Эволюция политической системы Беларуси

Развитие современной Беларуси во многом определяется ее геополитическим положением между Востоком и Западом. Большой отпечаток на ее судьбу наложило нахождение в прошлом в составе таких крупных многонациональных и многоконфессионных образований, как Великое княжество Литовское и Речь Посполитая, затем Российская империя и Советский Союз, также нахождение западной части Беларуси в период 1921-1939 гг., в составе польского государства. Разумеется, в определяющей степени самосознание современных белорусов было сформировано в течение последнего столетия. В годы нахождения в составе Советского Союза коммунистическая и пророссийская идеология внушала белорусам, что их государственность сформировалась исключительно благодаря доброй воле постимперской революционной России, и что белорусы – не нация, а лишь небольшое ответвление единого русского народа. Это способствовало утрате белорусами исторической памяти об опыте собственной государственности. В действительности же наши предки, как и другие европейские народы, имели свои раннефеодальные государства-княжества (начиная с X в. – Полоцкое, Смоленское, Туровское), затем с середины ХIII вплоть до конца ХVIII вв. занимали главенствующее положение в Великом княжестве Литовском – форпосте цивилизованной Европы на Востоке.

После раздела Речи Посполитой (1795 г.) Беларусь стала принадлежать Российской империи, которую в свое время Ленин называл тюрьмой народов. В 1918 г. видные представители белорусской интеллигенции предприняли попытку воссоздать свою государственность и провозгласили 25 марта 1918 года независимую Белорусскую Народную Республику. Республика оказалась нежизнеспособной. Однако во многом благодаря этой попытке в составе коммунистической империи – Советском Союзе – появилась Белорусская Советская Республика. Что касается культурного развития, то на территории, заселенной белорусами, как при царском режиме, так и в составе СССР, проводилась политика русификации. Достаточно сказать, что, например, в 80-е гг. прошлого века в Минске, как и в других крупных городах не существовало ни одной белорусской школы. Западные белорусы в 1921-1939 гг. подверглись полонизации.

Следует добавить, что Беларусь, как и весь Советский Союз, правящим коммунистическим режимом была изолирована от демократической западной цивилизации. Официальной политикой СССР было стремление к превращению всех наций и народностей, входивших в его состав, в единый советский народ на базе русской культуры и русского языка. Эта политика дала в целом негативные для нации результаты, способствовала формированию из белорусов людей без исторической памяти, «совков». Парадокс состоял в том, что, с другой стороны, нахождение в составе Советского Союза сопровождалось, особенно в послевоенное время, высоким уровнем индустриализации, экономическим ростом, развитием образования и науки, сопровождавшимся миграцией в Беларусь российской технической интеллигенции, насаждавшей пророссийские взгляды. В конце ХХ в. история предоставила белорусам шанс возродить свою государственность, создать независимое демократическое правовое государство. Эта шанс исходил от ельцинской России, предложившей упразднить СССР, в то время как на всесоюзном референдуме 1991 г. граждане Беларуси в своем подавляющем большинстве высказались за сохранение обновленного Советского Союза. Немногим более 15 лет тому назад (25 августа 1991 г.) было объявлено о создании в качестве независимого государства Республики Беларусь. Началось движение в направлении национального, суверенного государственного строительства, демократизации государства и общества, постепенного перехода от административно-командного управления экономикой к рыночным отношениям. До получения независимости в Беларуси отсутствовала сколько-нибудь организованная оппозиция тоталитарному коммунистическому режиму. В условиях функционирования СССР и после его развала наша республика была и все еще фактически остается форпостом коммунистической и пророссийской идеологии. Лишь в конце 1988 г. сформировался на национально-демократической основе оппозиционный Белорусский Народный Фронт. Беларусь в период до принятия первой Конституции суверенной Беларуси была парламентской республикой. На выборах Верховного Совета в 1990 г., т.е. еще в условиях господства советского режима и весьма ограниченной демократии, абсолютное большинство мест в парламенте получили пророссийские коммунисты, а не сторонников культурного возрождения, независимости и демократии. Однако впервые в условиях господства советского коммунистического режима в парламенте оказались представители национального возрождения и демократии, прежде всего в лице фракции Белорусского народного фронта и примыкавших к ней независимых, демократически настроенных депутатов, в том числе и из среды коммунистов. Что такое демократия? Основатель демократии в древних Афинах Перикл сформулировал основы демократического политического строя как такого строя, который опирается не на элитарное меньшинство, а на большинство граждан. Демократ Перикл сознавал, что на выборах народ проявляет себя всего лишь как источник власти, а получаемая при опоре на большинство власть таит в себе опасность возрождения тирании. Поэтому необходимо установление предела власти большинства и гарантирование для меньшинства права на общественно-политическую деятельность, на критику власти, на получение власти после победы на последующих свободных выборах.

