспечивают социальные программы, взрыв преступности, рост инфляции, ухудшение условий для бизнеса привели к снижению популярности левых и в Венесуэле. На последних парламентских выборах 2010 года Единая социалистическая партия ухудшила свой результат с 68% до 56%.
Сегодня созданный Чавесом режим стоит на грани катастрофы. Лидер венесуэльских социалистов очень тяжело болен. Тем не менее, он будет баллотироваться на новых президентских выборах, которые состоятся в октябре этого года. Парадоксальным образом «левый поворот» сегодня зависит от судьбы одного человека. В случае смерти Чавеса наиболее вероятным сценарием событий окажется падение, либо мягкий демонтаж его Боливарианской Республики. Поскольку сегодня Венесуэла – экономическая и политическая основа всего радикального крыла «левого поворота», исчезновение венесуэльской помощи приведет к быстрому закату популистских режимов в Боливии, Перу, Эквадоре, а Куба и Никарагуа вновь окажутся в глухой изоляции.
58. Общая характеристика политической системы Бразилии
С 80х гг – от военного режима переход к гражданскому правлению → система современной политической демократии
3 причины перехода, плавного, без скачков:
1) Несмотря на военный режим, гражданское общество не прекратило свое существование
2) Процесс эволюции общества, изменение гражданского сознания
3) Кристаллизация оппозиции
1й гражданский президент – Невис, умер до инаугурации , вместо него присягу принял
Сарней (1985-1990)
задача: модернизация политических процессов + реформы
3 цели достиг: создание Учредительного собрания (для принятия конституции), легализировал оппозицию, легализировал левые партии
1988 – Конституция, в ней все демократическое права и свободы, про парламентские выборы
Далее – кризис в стране – Новые прямые выборы 1989 – Колор (президент с 1990 по 1992) – реформировал экономику, но все плохо +рост соц.напряженности
1992 – 1995 – президент Итамар Франку, ничего особенного при нем
1995 – 2003 – Кордозу – президент, 2 срока был. Главная идея Кордозу: для Бразилии нужна новая модель развития, в центре – социальные вопросы (соц.неравенство!!!), реформа системы соц.обеспечения, но много противоречий – соц. льготы есть – но кто их будет выплачивать?!
Достиг чего:
- антиинфляционная реформа (вроде получилось слегка)
- довел демократические реформы своих предшественников до логического конца
- искал все время социальный консенсус, но так и не нашел
2003 – 2011 – Лула да Силва – президент, лидер партии трудящихся, жестко критиковал Кордозу, главная цель – борьба с бедностью (тут можно рассказывать про фавелы).
При нем – ВПЕРВЫЕ нарушено верховенство правящих элит, 2003 – программа «нет голоду!», у Лулы много сторонников, создал широкий общественный консенсус (много партий, организаций), и вдруг международные финансовые орг-ции стали давать ему денег. Но много реформ – много проблем (особенно пенсии).
с 2011 – Дилма Русеф президентша, ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА НА ЭТОМ ПОСТУ, она из Партии трудящихся)
Итак, ПС Бразилии:
1822 – независимость от Португалии, первая конституция, всего их было 7 (основные: сокращение срока президентства с 5 до 4 лет, право на переизбрание 1 раз – в 1997)
1988 – принята действующая конституция Конституционной Ассамблеей (на 2011 год – 67 поправок) – состоит из преамбулы, основной части, включающей 250 статей в девяти разделах, и переходных конституционных положений (83 статьи).
По К – сначала Бразилия – хер пойми какая форма правления там - временная, в итоге вопрос вынесли на референдум – 1993, плебисцит, проголосовали за президентскую республику. Не установили её сразу, потому что решили, что после 20 лет военных режимов страна должна сначала привыкнуть к демократическим отношениям.
ПРЕЗИДЕНТ – можно 2 срока, по 4 года, избрание – прямые всеобщие выборы, кандидатов дают партии и коалиции. Делается это за 90 дней до окончания срока полномочий действующего президента, если нет абсолютного большинства голосов – 2 тур.
