Высшее государственное управление

Высшее государственное управление

В ходе событий революции, когда старый режим оказался неспособен реально осуществлять государственное руководство, 27 февраля 1917 г. (все даты в дальнейшем указаны по старому стилю) одним из последних указов последнего российского императора было объявлено о перерыве в заседаниях Государственной думы.

Часть наиболее политически активных депутатов образовали Временный комитет Думы, который возглавил председатель Думы, лидер партии октябристов, депутат III и IV Государственных дум М.В. Родзянко. В его состав входили: бюро «прогрессивного блока» (думского депутатского объединения), представленное лидером партии кадетов П.Н. Милюковым, лидером правых во II Думе, националистов в III, прогрессивных националистов в IV Думе В.В. Шульгиным и др.

Во Временный комитет Думы вошли и представители Петроградского Совета – председатель Петроградского Совета, один из лидеров меньшевиков, депутат двух последних Дум Н.С. Чхеидзе, председатель фракции трудовиков, товарищ председателя исполкома Петроградского Совета от партии эсеров А.Ф. Керенский.

28 февраля 1917 г. Временный комитет членов Государственной думы обнародовал заявление, в котором объявлялось, что он «нашел себя вынужденным взять в свои руки восстановление государственного и общественного порядка». Именно из этой среды и было сформировано Временное правительство.

При объявлении об образовании новой власти самым сложным оказалось вразумительно ответить на вопрос: «Кто вас выбрал?» П.Н. Милюков нашел лишь один вариант: «Нас выбрала русская революция!» Временное правительство рассматривалось как переходная структура от рухнувшей империи к новому государственному устройству, которое должно определить Учредительное собрание.

Временное правительство стало высшим органом государственной власти, сосредоточившим вопросы законодательства, надзора и верховного управления. Таким образом, с его образованием изменился государственный строй в России.

Местное управление

Первые преобразования Временного правительства включали в себя мероприятия по обеспечению управления на местах в условиях широкого стихийного процесса ликвидации местных органов власти и должностных лиц.

Уполномоченными Временного правительства на местах стали губернские, городские, уездные комиссары, заменившие упраздненные должности и учреждения. Распоряжением от 5 марта временно эти обязанности возлагались на председателей губернских и уездных земских управ и городских голов.

Наиболее характерной чертой развития системы местного управления после Февраля было усиление роли существующих органов местного самоуправления; расширению полномочий и компетенции городских и земских органов самоуправления содействовали законодательные акты Временного правительства.

23 марта 1918 г. Постановлением Временного правительства было создано Особое совещание по реформе земского и городского самоуправления,возглавляемое министром-председателем (он же министр внутренних дел) князем Г.Е. Львовым. Была принята серия законодательных актов (совещание разработало 46 законопроектов). В соответствии с ними по Временным Городовому и Земскому положениям от 9 июня 1917 г. значительно расширялась компетенция органов самоуправления:

– было дано право заведования милицией,

– предоставлялись обязанности по охране труда и т.п.,

– органы местного самоуправления получили право издавать обязательные постановления.

Важнейшей новацией стало создание земств на уровне волости,что на практике рождало массу проблем, в частности, наталкивалось на нежелание населения идти на укрупнение волостей.

Мероприятия Временного правительства решали задачу, не выполненную земской реформой 1864 г.: были введены земства в тех губерниях и областях, где их не существовало, в первую очередь, на Европейском Севере, Сибири и Дальнем Востоке.

Наряду с земствами, значительную роль в местном управлении играли и вновь возникающие структуры – Комитеты общественных организаций, в которые входили гласные городских и земских органов самоуправления, представители различных общественных организаций, словом, те, кто не отождествлял себя с управлением Временного правительства и, тем более, Советами. По данным МВД, весной 1917 г. в России были созданы 79 общественных комитетов в губерниях и областях и 651 – в уездах. В момент их создания они характеризовались представительством интересов широких социальных слоев. В городских комитетах были представлены, главным образом, средние слои и интеллигенция, а в сельских быстро набирала силу тенденция изменения разнородного в сословном отношении состава к односословному, крестьянскому представительству.

Общественные исполнительные комитеты не были органами, подотчетными Временному правительству, они отличались от более демократичных по составу Советов и, представляя в определенной степени «третью силу», настойчиво подчеркивали «внепартийно-надклассовый характер работы». Но «третий путь» в местном самоуправлении не был пройден: распоряжением Временного правительства городские комитеты должны были прекратить свое существование «с момента конструирования новых городских дум, а волостные по образованию волостных земств».

Решающие причины упадка общественных исполнительных комитетов состояли в усилении социального размежевания, обострении борьбы за власть, отходе представителей средних слоев от активной политической деятельности.

Для подготовки земельной реформы и для неотложных временных мер, впредь до разрешения земельного вопроса Учредительным собранием законом от 21 апреля 1917 г. учреждались губернские, уездные и волостные земельные комитеты. Их состав формировался из представителей местных органов самоуправления и чиновников центральных ведомств – Министерства земледелия и Министерства финансов.

В целом, местное управление, как это закономерно происходит в условиях слабой и неустойчивой государственной власти, более всего отражало ее кризисное состояние. В условиях нарастающей анархии санкционированные правительством учреждения и должностные лица не могли сдерживать самочинных действий на местах, сами комиссары Временного правительства констатировали, что их власть на местах без опоры на Советы «равна нулю».

Советы как органы власти

Высшее государственное управление

В ходе событий революции, когда старый режим оказался неспособен реально осуществлять государственное руководство, 27 февраля 1917 г. (все даты в дальнейшем указаны по старому стилю) одним из последних указов последнего российского императора было объявлено о перерыве в заседаниях Государственной думы.

Часть наиболее политически активных депутатов образовали Временный комитет Думы, который возглавил председатель Думы, лидер партии октябристов, депутат III и IV Государственных дум М.В. Родзянко. В его состав входили: бюро «прогрессивного блока» (думского депутатского объединения), представленное лидером партии кадетов П.Н. Милюковым, лидером правых во II Думе, националистов в III, прогрессивных националистов в IV Думе В.В. Шульгиным и др.

Во Временный комитет Думы вошли и представители Петроградского Совета – председатель Петроградского Совета, один из лидеров меньшевиков, депутат двух последних Дум Н.С. Чхеидзе, председатель фракции трудовиков, товарищ председателя исполкома Петроградского Совета от партии эсеров А.Ф. Керенский.

28 февраля 1917 г. Временный комитет членов Государственной думы обнародовал заявление, в котором объявлялось, что он «нашел себя вынужденным взять в свои руки восстановление государственного и общественного порядка». Именно из этой среды и было сформировано Временное правительство.

При объявлении об образовании новой власти самым сложным оказалось вразумительно ответить на вопрос: «Кто вас выбрал?» П.Н. Милюков нашел лишь один вариант: «Нас выбрала русская революция!» Временное правительство рассматривалось как переходная структура от рухнувшей империи к новому государственному устройству, которое должно определить Учредительное собрание.

Временное правительство стало высшим органом государственной власти, сосредоточившим вопросы законодательства, надзора и верховного управления. Таким образом, с его образованием изменился государственный строй в России.

Наши рекомендации