А. Лукашенко откровенно высказывал сожаление о разрушении советского государства и осуществил восстановление наиболее существенных ее элементов – административную пирамиду со строгой иерархической подчиненностью, кадровую политику, отношение к праву, роль спецслужб и др. Такая модель государственного устройства основывается даже не на официально провозглашенной Конституции 1996 г., не на законах, предусматривающих разделение властей, гарантию прав человека, наличие оппозиции, независимых СМИ, а на неограниченной власти исполнительной ветви государства.

Усиление административно-командных методов управления привел к возрастанию роли силовых структур и, прежде всего, спецслужб. Они стали важной опорой режима, существенным фактором его жизнеспособности. В Республике Беларусь действует сеть спецслужб с правом ведения оперативно-розыскной деятельности. Растет их численность, увеличивается финансирование. Беларусь – единственная посткоммунистическая страна, где КГБ сохранила свое старое название. Лукашенко вернул спецслужбам те функции, которые они имели в СССР. Как и тогда, КГБ является одновременно спецслужбой, правоохранительным органом и органом государственного управления. Отказываясь проводить реформы, власти сознательно консервируют старую социальную модель общества. Большинство населения объединено в прежних структурах, которые в несколько видоизмененном виде продолжают играть роль тоталитарного каркаса. Так, трудовые коллективы, как и прежде, выполняют политические функции. Сознательная политизация прежних полутоталитарных структур происходит параллельно с ограничением и нейтрализацией политических и общественных функций, появившихся в годы реформ негосударственных организаций. Развитие гражданских инициатив Лукашенко трактует как «анархию» и безвластие. Любые претензии структур гражданского общества (хозяйственный субъект, партия, общественная организация, газета, фонд) на самостоятельную роль, автономное существование рассматриваются как враждебные, дестабилизирующие действия. Поэтому тотальное наступление государства на только появившиеся и еще не окрепшие ростки негосударственных структур, вытеснение их из общественной жизни является необходимым условием существования режима. Причем значительная часть их формально не ликвидируется, а интегрируется в государственную инфраструктуру, превращается в марионеточные. Деятельность тех организаций, которые не согласны на такую роль, насильственно ограничивается.

Нынешняя правящая команда создает модель своеобразного авторитарного корпоративизма, контролируемого рынка и контролируемой демократии. Для поддержания связи между властью и обществом политическое представительство заменяется функциональным представительством. Политика сводится к взаимодействию между исполнительной властью и ограниченным кругом влиятельных корпоративных союзов. В обмен на послушание и согласие играть по правилам, утвержденным госорганами, этим корпоративным организациям искусственно предоставляется монополия на представительство интересов соответствующих слоев населения, отраслей экономики и т.д. Причем эти корпоративные союзы ставятся в такое положение, что они не столько представляют интересы соответствующих сегментов общества в отношениях с государством, сколько проводят государственную политику в этих сегментах, слоях, отраслях. Т.е. эти союзы огосударствливаются, становятся как бы частью государственной машины.

Крупнейшим корпоративным союзом является Федерация профсоюзов Беларуси. Если брать только политическую систему, то после исчезновения КПБ-КПСС, комсомола, и Советов, – ФПБ является единственным остатком советского тоталитаризма. Федерация – это профсоюзы в том смысле, как это понимается во всем мире. ФПБ осталась полугосударственной организацией, своеобразным министерством по социальной защите трудящихся. В нее входят и наемные работники, и администрация государственных предприятий, т.е. фактически работодатели. На абсолютном большинстве предприятий и учреждений эти профсоюзы подконтрольны администрации, находятся в тесной зависимости от нее.