Полномочия:
· подписание и публикация законов и временных актов
· установление дипломатических отношений со странами
· подписание международных договоров
· направляет на рассмотрение конгресса планы развития и проекты бюджета
· ГК ВС, объявление войны
· амнистии, смягчение приговоров
· !!! не может покидать страну на срок более 15 дней без разрешения Национального конгресса вали с поста!
· право вето на законопроекты
ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ – Мишель Темер (с 2011 года). 4 года, 1 срока. Кандидаты на этот пост – вместе с кандидатами в президенты регистрируются. Выборы и вступление в должность – одновременно с президентом, надо набрать абсолютное большинство – если нет = второй тур.
Задачи: замещать президента, если тот не в состоянии + глава ФС.
3 ветви власти – очень похожи на североамериканскую модель, вобщем, слизали все
ЗВ – Национальный Конгресс, формируется на основе выборов. Зак. власть штатов представляется зак.ассамблеями.
Общие полномочия НК:
·налоги
·все махинации с субъектами страны
·все махинации с постами в органах власти
·финансовые вопросы
·все, что касается министерств и органов публичной администрации
2 палаты, равные полномочия:
Палата Представителей – глава – председ (сейчас – Марко Майя), 513 депутатов, на 4 года, ВСЕОБЩЕЕ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЕ голосование. Избиратели голосуют за кандидатов, которые предлагают партии. Каждый субъект дает 2 депутатов.
Исключительные полномочия ПП
· начинают процессы в отношении президента, вицепрезидента, министров и судей (а дальше – ФС)
· проверка отчетов президента, если этого не сделал ФС
Федеральный Сенат – глава – председ=вицепрезиденту страны. 81 сенатор. состав: представители штатов и 1 фед.округа , по МАЖОРИТАРНОЙ системе, каждые 4 года – попеременное обновление на 1/3 и 2/3. Каждый субъект дает 3 сенатора на 8 лет, каждый сенатор избирается одновременно с 1мя заместителями.
Исключительные полномочия ФС:
· если президент, вицезпрезидент, министры, судьи накосячат – разбирается ФС
· отбирает глав постоянных дип.миссий
· утверждение тайным голосованием губернаторов субъектов и др. должн.лиц
ИВ – глава – президент, возглавляет кабинет министров (Федеральное правительство), который сам же и формирует. ИВ обладает правом зак. инициативы, исключительное зак.право – бюджет, налоги.
СВ – экономически автономны; есть общие и специальные суды. Высшие суды – Федеральный Верховный суд (≈конституицонный суд) и Высший суд правосудия (обвинения против губернаторов, пересмотр приговоров нижестоящих судов).
Избирательная система Бразилии: граждане не моложе 16 лет. Если ты грамотный 0 от 18 до 65 – на выборы строго обязательно!
Трёхуровневая система управления страной: федерация – штаты – муниципалитеты.
Территориальное деление – 26 штатов +1 федеральный округ Бразилиа
59. Аргентина
Федеративная республика; Конституция 1853, была восстановлена в 1983, 1994 реформирована
23 провинции и федеральный столичный округ. Крупнейший город и столица страны — Буэнос-Айрес. Другие наиболее крупные города: Росарио, Кордова. У провинций свои Конституции и органы власти — Законодательные собрания, губернаторы, судебная система.
Система гос власти - на принципах представительной демократии, важнейшими из которых являются выборность всех органов власти и разделение властей.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ — Национальный конгресс- 2 палаты: Сенат (72 чел.) и палата депутатов (257).
ПОЛНОМОЧИЯ КОНГРЕССА: утверждает нац бюджет, уст-ет прямые и косвенные налоги, учреждает федеральный банк, вопросы определения границ гос-ва и провинций и их безопасности, ратифицирует/отклоняет межд договоры, разрешает ввод иностранных войск на территорию А. и отправляет нац Вооружённые силы за пределы страны, по поручению К объявляют о начале войны или о заключении мира, учреждает суды, подчинённые Верховному суду, объявляет всеобщую амнистию, принимает окончательное решение по вопросу об отставке президента или вице-президента, объявляет новые выборы, контроль за деятельностью администрации.
