Характер и цели новой государственной власти

Характерной чертой системы государственного управления в России после свержения монархии было установление двоевластия: Временного правительства и Советов.

Временное правительство состояло из деятелей, которые представляли цензовые элементы, т.е. принадлежали к выходцам из имущих слоев и представляли соответствующие политические направления (октябристы и кадеты).

Советы, напротив, представляли социальные низы и политические направления и партии, находившиеся вне реального участия в легальной политической жизни (прежде всего меньшевики и эсеры).

Временное правительство, будучи по характеру властью исполнительной, но не выборной, опиралось на Советы – представительные органы, имевшие выборное происхождение. В сложнейшей постфевральской ситуации, в условиях продолжавшейся мировой войны и назревающей экономической катастрофы, Временное правительство в поисках собственной опоры развивалось в режиме коалиций, который вел ко все большей дискредитации власти.

Крайняя политическая радикализация общества, расширение доступа к решению важнейших государственных вопросов целых слоев и деятелей, не имевших опыта, а порой и представлений об их решении, накладывала соответствующий отпечаток на характер государственного управления.

Временное правительство уже 3 марта 1917 г. в своей Декларации о составе и задачах провозгласило следующие основания своей деятельности:

1) Полная и немедленная амнистия по всем делам – политическим и религиозным.

2) Свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек, с распространением политических свобод на военнослужащих в пределах, допускаемых военно-техническими условиями.

3) Отмена всех сословных вероисповедных и национальных ограничений.

4) Немедленная подготовка к созыву на началах всеобщего равного тайного и прямого голосования Учредительного собрания, которое установит формы правления и конституцию страны.

5) Замена полиции народной милицией с выборным начальством, подчиненным органам местного самоуправления.

6) Выборы в органы местного самоуправления на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования.

Временное правительство провозглашало особо лояльные позиции в отношении прав военнослужащих и отсутствие намерений использовать условия военного времени как повод для неосуществления вышеизложенных реформ и мероприятий.

Новое правительство России энергично приступило к осуществлению целого ряда конкретных мероприятий в сфере государственного управления.

Уже 4 марта 1917 г. было вынесено постановление об обращении к населению, «что государство, в лице Временного правительства, будет ненарушимо отвечать по всем денежным и другим обязательствам, ранее заключенным от имени государства».

В тот же день было принято постановление о возложении обязанностей губернаторов, временно отстраняемых от должности, и уездных исправников на председателей губернских и уездных земских управ и сохранение на местах старого административного аппарата, «в целях поддержания нормального хода жизни в стране».

19 марта 1917 г. в постановлении Временного правительства по земельному вопросу было подчеркнуто, что «земельный вопрос должен быть решен путем закона, принятого народным представительством», для чего предполагалось предпринять срочную подготовку и разработку соответствующих материалов и образовать при министре земледелия земельный комитет.

Реальная деятельность Временного правительства далеко не во всем соответствовала провозглашенным намерениям, что объяснялось неустойчивостью самого правительства, в свою очередь производной от растущего общенационального кризиса в условиях продолжающейся мировой войны.

Самое важное состояло в том, что Временное правительство никогда не обладало полнотой государственной власти. Более того, неверие в собственные силы, неудовлетворенность отсутствием необходимой полноты реальных полномочий в условиях весьма серьезного разномыслия были свойственны большинству конструктивно мыслящих членов кабинета. Один из крупнейших промышленников, один из основателей партии октябристов, депутат III Думы, председатель центрального Военно-промышленного комитета (1915–1917 гг.), военный и морской министр Временного правительства (март–май 1917 г.) А.И. Гучков 4 мая 1917 г. с горечью заключил: «Я ушел от власти, потому что ее просто не было».

Наши рекомендации