Под видом общественной молодежной организации создана фактически монопольная государственная структура – Белорусский патриотический союз молодежи. Полным ходом идет процесс превращения православной церкви в государственную. Она объявлена Лукашенко важным фактором объединения славянских народов. Экзарх Беларуси Филарет низведен до уровня одного из государственных чиновников.

Белорусская действительность свидетельствует, что путь от тоталитаризма к демократии и либерализму труден и тернист. Белорусское общественное сознание болезненно и очень медленно освобождается от прошлого. Еще вчера почти повсеместно исповедовалась идеология тоталитарного государства, сущность которого состояла не только в монополии на экономику, но и на все сферы общественной жизни. Бывшее советское государство, сконцентрировав в своих руках все источники обеспечения нормальных жизненных условий, практически полностью подавляло гражданское общество, удушало инициативу и самостоятельность людей. Сегодня усилиями А. Лукашенко в Беларуси сформирована откровенно авторитарная, закрытая политическая и социально-экономическая система. Доминирующим признаком этой системы является полное господство президентской власти над всеми другими властными структурами, прежде всего законодательной и судебной, а также тотальная монополизация СМИ, в том числе с помощью «правового регулирования». Завершается процесс установления абсолютной власти не только на политическом поле, не только в первом государственном, но и во втором и третьем секторах. Видную роль среди демократических сил играет Объединенная гражданская партия, твердо стоящая на центристских либерально-консервативных позициях. По своему кадровому составу это наиболее элитарная партия страны. Как известно, на последних относительно свободных выборах в Верховный Совет 13 созыва (1994-95 гг.) она получила весомую поддержку избирателей. В парламенте ОГП имела фракцию в количестве 18-22 депутатов. В руководстве ОГП стояли широко известные в народе, с трагической судьбой, государственные и общественные деятели – заместитель председателя Верховного Совета 13 созыва Геннадий Карпенко, вице-премьер правительства Виктор Гончар, министр внутренних дел Юрий Захаренко, которых уже нет среди нас. Членами ОГП и ее руководящих органов являются работавший ранее премьер-министром Михаил Чигирь, министрами обороны и труда Павел Козловский и Александр Соснов, генеральным директором концерна «Амкадор» (позднее – председателем комиссии Верховного Совета по экономике) Василий Шлындиков, проректором Белорусского государственного университета Анатолий Павлов, дважды герой социалистического труда Василий Старовойтов и ряд других не менее достойных, обладающих опытом государственной службы, белорусских граждан. ОГП выступает за безусловное сохранение суверенитета Республики Беларусь, за тесную интеграцию как с ЕС, так и с Россией, за кардинальные рыночные преобразования, выступает за свободное использование российского и белорусского языков, не поддерживает идею вступления в какие-то ни было военные организации, включая НАТО.

Заключение

И так, после вышесказанного можно сделать следующие выводы:

- государство является центральным элементом политической системы, т. к. политическая система общества появляется только вместе с государством, без государства не может быть и политической системы;

- место и роль государства в политической системе определяется рядом его черт и признаков, которые ставят государство в особое положение по сравнению с другими субъектами политической системы;

- черты государства, определяющие его положение в политической системе, таковы:

Универсальность государственной власти. Государство - это организация, которая объединяет все общество в целом, универсальная организация. Ни одна другая организация не может конкурировать с государством по сфере охвата масс;

Государство обладает монополией на государственное принуждение. Только оно располагает армией, милицией и т. д. Хотя определенными средствами воздействия обладают и другие организации, эти средства не являются столь действенными;

Государство создает правовую основу организации и деятельности для других элементов политической системы, для их формирования. Во внутренние дела других организаций государство вмешиваться не должно, но внешне именно оно оформляет их деятельность;

Государство обладает монополией на налоги и в руках государственной власти сосредоточен бюджет;

Государство обладает суверенитетом, является его главным субъектом, основным источником реализации политической власти. Вокруг него объединяются все остальные составляющие. Если партии и другие институты представляют интересы и позиции тех или иных категорий и группировок граждан в политической системе, то государство выражает всеобщий интерес;

Прерогатива государственной власти как составляющая его суверенности. Означает, что государство может разрешить, запретить, приостановить на своей территории деятельность любой другой власти, любых других субъектов политической системы;

Государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны. Негосударственные организации такими свойствами и функциями не обладают. Они решают локальные по содержанию и объему задачи в строго определенной сфере общественно-политической жизни.