Палата депутатов - прямым, всеобщим, тайным голосованием по системе пропорционального представительства сроком на 4 года. Её состав обновляется на 50% каждые 2 года.
Только у палаты депутатов - право законодательной инициативы в области налогообложения и призыва в армию, право выдвигать обвинения против высших должностных лиц. Окончательное решение по вопросу о выдвинутых палатой депутатов обвинениях в адрес высших лиц государства выносит Сенат.
Сенат - с 2001 избирается по мажоритарной системе прямым голосованием на 6 лет, каждые 2 года обновление на 1/3(по 3 представителя от каждой из 23 провинций и от фед столичного округа
Исполнительная власть президент и правительство (министры, госсекретари, вице-президент и глава кабинетов министров). Должность главы кабинета министров введена в 1995 для ограничения полномочий президента.
Глава государства — президент. Высший рук-ль гос-ва, глава прав-ва, политически ответственен за общее руководство страной, верховный главнокомандующий…оч широкие полномочия. Он осуществляет общее политическое руководство страной и несёт за это всю полноту ответственности. Глава государства не вправе вносить какие-либо изменения в избирательное, партийное, налоговое и уголовное законодательство.
Нынешний президент А. —Кристина Киршнер; вице – президент - Хулио Кобос
Президент и вице-президент избираются путём прямого тайного голосования на всеобщих выборах на 4 года. Допускается непосредственное переизбрание главы государства на второй срок.
Судебная система- по образу США (Верховный Суд – 9 судей; суды нижестоящих инстанций), Самая слабая ветвь, тк сильное влияние исп власти.
Процесс редемократизации-2 этапа: докризисный и посткризисный.
1 этап – 1983-2001 незавершенный переход к консолидированной демократии (процесс институционализации демократии, консолидация дем-ии, смена пол элит во главе гос-ва) завершился потерей управляемости в 2001
2 этап – 2001-2003 проявление недостатков политической системы (не проводились президентские выборы, много отставок). Новые выборы лишь в 2003, с этого момента второй, посткризисный, этап демократизации
Партийная система:
Докризисный этап – формально была многопратийной, фактически 2х-партийная (Гражданский революционный союз и Хустисиалистская (перонистская) партия)
В 90х гг появляется новое пол движение— ФРЕПАСО, основное ядро которого составили бывшие перонисты, вышедшие из ХП ввиду несогласия с политикой К. С. Менема. ФРЕПАСО превратился в серьёзную альтернативу гегемонии ГРС и ХП: на президентских выборах 1995 кандидат ФРЕПАСО занял 2-е место, Результаты выборов 1997 подтвердили развитие этой тенденции. На президентских выборах 1999 ФРЕПАСО выступил в союзе с ГРС в составе Альянса за труд, справедливость и образование. Выборы принесли победу кандидату Альянса лидеру ГРС Ф. де ла Руа. Несмотря на то что программа данного объединения носила левоцентристский характер, на практике правительство Ф. де ла Руа продолжало проводить тот же неолиберальный курс, что привело в конечном счёте к крайнему обострению всех противоречий и социальному взрыву в декабре 2001. Результатом этих событий стали фактический крах ГРС и раскол в ХП.
Однако глубокий кризис крупнейших традиционных партий не приводит пока к появлению сколько-нибудь действенной альтернативы, хотя попытки выдвинуть такую альтернативу предпринимаются постоянно. Последняя из таких попыток — «Альтернатива во имя республики равных» во главе с Элизой Каррио. Помимо упомянутых, на политической арене А. действует множество небольших партий и движений различной идеологической ориентации.
Главная особенность пол процессов в посткризисный период – резкое усиление и непрозрачность исп вл, max использовавшей в своих целях зако-ые и фин-ые возможности→ некоторые ученые называют персоналистским режимом, конкурентной автократией или манипулятивной демократией.