Характеристики тоталитаризма.
Основные признаки тоталитаризма были выделены Карлом Фридрихом (1901-1984) и Збигневом Бжезинским (род. 1928). Это —тотальная идеология, однопартийная система, монополия на средства массовой информации, система террористического поли-цейского контроля, монополия на все виды вооруженной борьбы и организованного насилия, контроль над экономикой. Позднее Фрид-рих сформулировал последний пункт как «монополия на все орга-низации, включая экономические», и добавил к данному перечню признаков территориальную экспансию. Черты тоталитаризма на-гляднее всего показывают мнения самих вождей подобных режи-мов или их идеологов, а не только исследователей и критиков.
Официальная тотальная идеология представляет собой уто-пическое видение нового политического порядка и пути его дости-жения, объясняет «миссию» лидера либо правящей группы, оправдывает борьбу как основу политики. По замечанию американского философа Эрика Хоффера (1902-1983), «массовые движения могут возникать и распространяться без веры в бога, но никогда без веры в дьявола». Именно на борьбу с «дьяволом» (империалистом, коммунистом, демократом, кулаком, евреем, землевладельцем — перечень можно продолжать очень долго) призывала массы тоталитарная идеология: ведь сражение с «врагом» не только объясняет массам, кто виноват во всех их проблемах, но и способствует мобилизации людей на классовую, революционную войну.
Политпросвещение и развлечения в тоталитарных обществах подчинены идеологической пропаганде с ее мобилизующим массы характером: факельные шествия в Германии, спортивные парады на Красной площади, праздничные выступления в Северной Корее, идеологически спланированные карнавалы на Кубе. Общий признак таких обществ составляют и культурные явления, тоже призванные внушать идеологические принципы: циклопические монументы вождей; особого, большей частью имперского, стиля архитектура; кинопроизводство, ориентированное на лозунг «жить стало лучше, жить стало веселее»; литература, повествующая о подвигах и победах над внутренними и внешними врагами представителей наилучшего (читай: тоталитарного) строя и т.д.
В тоталитаризме воздействие пропаганды дополняется и усиливается террором. Террор без пропаганды потеряет свое массовое психологическое воздействие, но пропаганда без террора не способна достичь поставленных режимом целей в полной мере. Пропаганда и насилие— не противоположности, ибо использование силы может быть частью пропаганды. Подобная логика приводит к созданию системы террористического полицейского контроля, основным смыслом которого является устрашение. Правда, этот принцип — не изобретение собственно тоталитаризма, а его заимствование.
Тоталитарному правлению требуется огромный организационный контроль над обществом ради его полной трансформации — не только над армией, но и над семьями, школами, вузами, искусством, т.е. над всеми аспектами жизни человека. Для этого нужны полиция и другие органы безопасности (гестапо, НКВД, штази), которые обеспечивают надзор над людьми, используя физические и моральные насильственные методы. Тоталитарные режимы не могут обойтись без тайных арестов, заключений, пыток; одна угроза «стука в дверь» способна терроризировать широкие слои даже вполне лояльного населения.
Тоталитаризм добивается столь высокого уровня политического участия, которому могут позавидовать демократии. Единственное отличие участия в мобилизационном тоталитарном режиме: в любой области и по всем вопросам есть только один возможныйего канал — партийный, а главная цель и направление активности людей определяются из центра.
Итак, для тоталитарного режима характерны: отсутствие по-литического, экономического и социального плюрализма; наличие четко определенной, объединяющей и направляющей утопической идеологии; эффективная мобилизация и лидерство (часто харизма-тического типа) с неопределенными границами власти и большой степенью непредсказуемости.