Государственный флаг, флаги и вымпелы
Государственный флаг, флаги и вымпелы
Государственный Флаг определяет под юрисдикцией какого государства находится судно. Государственный Флаг Российской Федерации поднимается на судне после получения Свидетельства о праве плавания судна под Государственным Флагом Российской Федерации.
Государственный Флаг поднимается во время хода и стоянки судна ежедневно в 8 часов и спускается с заходом солнца. При плавании судна в водах, расположенных за полярным кругом, при продолжительном дне Государственный флаг должен быть поднят с 8 до 20 часов.
При следовании и стоянке в территориальных и внутренних водах иностранного государства на носовой (сигнальной) мачте одновременно с Государственным Флагом Российской Федерации поднимается и несется Государственный Флаг данного государства.
Примечание: На несамоходных судах, эксплуатируемых без судовой команды, Государственный флаг Российской Федерации не поднимается.
Государственный флаг поднимается на судне во время хода на гафеле или кормовом флагштоке, во время стоянки – на кормовом Флагштоке.
Буксирным судам на ходу и на стоянке разрешается нести Государственный флаг на гафеле.
При плавании по внутренним водным путям может подниматься вымпел судовладельца на носовой (сигнальной) мачте, при отсутствии носовой мачты вымпел поднимается на носовом флагштоке.
Подъем и спуск Государственного флага, вымпела, других флагов производится по распоряжению вахтенного помощника капитана.
При нахождении на судне в качестве официальных лиц Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, иных лиц, представляющих Президента Российской Федерации или Правительство Российской Федерации кроме Государственного флага, поднимаемого на гафеле или кормовом флагштоке, на носовой сигнальной мачте, с согласия указанных лиц, поднимается Государственный флаг Российской Федерации.
При нахождении на борту судна официального лица высшей власти иностранного государства при стоянке судна в российском порту на носовой (сигнальной) мачте поднимается Государственный флаг данного государства.
В особо торжественные и праздничные дни, а также в дни национального праздника страны порта стоянки судна (по согласованию с консулом) судно может расцвечиваться флагами Международного свода сигналов.
В траурные дни Государственный флаг Российской Федерации держится приспущенным до половины мачты или кормового флагштока.
ГЛАВА 3
Экипаж судна
Экипаж состоит из лиц командного состава, судовой команды, а на пассажирских судах также и персонала, обслуживающего пассажиров.
К командному составу относятся: капитан (командир), помощники капитана (командира), судовые механики, электромеханики и радиоспециалисты. Судовая команда состоит из лиц, которые не относятся к командному составу судна и персоналу, обслуживающему пассажиров.
Штат, форма и режим организации труда экипажа судна устанавливаются приказом судовладельца с учетом требований Положения о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания.
Капитан
Общие положения
Капитан возглавляет экипаж судна, является его руководителем на основе единоначалия и подчиняется непосредственно судовладельцу.
При передаче судна по договору аренды с экипажем члены экипажа являются работниками арендодателя, капитан подчиняется его распоряжениям, относящимся к управлению и технической эксплуатации судна, и распоряжениям арендатора, касающимся коммерческой эксплуатации судна.
Все указания относительно деятельности судна адресуются капитану, который отвечает за их выполнение.
Капитан осуществляет защиту законных интересов и прав членов экипажа и лиц, находящихся на судне.
Капитан является представителем судовладельца в отношении сделок, вызываемых нуждами судна, груза или плавания.
По поручению судовладельца или арендодателя он заключает сделки, связанные с агентированием судна, взятием лоцманов, буксиров, приобретением продовольствия, топлива, снабжения судна, и другие сделки, касающиеся эксплуатации судна.
Капитан является представителем грузовладельцев в отношении сделок, вызываемых нуждами груза, если иное не предусмотрено в договорах перевозки.