Некоторые авторы подчеркивают - и справедливо, - что государство лучше характеризовать не столько как главное, сколько как особое звено политической системы. Роль главного звена, охватывающего своей организующей и направляющей деятельностью активность всех структурных элементов, выполняет личность, в то время как особым звеном является государство.

Связь между государством и политической системой далеко не так однозначна, как кажется на первый взгляд. Безусловно, политическая система понятие более широкое, чем понятие «государство», именно политическая система страны определяет тип государственного устройства. Однако, связь между политической системой и государством является двухсторонней. Государство, как мощный аппарат воздействия на общество, в том числе и информационного и идеологического, не может не оказывать влияния на вариабельность политической системы, вплоть до ее изменения.

Таким образом, воздействие государства на политическую системы происходит не напрямую, а опосредованно через социум. В силу этого особое значение для дальнейшего развития России имеет возрастание правосознания и правовой культуры масс, с целью недопущения сползания к антидемократическим, тоталитарным формам правлений. Только решив эту задачу, можно говорить о построении в России подлинно гражданского общества.

Список литературы

1. Алексеев С. С. Теория государства и права. - М.: Норма, 2009.

2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. 2-е изд., доп. - М.: Омега-Л, 2004.

3. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. Изд 3-е. – М.: Омега-Л, 2004.

4. Вопленко Н.Н. Общая теория права.- Н. Новгород: НовКнига, 2005.

5. Гаджиев К.С. Политическая наука.- М.: Наука, 2001.

6. Иванов А. А. Теория государства и права.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

7. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций / Изд. 3-е, исправленное и дополненное. СПб: Питер, 2006.

8. Палазян, А.С. Проблема определения системообразующих функций государства// История государства и права. 2007. N 14. С. 35 – 40.

9. Пиголкин А.С. Закон: создание и толкование. - М.: ЗАО Юсти-цинформ, 2005.

10. Теория государства и права / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева.- М.: Юрайт, 2010.

11. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. Изд. 3-е, перераб. и доп.- М.: Дело АНХ, 2009.

12. Чердянцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. — М.: Юрайт-М, 2002.

13. Шабров О.В. Политическая система: демократия и управление обществом.- М.: Государство и право 2007.

[1] Чердянцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: Юрайт-М, 2002.С. 98.

[2] Алексеев С.С. Теория государства и права. - М.: Норма, 2009. С. 78.

[3] Гаджиев К.С. Политическая наука.- М.: Наука, 2001. - С. 112.

[4] Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – изд. 3-е, перераб. и доп.- М.: Дело АНХ, 2009. С 145.

[5] Матузов Н.И., Малько А.В.Указ. соч. С. 152.

[6] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. Изд 3-е. – М.: Омега-Л, 2004. С. 202.

[7] Шабров О.В. Политическая система: демократия и управление обществом.- М.: Государство и право 2007. С. 123.

[8] Алексеев С.С. Указ. Соч. С. 77.

[9] Пиголкин А.С. Закон: создание и толкование. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2005. С. 143.

[10] Пиголкин А.С. Указ. соч. С. 139.

[11] Алексеева С.С. Указ. соч. С. 81.

[12] Теория государства и права / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева.- М.: Юрайт, 2010. С. 152.

[13] Комаров С.А.Общая теория государства и права: Курс лекций / Изд. 3-е, исправленное и дополненное. СПб: Питер, 2006. С. 249.

[14] Алексеев С.С.Указ. соч. С. 96.

[15] Вопленко Н.Н. Общая теория права.— Н. Нов­город: НовКнига, 2005. С.118.

Наши рекомендации