Права капитана
Капитан имеет право:
производить распределение обязанностей между членами экипажа по выполнению судовых работ и заведованиям;
требовать от судовладельца замены членов экипажа при установлении несоответствия их занимаемой должности;
в случае необходимости отстранить от исполнения служебных обязанностей любого члена судового экипажа и направить его в распоряжение органа, принявшего на работу;
объявлять авральные и аварийные работы, требующие участия всего экипажа или значительной части его; никто из находящихся на борту лиц не вправе отказаться от участия в них или заканчивать их ранее установленного срока;
изолировать до прихода в первый российский порт лицо, действия которого угрожают безопасности судна или находящимся на нем людей и имущества;
в случае явной опасности для судна, людей и груза, оказании помощи другому судну или людям устанавливать повышенный, против норм, режим работы главной силовой установки или других технических средств, принимая на себя ответственность за последствия. Об отданных распоряжениях делается запись в судовом журнале;
не выходить в рейс или приостановить его, если укомплектованность экипажа, техническое состояние судна или его технических средств не обеспечивают безопасность плавания, а также при сложившихся неблагоприятных условиях плавания или чрезмерной усталости экипажа. Об этих обстоятельствах надлежит сообщить судовладельцу с отражением факта в судовом журнале;
отказаться от приема на борт судна отдельных грузов, если их погрузка и перевозка противоречат правилам перевозки грузов или создают угрозу безопасности судна, людей, груза;
капитан имеет право применять меры поощрения и налагать дисциплинарные взыскания на лиц экипажа судна в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Капитан издает приказы по судну. Распоряжения капитана в пределах его полномочий подлежат беспрекословному исполнению всеми находящимися на судне лицами;
отстранять лоцмана от проводки в случаях сомнений в правильности рекомендаций или неправильных его действий и осуществлять в дальнейшем проводку самостоятельно в районах необязательной лоцманской проводки или потребовать замены лоцмана, если такая проводка является обязательной;
удостоверять во время плавания завещания лиц, находящихся на борту судна;
выбирать тот путь следования, который он сочтет безопасным с учетом ограничений, установленных органами технического надзора и классификации, а также состоянием судна и пути;
в случае болезни временно передать командование судном старшему помощнику капитана, о чем немедленно докладывает судовладельцу. В судовой журнал записывается дата, время передачи командования и место нахождения судна.
Если, по мнению капитана судну грозит неминуемая гибель, капитан, после принятия всех мер по спасанию пассажиров, разрешает экипажу оставить судно. Капитан оставляет судно последним, приняв все зависящие от него меры по спасению судового, машинного журналов, журнала судовой радиостанции и радиожурнала ГМССБ (если ведется), судовой печати, документов и ценностей.
В случае гибели судна, куда бы ни был доставлен экипаж, капитан сохраняет все права и обязанности в отношении всех спасенных лиц, находившихся на судне до его гибели. Если в результате спасения экипаж доставлен в иностранный порт, капитан должен принять все возможные меры к скорейшей его доставке в место базирования судна.
Обязанности капитана
Капитан судна обязан обеспечивать:
надлежащее управление судном и руководство судовождением, безопасность плавания, поддержание порядка на судне, охрану окружающей среды, предотвращение причинения всякого вреда судну и находящимся на нем людям и грузу, выполнение производственных задач;
соблюдение на судне законов Российской Федерации международных и национальных правил, других нормативных и правовых актов законодательства о водном транспорте;
организацию и контроль подготовки экипажа к борьбе за живучесть судна, а также к действиям по спасению людей;
соблюдение правил перевозки пассажиров, грузов, багажа и должного уровня обслуживания пассажиров;
соблюдение требований положения о рабочем времени и времени отдыха работников плавсостава, охрану труда на судне;
выполнение требований правил по предотвращению загрязнения окружающей среды;
своевременное предъявление судна к осмотрам и освидетельствованиям органам надзора;
выполнение утвержденных графиков и расписаний движения судна.
Капитан судна обязан:
в случае транспортного происшествия с судном, повреждения судном других судов или сооружений, порчи или утраты груза, багажа, несчастных случаев с людьми, а также в других подобных случаях, в результате которых могут быть предъявлены претензии судовладельцу, сообщить соответствующим органам, судовладельцу о случившемся, принять меры по ликвидации последствий и причин происшествия, обеспечить своевременное оформление документов в установленном порядке, а также в соответствии с указаниями судовладельца;
в случае обнаружения на судне, находящемся в плавании, признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, до передачи его компетентным органам в ближайшем порту или населенном пункте.
В случае обнаружения на судне во время пребывания в порту признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, незамедлительно информировать об этом компетентные органы;
в случае нападения на судно с целью совершения противоправных деяний действовать в порядке, установленном Федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с Федеральными органами исполнительной власти в области государственной безопасности и в области внутренних дел;
составить акт о каждом случае рождения или смерти на судне при участии двух свидетелей и медицинского работника (если он имеется на судне) и сделать запись в судовом журнале;
уведомить судовладельца о случае смерти на судне и принять меры к сохранению тела умершего, которое передать родственникам или администрации ближайшего порта;
обеспечить составление описи и сохранность на судне имущества умершего до передачи этого имущества, согласно описи, родственникам умершего или администрации ближайшего порта;
в случае исчезновения члена экипажа или пассажира при обстоятельствах, допускающих возможность его гибели, сделать запись в судовом журнале, составить соответствующий акт, а также опись оставшегося имущества пропавшего и передать акт и имущество администрации ближайшего порта;
если член экипажа нуждается в неотложной помощи, которая не может быть оказана в плавании, зайти в ближайший порт, известить об этом судовладельца, портовые власти, а в случае захода в иностранный порт - также консула Российской Федерации и агента судовладельца (если он имеется в порт захода);
оказать помощь людям на воде, которым угрожает гибель, при условии, что это безопасно для судна, экипажа и пассажиров;
в случаях военной опасности принять все возможные меры к недопущению захвата судна, находящихся на нем людей, документов, груза и другого имущества;
не реже одного раза в месяц проводить с участием старшего помощника капитана, старшего механика осмотр судна, судовой техники и предметов снабжения с записью результатов осмотра в судовом журнале;
осуществлять контроль за правильным ведением судового журнала, журнала судовой радиосвязи и радиожурнала ГМССБ (если положено его ведение)
Государственный флаг, флаги и вымпелы
Государственный Флаг определяет под юрисдикцией какого государства находится судно. Государственный Флаг Российской Федерации поднимается на судне после получения Свидетельства о праве плавания судна под Государственным Флагом Российской Федерации.
Государственный Флаг поднимается во время хода и стоянки судна ежедневно в 8 часов и спускается с заходом солнца. При плавании судна в водах, расположенных за полярным кругом, при продолжительном дне Государственный флаг должен быть поднят с 8 до 20 часов.
При следовании и стоянке в территориальных и внутренних водах иностранного государства на носовой (сигнальной) мачте одновременно с Государственным Флагом Российской Федерации поднимается и несется Государственный Флаг данного государства.
Примечание: На несамоходных судах, эксплуатируемых без судовой команды, Государственный флаг Российской Федерации не поднимается.
Государственный флаг поднимается на судне во время хода на гафеле или кормовом флагштоке, во время стоянки – на кормовом Флагштоке.
Буксирным судам на ходу и на стоянке разрешается нести Государственный флаг на гафеле.
При плавании по внутренним водным путям может подниматься вымпел судовладельца на носовой (сигнальной) мачте, при отсутствии носовой мачты вымпел поднимается на носовом флагштоке.
Подъем и спуск Государственного флага, вымпела, других флагов производится по распоряжению вахтенного помощника капитана.
При нахождении на судне в качестве официальных лиц Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, иных лиц, представляющих Президента Российской Федерации или Правительство Российской Федерации кроме Государственного флага, поднимаемого на гафеле или кормовом флагштоке, на носовой сигнальной мачте, с согласия указанных лиц, поднимается Государственный флаг Российской Федерации.
При нахождении на борту судна официального лица высшей власти иностранного государства при стоянке судна в российском порту на носовой (сигнальной) мачте поднимается Государственный флаг данного государства.
В особо торжественные и праздничные дни, а также в дни национального праздника страны порта стоянки судна (по согласованию с консулом) судно может расцвечиваться флагами Международного свода сигналов.
В траурные дни Государственный флаг Российской Федерации держится приспущенным до половины мачты или кормового флагштока.
ГЛАВА 3
Экипаж судна
Экипаж состоит из лиц командного состава, судовой команды, а на пассажирских судах также и персонала, обслуживающего пассажиров.
К командному составу относятся: капитан (командир), помощники капитана (командира), судовые механики, электромеханики и радиоспециалисты. Судовая команда состоит из лиц, которые не относятся к командному составу судна и персоналу, обслуживающему пассажиров.
Штат, форма и режим организации труда экипажа судна устанавливаются приказом судовладельца с учетом требований Положения о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания.